10 мин.

Карта памяти. Ангел, спустившийся с небес

В наш мир он заглянул совсем ненадолго - всего на 36 лет, но в наших сердцах будет жить всегда. Великий игрок, неповторимая карьера, ранний уход и много слёз вслед. Жена Мариэлла осталась вдовой, а сын Риккардо рос без отца. Блог Forza Calcio вспоминает «обаятельного чистильщика» Гаэтано Ширеа.

Festina lente (Торопись медленно). Эту истину много раз повторял римский император Август. Бутсы уже были повешены на гвоздь, Гаэтано Ширеа получил должность технического тренера клуба всей его жизни - «Ювентуса». Бьянконери выступали в Кубке УЕФА, следующим соперником был польский «Гурник». В обязанности «обаятельного чистильщика» входил просмотр матчей ближайших соперников «Старой Синьоры». Задержавшись после игры, Гаэтано и трое его спутников были вынуждены торопиться в местный аэропорт, дабы вернуться в Турин. Трасса Лодзь – Варшава, перед «Фиатом» Ширеа неспешно двигались две фуры, которые водитель решил обогнать по встречной полосе. Маневр выполнить не удалось: навстречу выскочил фургон, произошло столкновение. В багажнике «Фиата» было четыре канистры с бензином, которые мигом воспламенились. Спастись удалось лишь одному человеку. И это был не Гаэтано.

Гаэтано Ширеа родился в небольшом городке Чернуско-суль-Навильо, что в Ломбардии. Свои первые шаги в большом футболе он сделал в Бергамо в местной «Аталанте». В ней же он и дебютировал в матче против «Кальяри» 24 сентября 1972 года. Основной защитник клуба получил травму, а молодой Ширеа получил свой шанс. Уже во время своего дебюта смелая и не по годам уверенная игра Ширеа привлекла внимание.

Домашняя арена бергамасков «Stadio Atleti Azzurri d’Italia» приютила Гаэтано на два сезона. Затем поступило предложение, от которого отказаться было невозможно. Защитником заинтересовался туринский «Ювентус». Шаг навстречу трансформации от обычного человека к футбольному гуру был сделан. Однако клуб из Бергамо сезон провалил, попрощавшись с Серией А.

Скауты «Ювентуса» частенько посещали матчи «Аталанты». Нельзя сказать, что их целью являлся непременно защитник бергамасков, однако уже по своим первым матчам и спокойствию, которому позавидовал бы и удав, он их впечатлил. Простой интерес превратился в предметный разговор. Сам Гаэтано отшучивался, до последнего не верил, что такой клуб, как «Ювентус», мог заинтересоваться его скромной персоной. Однако это было правдой и трансфер был оформлен. Переговоры были довольно сложными, но не увенчаться успехом они просто не могли. Гаэтано в Турин отвез сам президент «Аталанты».

Трансфер в Турин позволил получить вызов в сборную Италии, ведомую легендарным алленаторе Энцо Беардзотом. С момента первого матча в Серии А и дебюта в национальной сборной страны минуло чуть больше двух лет. На адаптацию в «Юве» много времени не потребовалось и вместе с Клаудио Джентиле они образовали одну из сильнейших пар центральных защитников сборной Италии (в будущем) и «Ювентуса».

Как эти две противоположности стали единым целым остается загадкой. Клаудио Джентиле был жестким футболистом, который частенько практиковал запугивание нападающих соперников как словом, так и делом, в то время как Гаэтано Ширеа был тихим, спокойным «либеро», который предпочитал играть изящно, взяв на вооружение тактическую подкованность. Возможно, что именно контраст двух стилей дал жизнь успешному партнерству. Для клуба и сборной этот дуэт принес немало минут счастья и радости.

Двенадцать лет в Национале, четырнадцать сезонов с «Юве». В сборной Италии Гаэтано Ширеа стал частью легендарной Скуадры образца чемпионата мира 1982 года. Просто вчитайтесь в эти имена: Дино Дзофф, Франко Барези, Джузеппе Бергоми, Антонио Кабрини, Бруно Конти, Паоло Росси, Марко Тарделли и Габриэле Ориали.

