Крылатые качели
Из самарских «Крыльев Советов» хотели сделать футбольный суперклуб. Но теперь им нужна скорая помощь.
Футболисты самарских «Крыльев Советов» не видели зарплаты с прошлого лета: приходится жить обещаниями и слухами о возможном банкротстве клуба. Перед новым годом депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев выложил в ЖЖ открытое письмо болельщиков президенту и премьеру. Медведева и Путина просили вмешаться в судьбу клуба, и бурной реакции уже никто не ждал.
Но письмо дошло до адресатов: через несколько дней на совещании первых спортивных чиновников Самары, гендиректор «Крыльев» Юрий Макеев заявил, что город просто не может потерять клуб с такой историей. «Банкротства не будет. Будет оздоровление» – заверил он и пообещал в ближайшее время рассчитаться с футболистами. Говорят, что спонсор клуба, госкорпорация «Ростехнологии», получила приказ сверху – любыми способами спасти клуб. Деньги тут же нашлись: в этом сезоне команде обещано $50 млн.
Болельщики «Крыльев Советов» вправе жаловаться на судьбу: после того, как в 2005 году ушел прежний президент клуба Герман Ткаченко, дела шли все хуже и хуже. Результатов не было, а сами «Крылья» попали на карандаш УЕФА из-за подозрения в организации договорных матчей. В 2007 году «Крылья» должны были вздохнуть свободнее: шефство над командой получили «Ростехнологии». Корпорация обещала сделать из команды супер-клуб – но с началом кризиса стало не до футбола. В прошлом году кредиторы стали через суд требовать с «Крыльев» долги, и над командой замаячила перспектива банкротства.
ЭКОНОМИЯ НА КРЫЛЬЯХ
Свой главный взлет «Крылья Советов» пережили в начале 2000-х. В то время олигарх Олег Дерипаска серьезно развивал в Самаре собственный бизнес: при поддержке областных властей стал владельцем компании «САМЭКО», преобразованной потом в «Самарский металлургический завод», и ОАО «Гидроавтоматика». В нагрузку ему якобы передали и футбольную команду. Начальником «Крыльев» был назначен вице-президент «Сибирского алюминия» Герман Ткаченко – большой футбольный болельщик. Он полностью переключился на футбольные дела и за несколько лет вывел команду в лидеры.
В 2004 году «Крылья» не только заняли третье место в чемпионате, но и стали лидером Восточной Европы по посещаемости матчей. Самарские болельщики стали гадать о потенциальных соперниках в Кубке УЕФА, а Ткаченко укреплять тылы – одолжил у структур Романа Абрамовича $5 млн на покупку сербского футболиста Огнена Коромана и бразильца Мойзеса.
Но отметить по достоинству историческое событие «Крыльям» не удалось. В начале 2005 года Олег Дерипаска решил завязать с бизнесом в Самаре – металлургический завод был продан американской компании «Алкоа», а «Гидроавтоматика» перешла самарскому бизнесмену Алексею Леушкину. Говорят, тогда между властью и владельцами «Крыльев» произошел раскол, а сама команда перешла на режим строгой экономии. «Трудная была ситуация: деньги не платили, а в столовой кроме капусты нечего есть было», – рассказывает Newsweek тренировавший в то время команду Гаджи Гаджиев.
«Деньги просто кончились», – объясняет Newsweek Герман Ткаченко. В мае 2005 года он попросил депутатов Самарской губернской думы выделить на нужды команды $10 млн, – но ему отказали. «Просто так, как он просил, – так не дают денег. Он пришел и сказал: “Вам нужны «Крылья Советов»? Дайте денег. Не нужны – не давайте”. В такой форме нельзя вообще ни с кем разговаривать, тем более, если ты пришел денег просить», – рассказывает Newsweek экс-президент «Крыльев Советов» Александр Барановский, возглавлявший клуб с 2005 по 2007 гг.
На Ткаченко стали давить: в клубе раз за разом проходили финансовые проверки. Особого выбора не было: либо продавать команду с молотка, а потом банкротить, либо передать ее Самарской области за определенную компенсацию. По словам Барановского, первоначально Ткаченко хотел получить $30 млн. – чтобы хватило еще и погасить набранные за последнее время долги. Но потом договорились на $800 000 плюс прибыль, полученная с продажи игроков. В итоге команда потеряла всех лидеров: Анюкова, Колодина, Овие, Пошкуса и Каряку. «Многие не хотели уходить. Каряка перед отъездом в ”Бенфику” даже пошутил, что, может, загранпаспорт где-нибудь потерять», – вспоминает Гаджиев. Общая выручка с футболистов составила около $10 млн. Впрочем, сам Ткаченко говорит, что вырученные за футболистов деньги как раз и пошли на погашение задолженности.
«Как же они могли пойти кредиторам, если нам потом долг в $40 млн. остался?», – недоумевает Барановский. «Новым управленцам было выгодно говорить, что долг огромный, – отвечает Ткаченко. – На самом деле Александр Петрович сильно лукавит». По словам Ткаченко, нового президента «Крыльев» выбрали с подачи губернатора Константина Титова. Сразу подтянулись и спонсоры: только за первый месяц, говорит Барановский, собрали $8 млн. – тут же погасили задолженности перед оставшимися футболистами. Однако игровые проблемы решить не удалось: команда еле-еле доиграла сезон до конца, чуть было не вылетела из премьер-лиги и проиграла в первом круге Кубка УЕФА голландскому «АЗ».
