Право на счастье
Слухи о сокращении числа городов, которые примут ЧМ-2018, всплывали трижды. От слуха к слуху список аутсайдеров частично менялся – только один город фигурировал в нем всякий раз. В самом Саранске скверные прогнозы игнорируют. Кого ни спроси (что в минспорта, что в очереди за сосисками в тесте на стадионе «Старт»), все ждут – не дождутся чемпионата мира, причем рассуждают о нем так, будто он уже вот-вот, а не через семь лет.
– В Москве смеются: у вас, типа, народу 300 тысяч, какой вам чемпионат мира, нафиг вам вообще стадион на 45 тысяч и все такое, – говорит Тимур, взявшийся подвезти меня субботним утром на тренировочную базу ФК «Мордовия».
Тимур родился в Набережных Челнах, два года назад переехал в Мордовию (сначала в Рузаевку, а затем в столицу республики) и занимается теперь постройкой водного стадиона, возводимого рядом с Ледовым дворцом. Когда я повторяю вопрос «смеющихся москвичей», Тимур ухмыляется и выдает аргументированный анализ:
– В ЮАР в прошлом году было три города с почти таким же населением – причем такой преступности, как там, в Саранске и близко нет (уровень преступности и наркомании в Саранске действительно один из самых низких в стране – La Strada). Ничего, провели. В Гельзенкирхене людей еще меньше, чем в Саранске, но там четвертьфинал чемпионата мира играли и стадион потом был битком на всех матчах.
В Саранске через каждые десять метров – щиты, анонсирующие чемпионат мира. В строительстве нового стадиона Мордовия продвинулась дальше всех – везде только проектируют, а в Саранске уже произвели засыпку и вбили сваи. Что за 45-тысячник собираются возвести в Подольске, не знает никто, что и где строят в Мордовии – можно увидеть уже сейчас. Тем не менее именно Саранск, а не мифический Подольск, считается аутсайдером.
– Сначала вместимость стадиона «Юбилейный» должна была составить 30 тысяч, – уточняет министр спорта Мордовии Владимир Киреев. – Когда мы запланировали его постройку, о чемпионате мира еще и речи не шло. Потом уже, когда Саранск вошел в число городов-кандидатов, мы решили увеличить вместимость на 50 процентов.
Бюджет саранской стройки – самый скромный среди всех городов, готовящихся к ЧМ-2018. На постройку «Юбилейного» потратят в четыре раза меньше, чем на «Газпром-арену» – 5,5 млрд рублей. Стадион рождается рядом с новым микрорайоном Технопарк, на набережной реки Инсар, чьи берега по такому случаю будут подняты на 130 метров.
Глава Мордовии Николай Меркушкин – человек-праздник. Меркушкин руководит республикой полтора десятилетия. Ушли на пенсию другие мастодонты – Шаймиев с Рахимовым, а у Меркушкина все только начинается. К предстоящему 370-летию Саранска и тысячелетию единения мордовского народа с русским он спродюсировал глобальную реконструкцию региона. В Саранске появились Ледовый дворец, лыжно-биатлонный комплекс, школа бокса Олега Маскаева и теннисный центр Шамиля Тарпищева. В декабре Саранск принял чемпионат России по фигурному катанию, в сентябре в Мордовии пройдет женский теннисный турнир серии ITF, Кубок России по велоспорту и юношеское первенство страны по летнему биатлону.
Количество рабочих мест в Саранске существенно увеличилось за минувшие год-два – а когда основательнее возьмутся за реконструкцию аэропорта, постройку новых гостиниц и транспортных развязок, их станет еще больше. Средняя зарплата в городе выросла за год на треть, спал отток населения, мало того – в Мордовию потянулись люди из соседних регионов.
Насчет загадочного тысячелетия я спрашивал всех кого только мог. Почти все кривили лица: дескать, весь город сейчас – одна большая строительная площадка. Называли фамилии здешних бизнесменов и политиков, которые якобы сколачивают на благоустройстве города состояния. Чиновничьи фамилии я не запомнил. В памяти отложился только короткий разговор с девушкой Мариной из клубного магазина ФК «Мордовия», где я покупал три шарфа для победителей нашего конкурса.
