11 мин.

Продать нельзя оставить. Фабио Третий

Есть в этом деле такие волки, которыми можно пугать детей. Флегматичный Ван Нистельрой, тщедушный, но смертоносный Индзаги, даром, что Пиппо. Шикарные немецкие асы Гомес и Клозе, Фалькао, заставляющий знать, что Колумбия славна не только наркотиками. Самый страшный из ныне живущих Ибрахимович, убийца с лицом убийцы. Руни, Ван Перси, человек и бюджет Молдавии Кавани... Список практически несчётный, особенно, если копнуть в века, добравшись до батистут, бергкампов и прочих андреевшевченко. Все эти мужчины - синоним победы и её атрибут как австрийский акцент у терминатора Арнольда.

Фабио Квальярелла - чужой на пирушке вышеуказанных стервятников. Мало найдётся людей, которые в первую голову проассоциировали бы этого нападающего и победы клубов, которым он служит. На виду ведь всегда первые, а Фабио – конечно, не первый, и даже не второй. Фабио – третий. Если написать без тире и с большой буквы, то получится титул. Почти королевский. Это самое «почти» преследует Квальяреллу на протяжении всей карьеры.

К примеру, Фабио часто величают неаполитанцем. Приятный эпитет - Неаполь, важнейший для Италии город в культурном и экономическом аспекте. Крупный центр индустрии: металлургия, машиностроение, пищевая, текстильная промышленность. Высокоразвитая туристическая инфраструктура. Целая россыпь полезных ископаемых. О культурном вкладе можно говорить очень долго. Считается, что именно неаполитанские повара придумали пиццу, что именно в Неаполе изобретена мандолина (это балалайка такая), а традиции певческого дела и лицедейства настолько древни, что покрыты сединой веков. Музеи, университеты, парки и сады, соборы, капеллы – не счесть достопримечательностей. И, конечно же, знаменитая неаполитанская мафия - каморра. Однако все эти фольклорно-промышленные красоты имеют к Фабио Квальярелле лишь косвенное отношение. И это первое из многочисленных «почти».

Если соблюдать точность, то родной город Фабио – «всего лишь» Кастелламмаре-ди-Стабия, знаменитый лишь тем, что стоит на руинах предшественника, разрушенного при извержении Везувия, и наличием источника минеральных вод. Но с 31 января 1983 года – это ещё и место рождения Фабио Квальяреллы.

В самом городке базируется «Юве Стабия», а неподалёку манит марадонистый «Наполи», однако, карьеру игрока Квалья начинает в «Торино». Причём начал совершенно не так, как полагается звёздам футбола – не было ни судьбоносного просмотра, ни дальновидного тренера, разглядевшего талант. Были лишь годы мытарств и скитаний. За период «принадлежности» к «Торино» Фабио оббегал  все этажи итальянского футбола – от серии А до серии С2. На плохо подогнанном кителе «неаполитанского» срочника не сказать, чтоб красуются, скорее, оставили след значки Флоренции ( «Фиорентина», серия С2, 12 игр, 1 гол) и Кьети (одноимённая городу команда, серия С1, 43 игры, 19 голов). В итоге, за шесть лет Квальярелла не наиграл за «Торино» даже полсотни матчей, потому, когда с командой случилось экономически страшное, никто не препятствовал тому, чтобы игрок ушёл бесплатно – чтобы купить что-нибудь ненужное, надо продать что-нибудь ненужное. Или отпустить.

 

Фабио попал в Удине. Хотя как попал – почти попал. Контракт действительно был подписан с «Удинезе», однако, играть новичок отправился в «Асколи». Проведя полноценный сезон - 33 игры - но отличившись всего 3 раза, Квальярелла, думается, вызывал серьёзные сомнения насчёт своей профессиональной квалификации. Кто знает, если бы на тот момент талант-шоу были так же популярны как теперь, не лучше ли было бы вместо футбола попытаться что-нибудь спеть? Тем более, что у «неаполитанцев» к этому проверенный временем дар… Тем не менее, горе-нападающий остался в профессии – на этот раз его пожаловали «Сампдории». В Генуе случился классический «вдруг, откуда ни возьмись» - Фабио отметился забитыми мячами 14 раз за 42 игры в сезоне и, можно считать, раскрылся. Эта неожиданная бодрость игроцкого духа не осталась незамеченной в Удине, а т.к. «Самп» и «Удинезе» владели каждый своей  половинкой Квальяреллы, судьбу нападающего решил слепой аукцион. Народная забава итальянского футбола принесла гешефт то ли более щедрому, то ли просто более удачливому «Удинезе».