Тот Мундиаль сборная начала ни шатко, ни валко: три ничьи со сборными Перу, Камеруна и Польши. Сейчас этого бы не хватило для выхода из группы, однако тогда забитый совсем не лишний гол позволил обойти в таблице Камерун.

Итальянские СМИ обрушили вал критики на Национале, а сами игроки еще не были под гнетом случившегося в Серии А скандала, связанного со ставками. Второй раунд был также групповым и жеребьевка явно не благоволила Италии – в соперники достались аргентинцы и бразильцы. Задача выхода в полуфинал виделась нереальной. Однако благодаря компактной игре сзади и атакующей мощи в лице Тарделли и Кабрини пала Аргентина. Затем был сверхуспешный  матч с Бразилией с хет-триком Паоло Росси (3-2). В полуфинале ждала Польша с Бонеком на борту.

И снова стена в обороне и дубль Паоло Росси позволили Скуадре выйти в полуфинал. Италия, которую уже никто уже не мог остановить, прошлась по сборной ФРГ (3-1), а Ширеа и Джентиле были одними из главных творителей финального успеха. Отыграв еще четыре года с Национале, Гаэтано решил завершить игровую карьеру. Было это после неудачного чемпионата мира 1986 года. Всего в составе сборной Италии защитник провел 78 матчей и забил дважды.

Вместе с «Ювентусом» Гаэтано Ширеа творил историю. Он является одним из пяти игроков, которые выиграли хотя бы по разу каждый из международных трофеев, признанных ФИФА и УЕФА. Он также является лишь одним из девяти игроков, которые выиграли три главных клубных футбольных кубков.

В свое время с "бьянконери" Ширеа выиграл семь скудетто, два Кубка Италии, один Кубок УЕФА, Кубок Кубков, Кубок европейских чемпионов, Суперкубок УЕФА и Межконтинентальный кубок.

По окончании сезона 1987/1988 Гаэтано объявил об окончании карьеры и тут же получил техническую должность в клубе. Это решение в итоге стало фатальным.

В 2005 году по предложению бывшего главного тренера национальной сборной Энцо Беарзота футболка с шестым номером сборной Италии и «Ювентуса» была навсегда закреплена за ее владельцем – за Гаэтано Ширеа.

Память великолепного защитника и прекрасного человека была увековечена в награде, которую после каждого из сезонов вручают самому преданному своей команде игроку. Последним ее обладателем стал Рино Гаттузо.

Кроме этого в последнее время проводится ежегодный международный турнир имени Гаэтано Ширеа. В нем принимают участия юноши не старше 14-ти лет. Восемнадцать команд со всех уголков Европы сражаются за главный приз. Последним его обладателем стала «Барселона», в финале обыгравшая «Милан».

В честь Ширеа была названа улица в Турине. Гаэтано вошёл в число пятидесяти легенд клуба, чьи имена увековечены в золотых звездах вокруг нового стадиона клуба.

Каким его запомнили? Необычайно приветливым и гостеприимным. За свою легендарную карьеру Гаэтано сыграл в 513 матчах и ни разу не получил красной карточки. Кубок мира 1982 года сделал его легендой, а карьера в «Ювентусе» сделала его героем и футбольным богом.

Его сын, Риккардо, вспоминает один из самых ярких дней своего детства:

Честно говоря, когда я родился, я был бессознательным ювентини… На дворе был 1977 год, мой папа был одной из ключевых фигур этой великой команды. В это десятилетие отец с «Юве» добился больших спортивных достижений на международной арене, завоевал Кубок УЕФА в Бильбао, помню незабываемое дерби и выигрыш чемпионат на падающем флажке.

«Ювентус» всегда рассматривается как семья, игроки были друзьями, и именно это предопределило дальнейшие успехи.

Но особым днем, детским воспоминанием, вспышкой, которая первой приходит на ум, это момент, когда мой папа взял меня в тренажерный зал. Мне было 5 лет, я был очень счастлив, прежде всего потому, что я уже собирался в детский сад, но взамен получил подарок в виде целого дня рядом с моим отцом.