– Правда, что несколько лет назад в Мордовии уже отмечалось какое-то тысячелетие?
– Ой, я в этих юбилеях не разбираюсь. Но вот на Советской площади, например, стало приятно гулять, лавочки вон новые поставили, урны, везде чисто, газоны стригут. Вокзал вон какой красивый построили. Если все так и будет дальше, то пусть хоть каждый год юбилеи придумывают.
Названия главных улиц Саранска пишутся на указателях в трех вариантах – на русском, эрзянском и мокшанском. Новый стадион – в пяти километрах от аэропорта. Если вы в центре города, на улице Коммунистической, все что вам нужно – в шаговой доступности. Сначала я пришел в замешательство, не сумев проложить маршрут от гостиницы «Саранск» до министерства спорта Мордовии в Google Maps и лишь выбравшись на улицу понял, что никакого маршрута и быть не должно – министерство в соседнем здании. Оба стадиона – «Старт» и «Юбилейный» – легко просматривались из окна моего номера.
В центре города в почете пиццерии. Их пугающе много. Такой концентрации пиццерий в центре я не припомню даже в Италии: «Чипполино», «Сорренто», «Милано», «Маэстро» и другие, с чуть менее колоритными названиями. В пиццериях саранчане завтракают, обедают, ужинают, отмечают дни рождения и гуляют свадьбы. Я не удержался, зашел в одну из них, и отобедал досыта за 110 рублей. Когда через неделю в Москве я заплатил за шарик базиликового мороженного 130 и еще 200 за чашечку латте, тот обед в Саранске вспомнился мне особенно живо.
В Саранске легко разочароваться, если ехать туда в поиске уютных кофеен, повсеместного вай-фая и бутиков Uniqlo. Ничего этого там пока нет. Как мне рассказали суровые мужчины со стадиона «Старт», еще пару лет назад считалось, что «если ты не свалил в Москву или хотя бы в Казань, ты неудачник, потому что в Саранске нельзя жить, можно только доживать». Разочароваться легко, но со мной этого не случилось – я увидел скромный и опрятный город, который хочет измениться и меняется к лучшему.
PS. На матч «Мордовии» с «Торпедо» я добирался пешком. На ближайшей к стадиону остановке из автобуса высыпал народ, спешивший на футбол. Мальчик лет восьми дергал за руку мужчину лет пятидесяти пяти и чуть не со слезами умолял:
– Деда, а можно мне подудеть? Ну де-е-еда!
За те несколько минут, что мы шли до стадиона, ребенок повторил свою просьбу раз двадцать и уже совсем разревелся. «Деда», увлеченный беседой с ровесниками, вел мальчика за руку, держа вожделенную дудку в правом кармане брюк. Когда мы подошли к Ледовому дворцу, что в пятидесяти метрах от стадиона «Старт», «деда» смилостивился:
– Ну, на-на, дуди.
На ребенке была майка с надписью «Навстречу ЧМ-2018». Такие в Саранске повсюду, где-то их раздают даже бесплатно. Мальчику она была сильно велика. Он шел и дудел не переставая вплоть до самого стадиона и потом, стоя в очереди. Мальчик был абсолютно, совершенно счастлив.
Спустя неделю стало известно, что Саранск могут лишить права принять чемпионата мира.
Так не тут-то было, в Саранске много не украдешь, не то что при строительстве Газпром-Арены.
В Казани уже трибуны заканчивают если что, аффтар не надо писать, что не знаешь
У меня такого не было...
Даже если правительство Мордовии поддержало материал, мне очень понравилась статья. Даже прослезился, хотя может, не надо было под Лорин Хилл читать...
Я был и остаюсь противником проведения кубка мира в России, но если уж будет, то надо именно в таких городах проводить игры.