Разговор слепого с глухим
Сколько телевидение должно платить за российский футбол?
Стартующий в марте чемпионат России последний в четырехлетнем $92-миллионном контракте премьер-лиги с «НТВ Плюс», прорывном (потому что никогда участники турнира не получали от телевидения семизначных сумм) и скандальном (скандал подарил нам такие яркие мемы, как «рядовой болельщик» и «Мутко намутил»).
К четвертому году контракта российские клубы окончательно осознали, что суммы хоть и семизначные, но совсем небольшие: чуть больше пары миллионов долларов в год, чуть меньше 5 процентов клубного бюджета. От следующей сделки все, с кем ни заговоришь, ждут радикального увеличения. Президент ЦСКА Евгений Гинер говорит о сумме в 150 миллионов долларов в год, президент «Локомотива» Николай Наумов устанавливает планку еще выше 150-200 миллионов евро. Примерно в десять раз больше, чем сейчас. Генпродюсер «НТВ Плюс» Дмитрий Чуковский, с трудом удерживаясь в рамках политкорректности, называет эту сумму «заоблачной». Торги начались.
Цену нового телеконтракта едва ли будет определять конкуренция телекомпаний, способных выложить больше, чем «НТВ Плюс», не просматривается. Потому торговаться станут скорее на понятийном уровне. Чем ближе к завершению тем больше подобных пикировок мы услышим, тем сильнее диалог телекомпаний и клубов будет напоминать разговор слепого с глухим. Все это мы уже проходили. «В Англии телеправа проданы за миллиард долларов в год». «А что, у нас уже играют, как в Англии?» «Даже в Румынии и Бельгии платят за трансляции чемпионата больше!» (Что правда 34 и 46 млн евро в год соответственно.) «На телерейтинги футбола посмотрите! Они ниже плинтуса». (Что тоже правда: самый рейтинговый матч прошлого сезона, «Спартак» «Зенит», уступил не только пяти биатлонным трансляциям, но также сотням серий всевозможного «мыла».) «У нас шестой по силе чемпионат в Европе» «Ага, и 19-й в мире по заполняемости трибун» (И это правда: Шотландия, вторые дивизионы Англии и Германии, Турция, Мексика, Япония, Китай, американская MLS во всех этих лигах посещаемость выше) «Телеправа должны составлять треть клубного бюджета, как у многих в Европе!»
И вот с этого места, на самом деле, стоит попытаться перевести тупиковый по сути обмен репликами в конструктивное русло. Не учить телевидение вести телевизионный бизнес, как это попробовал сделать в том же интервью Евгений Гинер, обосновав свои притязания нехитрой, но совершенно оторванной от реалий калькуляцией. Потому что на это, нет сомнений, последует зеркальный ответ телевизионщикам тоже найдется что сказать на тему правильного обустройства жизнь клубов. Правильнее будет приложить эту среднеевропейскую формулу клубного бюджета «треть от телевидения, треть от билетов, треть от мерчандайзинга, рекламы и прочего» к нашим реалиям.
Всем давно очевидно, что российский футбол глобально переоценен, что интерес к чемпионату России уже много лет практически не растет, что расходы команд у нас связаны не с доходной базой, а исключительно с амбициями их учредителей. Потому глупо, конечно, ожидать от телевидения покрытия трети сверхвысоких издержек «Зенита», «Рубина», «Локомотива» и т.д. но почему не ждать примерно тех же сумм, что приносит продажа билетов или другие коммерческие активности? Если посмотреть на вещи под таким углом, то сегодняшние телевизионные доходы клубов выглядят более-менее адекватными, если и заниженными то совсем чуть-чуть. Билетным сборам они даже в случае ведущих клубов уступают не сильно, доходам от мерчандайзинга и рекламы тоже максимум в полтора-два раза. Исключением является разве что «Зенит», зарабатывающий сильно больше ну так не случайно это чуть ли не единственный сейчас клуб в России, в котором всерьез обсуждают, не продавать ли свои телеправа самостоятельно. Вышеприведенный диалог, в общем, должен продолжиться примерно такой репликой телеканалов: «Дорогие клубы, хотите в семь-десять раз больше денег? А вы способны увеличить заработок на мерчандайзинге, рекламе и билетах хотя бы в пять-семь раз?»
Не исключено, что клубы способны; пусть не в пять но хотя бы вдвое. Расти с низкой базы не так уж сложно, если действительно к этому стремиться. Совсем заоблачной, на самом деле, вышеупомянутая сумма не является. Только что завершились переговоры о продаже телевизионных, цифровых и мобильных прав в Турции в стране, чьи условия более всех прочих похожи на российские (уровень футбола схож, инфраструктура не намного лучше, размер рекламного рынка сопоставим, 73 миллиона жителей, сильная централизация). Несколько пакетов прав на показ турецкого чемпионата распроданы там трем покупателям на общую сумму... барабанная дробь... 260 миллионов евро в год!