На почти десятом году карьеры Квальярелла жмёт кнопку reset. Наконец-то: больше не будет задворочных аренд и утра мутных перспектив. Новый Фабио превращается в одного из самых заметных и эффективных нападающих чемпионата. Благодаря двум сезонам удинской основы он дебютирует в еврокубках (шикарно – дошли до четвертьфинала Кубка УЕФА, а сам нападающий с 8 мячами стал третьим бомбардиром турнира). Качественно-количественные показатели Квальяреллы достигли усреднённого 1 гол в 3х матчах, на этом уровне он держится всю карьеру и по сей день. Однако, даже при таких замечательных цифрах, грохоча на всю Италию, в Удине Фабио первым не был даже формально. Вместе с Антонио Флоро Флоресом, Симоне Пепе, Асамоа Гьяном и Алексисом Санчесом, он дополнял ударную тройку при великом Антонио Ди Натале. Именно троицей удинские полосатики кошмарили соперников со страшной силой, а особо отличившегося при этом чилийца так вообще телепортировали в «Барселону», обменяв заслуги на много денег.

 

Ушёл на повышение и Квальярелла. Вприпрыжку. У него всю карьеру так – лёгок на подъём, потому что каждая новая остановка, в лучших традициях правильной лестницы, выше предыдущей. Псевдонеаполитанец, наконец-то, стал неаполитанцем реальным. Контракт на 5 лет и полные карманы душевного довольствия: «Я очень счастлив, чувствую себя просто превосходно. Не знаю даже, как описать свои ощущения. Мечта стала реальностью. Мне легко в Неаполе - я знаю, чего хотят местные фаны, как думают, как живут, ведь я всегда был одним из них». Однако ни «сбыча мечт», ни десяток голов в сезоне не изменили предопределённость пути Фабио – в «Наполи» были сначала Лавецци и Герман Денис, затем Кавани и македонец Пандев. Квальярелла привычно не первый форвард, Квальярелла привычно играет не на себя, а на того парня. При этом нельзя сказать, что Фабио чем-то жертвует, совершает насилие над собственной личностью или профессиональными способностями. Работа в связке – это и есть футбол Фабио Квальяреллы, максимальная польза от игрока случалась именно в те периоды карьеры, когда рядом с ним находится один (лучше – два) ударный форвард. Лидер, эгоист, убийца, которому ассистирует Фабио-«квадрат». «Квадрат» - это один из классических архетипов личности. Такие люди сторонятся излишнего внимания и руководящих функций, но на своём уровне фундаментализируют любой коллектив. Неуверенность и апатия в экстремальных условиях, компенсируются дисциплиной, стремлением к порядку и ответственным отношением к делу.

Если бы я служил в спецназе или хотя бы разменивал свободное время на MMORPG, то выдал бы соответствующий термин о роли такого бойца в отряде. А так – пример из понятной мне реальности: в тренинговой группе всегда есть такой человек, его можно назвать «якорь», за него можно зацепиться, когда раздаёшь плюшки: в первые ряды не полезет, но любое задание выполнит беспрекословно.

 

В самом деле, даже тень негативизма сложно разглядеть на лице Квальяреллы. Этот всегда улыбчивый «неаполитанец» несмотря на разное, за всю дорогу карьеры ни разу не ввязался в крупный или хотя бы средний скандал, просто делал свою работу тогда, когда от него это требовалось.

Летом 2010 года потребовалось для «Ювентуса». Выбор был хоть и осторожным (Квальяреллу оформили «на пока» - в аренду с правом выкупа), но странным. Под кого покупали этого игрока? Нет, чисто количественно, ударников для Квальяреллы хватало: в нападении туринского гранда тогда «царили» быстроногий Абелардо Амаури и Лука Тони, которого специально обученный человек выкатывал на поле, нежно будил поцелуем в лоб, но забывал объяснять, где ворота соперника. Дополняя шедевральный сюр, хромал в полуподвальном лазарете «Делле Альпи» Яквинта. Привыкшему работать на подхвате Фабио пришлось брать инициативу в свои ноги и, наряду с двумя Александрами – подъехавшим зимой Матри и «давно здесь сидим» Дель Пьеро – становиться лучшим бомбардиром команды. За подобный подвиг Квальяреллу довыкупили и он заделался основным нападающим команды. Не первым, а основным. Как первого туринские верховоды приобрели за не так уж и дешёво черногорского нудиста Вучинича плюс оставили в команде Матри. Связка Вучинич – Матри – Квальярелла сообразила на троих 23 гола, что, по сравнению с предыдущими подельниками Фабио, было просто смехотворно. Покидая «Наполи», бросая в огонь бело-голубой парадный костюм мечты детства, почти неаполитанец Квальярелла говорил, что настало время думать головой, а не сердцем. Когда «Ювентус» решил «усилить» атаку Марко Боррьелло, пищи для размышлений хватило на всех…

