Прерванный полет. Почему Марко ван Бастен круче Лео Месси
Блог «Моя Италия» рассказывает о человеке, вынужденном закончить карьеру, не достигнув и тридцати лет, однако успевшем получить три «Золотых мяча». Его не называли лучшим футболистом всех времен, но когда он уходил, мало кто мог сдержать слезы.
Никогда не понимал, почему в Голливуде так любят «хэппи-энды», ведь топорно состряпанную историю никакая счастливая концовка уже не вытянет, а вот гениальную – может запросто угробить. Только представьте, какой был бы финал и как бы воспринимались герои, да и вообще сюжет в целом, например, останься в живых Гвидо в фильме «Жизнь прекрасна» или, скажем, Марчелло Рубини в «La Dolce vita» остепенился и вместо виски «Black & White» стал бы пить кефир; Умберто Ди вдруг нашел клад и купил шикарный особняк в центре Рима, а Джек в «Соммерсби» вдруг оказался бы прадедушкой Супермена. Ведь полный бред же! Не случайно величайший из людей, когда-либо бравших в руки перо, и не думал заканчивать свои произведения фразой: «…и жили они долго и счастливо». Свадьба Гамлета и Офелии, внезапно передумавшей топиться, на трупах поверженных врагов выглядела бы также нелепо и цинично, как и Джульетта, восстающая из мертвых в самый ответственный момент со словами: «Ромео, брось склянку с ядом! Я жива, это была просто шутка».
Трагедия всему придает какой-то магический ореол, она правит бал, как в жизни, так и в футболе. Если бы Роберто Баджо все-таки забил пенальти в финале Чемпионата мира 1994 года, возможно, он никогда бы не влюбил в себя такое количество людей, столь искренне ему сопереживавших. Потом долгие 12 лет многие из них терпеливо ждали победы сборной Италии и ведь дождались, а если бы начали болеть за Адзурри на волне успеха, то, скорее всего, удостоились бы обидного прозвища – «глоры».
Как жаль, что два гения так и не сыграли в «Милане» вместе
Подобно Баджо, Марко Ван Бастен не забил свой решающий пенальти датчанам в полуфинале Евро-1992, но, разумеется, главная трагедия его жизни состоит отнюдь не в этом. Всю карьеру он боролся с травмами, месяцами не вылезал из лазарета, поиграв на высоком уровне, по сути, всего лишь несколько лет. Бесконечные обещания врачей, отодвигающих сроки восстановления все дальше и дальше, превратили мучительное ожидание в неотвратимость завершения карьеры.
Если было бы нужно всего лишь одним словом описать «Утрехтского лебедя», как прозвал Ван Бастена великий итальянский журналист Карло Пеллегатти, то это, несомненно, было бы слово «легенда». Оно так к нему прикипело, что его называли «легендарным» еще задолго до завершения карьеры. Одно его первое появление на поле в составе «Аякса» чего стоит! 17-летний юноша заменил по ходу матча самого Йохана Кройфа (якобы попросившего об этом тренера) и сразу после этого забил гол, подобно Марио Лемье, отличившемуся в первой же смене за «Питсбург». Потом были пять счастливых лет в голландском гранде, в течение которых Марко забивал постоянно – 128 мячей в 129 матчах, и выиграл «Золотую» и «Серебряную» бутсы. Кстати, итальянское имя «Марко» (буквально означающее – посвященный богу Марсу) Ван Бастен получил лишь потому, что бабушка не могла правильно выговорить его настоящее имя – Марсель.
Видимо итальянское имя не оставляло иного выбора, поэтому форварда за довольно скромную сумму в один миллиард семьсот миллионов лир приобрел «Милан» Сильвио Берлускони. С самого детства будущий премьер-министр Италии находился под впечатлением шведской тройки «россонери» Гре-Но-Ли (Грен – Нордаль – Лидхольм) и мечтал по аналогии воссоздать нечто подобное в «Милане» 1980-х, только уже из трех голландцев. Ван Бастен и Рууд Гуллит появились на «Сан-Сиро» в один сезон, а третий представитель Страны тюльпанов – Франк Райкард – присоединился к ним через год. Вопреки различным домыслам, Ван Бастен сразу начал забивать в команде Арриго Сакки, вот только продолжалось это недолго – у него обнаружили серьезное повреждение лодыжки. Последовало длительное лечение, практически поставившее крест на сезоне. Футболист восстановился лишь к весне, и ряд авторов написал, что голландца уже пора сбрасывать со счетов, хоть это, конечно же, мало соответствовало реальному положению вещей. Тем не менее, в карьере Марко действительно намечался определенный кризис, что и проявилось непосредственно перед стартующим тем летом Евро-1988.