Это даже больше, чем мечталось Наумову и Гинеру. Может, в Турции щедрее телевидение? Нет, там просто больше любят футбол и лучше умеют его продавать (37 млн из этих 260 млн евро вклад мобильных операторов и операторов интернет-вещания). Приведу лишь четыре цифры по «Фенербахче»: средняя посещаемость матча национального чемпионата 42,5 тысяч человек, общая сумма билетных сборов 28 млн евро, в год продается 350 тысяч клубных футболок, доходная часть бюджета 111 млн евро. Как итог место в топ-20 последнего рейтинга Deloitte.
Тем не менее, я предлагаю воспринять заявления Николая Наумова и Евгения Гинера (а также недовольное шушуканье остальных клубных менеджеров) в позитивном ключе. Как яркую иллюстрацию возрастающего желания российских клубов куда больше денег зарабатывать на продажах своего основного продукта футбольного зрелища, а не получать от учредителей. Желание очень правильное, и если оно инициирует правильные действия, продукт от этого будет только лучше.
Этот текст колонка из свежего номера журнала PROспорт
Если нет интереса к футболу, если люди не ходят на стадионы, не покупают атрибутику, с чего это они вдруг станут абонентами футбольного канала и начнут платить хоть по двести, хоти по десять рублей за то, что им не интересно и что они не будут смотреть? Потому что вам так хочется?
Посещаемость матчей как раз отлично характеризует общий интерес к футболу. Все взаимосвязанно.
Почти все, у кого есть интерес к футболу, уже пришли на стадион, дальше - пустота ...
Если бы на Фенер не ходило по 42 тыс чел на каждый матч, если бы они не продавали по 350 тыс футболок за сезон, то и телеправа в на футбол в Турции не стоили бы 260 млн.евро. Это все взаимосвязанно!
Сейчас уже многие кабельщики предлагают опцию - «Наш футбол». Интересно, какой процент зрителей подписался.
Как говорил Жванецкий: «Нет, мы, конечно, спортивная страна. Но мы становимся спортивной, если нам нужен враг, а не потому, что любим спорт». Он это приводил на примере матча матча с Германией. И также приводил пример США, где «люди до конца жизни гордятся, что в школе лучше всех бегали стометровку в восьмом классе. и хранят эти медали всю жизнь, и хвастаются ими, и их понимают».
С этим не могут бороться Гинеры и дело не в ТВ, не в картинке, не в маркетинге и прочем. Нужно другое. Здесь нужна большая гос программа. Не просто «мечты сбываются», а гораздо шире. С большой деньгой и мощными ресурсами. Многие ждут процесса: большая победа --> интерес к спорту. Это в корне неверный подход. ПРОЦЕСС ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБРАТНЫМ. В крайнем случае двунаправленным. Но это в перспективе. А сейчас нужна просто мощная, мощнейшая реклама. Правильно Олег пишет про уроки футбола в школе. Есть же классные часы , есть патриотические темы, приглашают (в моей школе , по крайней мере, когда-то приглашали) ветераном. Мальчишкам будет интересно про футбол не в меньшей степени.
Интерес - вещь искусственная по своей сути. Им можно управлять.
Все-таки футбол смотрят по большей части работоспособное население мужского пола,
а это по определению самая платежеспособная часть аудитории. Процент проценту рознь.
Понятно что клубы сами должны улучшать свою работу по части маркетинга.
На тот же Зенит будут скоро ходить как на Фенербахче, как тока построят новый стадион.
Но если турецкое ТВ готово платить 223 млн.евро(260-37) их клубам, то почему наше не
способно заплатить хотя бы 150.. Неужели такая дикая разница в стоимости рекламных минут
на тв между нашими странами ?
Просто вот интересно, берут ли турки со своих зрителей по 10т.р. в их валюте за
оборудование? Или же там телезрители тока абонентскую плату вносят. Этот момент
существенный, и на него обращал внимание Гинер.
Не очень понятно, почему Дмитрий назвал калькуляцию Гинера «совершенно оторванной от
реалий».
Антену можно ставить на крыше, на балконе, в конце концов можно поставить в комнате у окна (50-60см), было бы желание.....
Берлин думаю не деревня Васюки, но здесь никто не запрещает ставить «железяку» если конечно ты живёшь не напротив Рейхстага.....