Это был первый раз, когда я вошёл в раздевалку, сразу же почувствовал особую атмосферу, было очень весело, я помню, что мне тогда оказали очень много внимания, люди шутили со мной, особенно я понравился Тарделли, Кабрини и Таккони, а человека, которому меня доверили на время тренировки, был Франческо Ромео, местный кладовщик. К сожалению, он недавно умер.

Затем наступил самый ожидаемый мною момент, когда тренер Траппатони свистнул об окончании тренировки, а мой отец позвал меня на поле махнув рукой. Я бежал вместе с ним, радовался, он передавал мне мяч, давал советы, которые я внимательно слушал. Затем мы вместе с ним легли на газон отдохнуть.

Эта история, как и многие другие, заставляют меня чувствовать ювентини с первого моего дня рождения… уже как тридцать лет.

Цитаты:

Гаэтано необыкновенный человек и футболист. Пример стиля и класса как на поле, так и вне его. С ним мы пережили великие моменты. В тренировочном лагере мы делили одну комнату. Я помню во время чемпионата мира в Испании, Тарделли не мог спать в ночь перед матчами. Чтобы расслабиться, он приходил в наш номер, который называл "Швейцария", потому что это был самый спокойный номер в лагере. Нам хватало лишь взглянуть друг на друга, чтобы понять. Не нужно было лишних слов. Из него бы вышел прекрасный тренер, если бы он получил свой шанс: он был убедителен и любил учить. Гаэтано понравился бы современный футбол и он не хотел выглядеть протагонистом. Ширеа никогда не желал быть видной персоной, но он знал, как заставить людей говорить о себе. Его наследник? До вчерашнего дня им был Паоло Мальдини. О сегодня я ничего не скажу.

Он приехал в Турин, когда был еще очень молод, когда я был значительно старше его. Я могу сказать, что наблюдал его рост от мальчика до мужа и примерного отца. Он был застенчивым, хорошим человеком, возможно, даже слишком хорошим. Я часто говорил, что ему стоит быть немного более жестким с соперниками: его спокойствие меня злило. Вы знаете, что он мне отвечал? "Я не могу". Он говорил это с улыбкой на лице и это было его защитой. Я никогда не видел его сердитым. Мы провели бок о бок лучшие годы жизни, много выиграли и пережили общие большие радости. Когда я покинул "Юве", то мы все равно оставались очень близки. Нельзя было его не любить. Нельзя плохо отзываться о нем. Я сильно любил его.

Рыцарь, прекрасный соперник. Его смерть принесла мне много, много боли.

Моим чемпионом был Ширеа. Он мало говорил, но был очень харизматичным. Было очень приятно проводить с ним время. Он производил хорошее впечатление не только на поле. Когда я собрался забрать Гаэтано, то Ахиле Бартолотти сказал: "Гаэтано еще предстоит доказать, что он настоящий чемпион, но то, что он прекрасный человек, я могу тебе гарантировать". Когда Гаэ перестал играть, то я хотел его сделать лицом "Юве". Сначала в качестве наблюдателя, затем тренера, но также я видел в нем специалиста по работе с общественностью. У него было много исключительных качеств, подтверждением которых является его замечательная карьера. Он из тех игроков, которые одарены чем-то большим: вы видите их движения на поле и понимаете, что они предугадывают действие за секунду до следующего. Чемпион жизни. Ширеа был таким. И я его любил.

"Ключевой игрок со всех точек зрения: техники, стиля и поведения": такую характеристику в день смерти Гаэтано дал ему Энцо Беарзот, тренер сборной Италии во время победного мундиаля 1982 года. Это предложение прекрасно подтверждает его стиль игры и образ жизни, всеобщую любовь к нему тех, кто имел счастье пересечься с ним. Достоинства этого человека оцениваются болельщиками всех команд. Его класс всегда ценили и это сделало его лучшим либеро всех времен. В дополнение к этому у него был великий характер: Ширеа никогда не был замечен в спорах ни на поле, ни в него и журналистам в своё ни разу не удалось написать шокирующий заголовок над его словами. Пишущая братия всегда выражала сердечную признательность за его интервью.