 

Квальярелла вляпался в парадокс. Добившись, по сути, верхней точки итальянской карьеры, игрок оказался в наиболее некачественных условиях за время пребывания в Серии А. Привыкший к напарникам высокого уровня, Фабио с лёгкостью адаптировался под их запросы, умения и стиль игры как таковой. А в «Ювентусе» адаптироваться оказалось не под кого. В штрафной площадке соперника куда большую опасность таили лучи лазеров, направленные с трибун в глаза вратарю или метко брошенная зажигалка, чем форвард-ударник. Не будучи ментально лидером, Квальярелла, тем не менее, ощутил на себе весь груз ответственности за результат. Он, сам того не желая, оказался тягловым мерином, впряжённым в телегу, тогда как ранее, лишь расчищал перед этой телегой дорогу.

Фабио Третий, в силу обстоятельств, примерил корону Фабио Первого. И нельзя сказать, что этим аксессуаром сломал себе шею, но изрядно утяжелился неизбежной для королей одиозностью. Спрос с Квальяреллы, едва ли не впервые за карьеру, стал слишком личным – его перестали вносить в скобки или плюсовать до кучи. За каждый нолик в графе «забитые» он отвечает без скидок. Однако, скидку делать необходимо. Каждому инструменту – своё назначение, а назначение Фабио сейчас искажено. Один знакомый компьютерщик любит повторять: «Системным блоком тоже можно забивать гвозди, но зачем?». Классический «молоток» Матри – скис; Джовинко самоустранился, хоть и провёл на поле две тыщи минут, а Вучинич – такой же ассистент, как и Квальярелла, только без трусов. Потому и пытался тренер Конте, посредством человека с игровым номером 27, забивать гвозди, которые тот забивать не предназначен и на таком фоне девять голов за сезон уже не выглядят катастрофически.

Фабио, даже искажая свою сущность и неизбежно теряя при этом в эффективности, приносит пользу команде. И польза эта не в надежде на титул капоканоньери – требовать от Квальяреллы голепада так же бессмысленно, как писать на заборе матюки про президента. Квальярелла – заложник обстоятельств и, к его радости, эти обстоятельства начали изменяться. В Турине нахитрили себе на будущий год двух роскошных убивашек; они матёро глядят исподлобья и вселяют надежду. Теперь, наконец-то и в «Ювентусе», Фабио сможет стать тем, кто он есть – третьим, при убойных первых двух. Ведь это – его, а гвозди – это для Тото Ди Натале, который, сославшись на старость, так в «Ювентус» и не доехал.

Есть мнение, что даже в сказке Квальярелле досталась бы роль именно третьего сына, и это не намёк на умственные способности, а карма, фатализм. Фатализм как производственная необходимость приносить пользу так, как умеешь лучше всего. Впрочем, у сказочных третьих сыновей, обычно, наиинтереснейшая судьба. Фабио Квальярелле не пристанет жаловаться на свою футбольную судьбу, даже несмотря на то, что его путь не закончится "Ювентусом". С этой вершины, так или иначе, предстоит сойти. Но в этом он был обречён априори. За ближайшие ушедшие годы сложно будет вспомнить форварда, который бы заслуженно состарился в стане бьянко-нери. В конце ярких и полезных карьер потенциальным кандидатам всегда что-то мешало, "может быть трое детей, а может быть - директор школы". Так что, уже только придя в туринский суперклуб, Фабио было предначертано его покинуть. Но – не сейчас, ведь настоящая история Фабио Квальяреллы в «Ювентусе» должна начаться вот-вот.

Да и, признаться, очень не хочется, подводя его ювентийские итоги, добавлять к оценке привычное Квальярелловское «почти».

«В Неаполе я был как дома. Но как дома я чувствую себя и в Турине. Я хорошо знаю этот город. Я перешёл в великий клуб, самый прославленный из существующих. В связи с этим я испытываю горделивые чувства. Надевая футболку «Ювентуса», футболку самого прославленного клуба, ты возлагаешь на себя огромную ответственность. Это очень непросто, так как ты должен хорошо играть и добиваться побед. Однако я профессионал и постараюсь показать всё, на что я способен».