За два следующих сезона «Крылья» заметно потеряли в весе: сильные игроки в команде не появились, и клуб вывалился из первой десятки. По словам Барановского, ничего особенного не произошло – нужно было экономить, вот и экономили. Главными виновниками плохих результатов стали тренеры. Уже через год после прихода Барановского из команды попросили Гаджиева, у которого, по слухам, была слишком высокая для клуба эконом-варианта зарплата.
ФУТБОЛ В КРЕДИТ
Летом 2007 года «Крылья» ждали новые потрясения. Когда на место губернатора Титова пришел Владимир Артяков, к увольнению из команды приготовился и Барановский. Но в конце своего президентского срока он решил усилить команду новыми игроками: из Колумбии были выписаны футболисты Эскобар и Кинтеро. Деньги на эти трансферы Барановский попросил у Артюкова: мол, прежний губернатор Титов обещал помочь, да и «год урожайный» – денег в бюджете много.
«Но новый губернатор сказал: пока я не вник в дела – изыскивай сам возможности, а в дальнейшем мы поможем», – вспоминает Барановский. Возможность президент «Крыльев» нашел. Он взял кредит у компаний ООО «Анро» и Quartan Enterprises Ltd на $4 млн. Вскоре Барановского отправили в отставку, а долг на «Крыльях» так и остался. Последний год Барановский посвятил тому, чтобы стребовать долг с «Крыльев Советов» – уже со стороны кредиторов. «Фирмой «Анро» руководит моя старшая дочь – и это не военная тайна», – говорит он Newsweek. Собственную заинтересованность он объясняет тем, что в «2007 году пришлось стать поручителем по этому кредиту».
После ухода Барановского в команду вернулся Герман Ткаченко – уже как неформальный консультант «Ростехнологий», отвечающий за спортивную часть. Особых изменений он не увидел: на клубе по-прежнему висели многочисленные долги, в том числе и компаниям Романа Абрамовича, на погашение которых «Крыльям» в 2007 году выделили 200 млн. рублей из бюджета Самарской области. Сам кредит к этому времени вырос уже до $8 млн.
Долги страшными не казались – ведь за спиной теперь стояли «Ростехнологии». Ткаченко вновь принялся собирать сильную команду. В одно межсезонье в клуб пришли звездные чехи Ян Коллер и Иржи Ярошик, а также сразу несколько перспективных российских игроков. Ткаченко со многими футболистами договаривался лично, упирая на то, что в Самаре теперь стабильность – пришла крупная госкорпорация и проблем не будет. Проблемы пришли быстро, причем к самому Ткаченко, он не сработался с новыми хозяевами и через полгода вновь покинул клуб.
«Ростехнологии» проявляли щедрость до кризиса: корпорация одолжила у дружественного «Новикомбанка» 1 млрд. рублей и взяла еще несколько более мелких кредитов – из этих денег и финансировались «Крылья Советов» последние два года. Когда прошлым летом деньги внезапно закончились, владелец клуба дал понять, что сейчас не стоит рассчитывать на щедрые подарки. В тяжелые времена активизировались старые кредиторы: структуры Абрамовича и компании Барановского. Сначала в суд пошли «Анро» и Quartan Enterprises Ltd – в феврале они подали иски, а в октябре были арестованы счета «Крыльев» и описано имущество.
В мае прошлого года на Барановского завели уголовное дело за превышение полномочий: якобы он присвоил себе эти $4 млн., а не потратил на клуб. Адвокаты сработали четко – уже в конце месяца все обвинения с Барановского сняли. «Это на меня давить пытались», – объясняет Барановский. На Абрамовича никто давить не стал – и суд обязал «Крылья» выплатить кредиторам уже $9,3 млн.
Для того, чтобы пройти лицензирование и заявиться на чемпионат России, у клуба не должно быть долгов. По подсчетам Ткаченко, сейчас «Крыльям» нужно погасить примерно $12-13 млн. кредиторской задолженности и до $15 млн долгов по зарплатам и бонусам. Клубу еще повезло, что на нем не висит миллиард, взятый у «Новикомбанка» – он записан на Фонд поддержки ФК «Крылья Советов» и такие долги при лицензировании не учитываются. Но проблему это не решало. Болельщики даже начали собирать деньги и готовить акции протеста: сначала грозили пройти по центральным улицам Самары, но потом согласились просто собраться на одной из площадей.
Теперь, вероятно, митинг и не нужен – о трудностях Самары услышали в Москве и «Ростехнологии» поспешили заверить, что в следующем году никаких финансовых проблем у команды не будет. $50 млн, действительно, позволят и долги вернуть и на развитие клуба останется. Проблема в том, что получить деньги и расплатиться по долгам «Крылья Советов» должны, самое позднее, до 20 февраля – иначе на чемпионат уже не попасть. Помощь «Ростехнологий» должна быть скорой.
А то те, кто зарабатывает на футболе прикрывается какой-то социальной значимостью футбола. Хотя чистый распил ргионального бабла.
Единственное наверное с чем не соглашусь - это стадионы в муниципальной собственности. Стадионы должны передаваться в аренду и управление клубам на длительный срок с правом выкупа. Если футбол это бизнес и клубы зарабатывают на этом, а государство строит стадионы на первоначальном этапе, то деньги надо за них вернуть обществу. Арендная ставка должна, на мой взгляд, утверждаться законом на федеральном уровне.
По 2-й части мне кажется пришло время провести РФС глобальную инвентаризацию всего имеющегося в стране футбольного хозяйства, составить специальный реестр и ввести новую систему лицензирования и отчетности футбольных клубов. Например требовать, чтобы дотации или заемные средства не превышали 10-20% от собственной выручки, а общая задолженность полностью бы покрывалась имеющимися основными средствами, включая стоимость трансферов футболистов.