Оторвавшись от непроходимого Коллера, он забил победный мяч в ворота немцев
Дело в том, что Ринус Михелс, тренер сборной Голландии, всерьез раздумывал над тем, брать ли Ван Бастена на Чемпионат Европы, опасаясь за его физическое состояние. Вим Кифт и Джони Босман (не путать с бельгийцем, уничтожившим европейский футбол!) находились в отличной форме и имели преимущество в борьбе за место в стартовом составе, что категорически не устаивало нападающего. Находясь на базе сборной, Марко, недолго думая, собрал чемоданы и рванул было домой, но в самый последний момент капитан команды Рууд Гуллит уговорил его остаться. А дальше все случилось словно в сказке. В первой игре голландцы были непохожи на самих себя и уступили СССР, Ван Бастен вышел лишь на замену во втором тайме. В следующем матче, в котором победа была необходима как воздух, он уже был в основном составе и сделал хет-трик в ворота сборной Англии – достижение хоть и яркое, но нельзя не учитывать тот факт, что англичане на Евро выступали плохо и проиграли все три своих матча, причем даже ирландцам, которых неизменно били.
После тяжелейшей победы над ирландцами Джеки Чарльтона, достигнутой благодаря голу Вима Кифта, в полуфинале голландцы попали на немцев, которые выглядели явными фаворитами. Однако после двух спорных пенальти в ворота каждой из команд счет был равным, когда на последних минутах Ван Бастен, опередивший на мгновение непроходимого Юргена Коллера, застал врасплох Тони Иммеля. Фанстастика! Реванш состоялся! Непобедимые немцы повержены в Гамбурге с тем же самым счетом, что и команда Михелса 14 лет назад во время финала Чемпионата мира 1974 года.
Но теперь «оранжевых» ждал совершенно другой финал – против единственной сборной, обыгравшей их на турнире – сборной СССР. Гол Марко Ван Бастена после передачи Арнольда Мюрена, названный Францем Беккенбауэром «голом столетия», закрепил преимущество голландцев. После этого финала Марко окончательно приобрел статус суперзвезды, был признан лучшим игроком Чемпионата Европы и получил «Золотой Мяч».
Оранжевый Ван Бастен, оранжевый Гуллит. Величайший триумф голландского футбола и его герои
После Евро-1988 «Летучий голландец» провел два великих сезона за «Милан», выиграв два Кубка Чемпионов. Именно после его дубля в ворота «Стяуа» (в той игре дубль также сделал и Рууд Гуллит) во время финала Кубка Чемпионов-1989, огромное число людей по всему миру выбрало своей командой сердца именно «Милан», который спустя год вновь завоевал трофей.
Забивать голы в Серии А тех лет было делом нелегким, ведь почти в каждой команде присутствовали футболисты, имеющие полное право называться великими. Что ж, тем выше была цена каждого мяча, а те, кто представляет Ван Бастена этаким «мальчиком – колокольчиком из города Динь-Динь», которому злые дяденьки нещадно лупили по ногам и сломали карьеру, заблуждаются. Ван Бастен не был подобен бразильцу Зико, который действительно не считал для себя приемлемым отвечать на провокации. Известно, что голландец сам старался не остаться в долгу, более того, часто показывал «who is who» первым. При этом он прекрасно понимал правила игры и никогда не ныл, что его специально ломали. После завершения карьеры Марко даже говорил, что не ощущает себя жертвой.
Олег Кузнецов: Играли мы с голландцами на чемпионате Европы. Я только восстановился после операции на коленном суставе. Против Ван Бастена я играл практически на одной ноге. Не успевал, где-то корпус ставил, где-то за футболку прихватывал. Видимо, достал Марко. Подошел он ко мне и по- английски тихонечко произнес: «Слушай, парень, я вижу, у тебя колено перебинтовано. Еще раз прихватишь меня – калекой останешься». Я сразу все понял и сказал «О’кей».
Возможно, Ван Бастен знал, что ему суждено повесить бутсы на гвоздь гораздо ранее положенного срока, ведь в юности ему якобы напророчил врач: «Забудь о карьере профессионального футболиста, иначе станешь инвалидом», – а отец 14-летнего Марко, присутствовавший при этом, будто бы посоветовал сыну сделать вид, что он ничего не слышал. В любом случае, некоторая мистика в итальянском периоде Ван Бастена действительно присутствует, ведь свои первый и последний голы на Апеннинах, который также стал последним в карьере, он забил в ворота одного и того же вратаря, которого звали Алессандро Ниста.
«Я решил завершить карьеру потому, что уже в течение нескольких месяцев состояние моей лодыжки не улучшается. Две недели назад я говорил с профессором Мартенсом. Мы решили, что бороться больше нет смысла», – объявил Марко. А на следующий день, 18 августа 1995 года, La Gazzetta dello Sport вышла с риторическим вопросом: «Где мы найдем другого, такого как он?»
***
В середине 1990-х, уже после того, как Марко завершил карьеру, о нем был снят фильм, одним из главных героев которого стал тот самый доктор, пытавшийся так долго и безуспешно вернуть нападающего на поле. «Ван Бастен слишком хрупок для футбола», – без тени эмоций утверждал бритый человек с лицом мясника, начиная отвратительную демонстрацию снимков в духе «Собирателя костей». Когда я смотрел этот фильм, мне казалось, что еще немного, и этот странный персонаж достанет из кармана своего халата хрящик Ван Бастена, взятый на память в качестве сувенира: «Ты же ведь все равно не выйдешь на поле…».
Франко Барези: Это был лучший нападающий, которого я когда-либо видел за свою карьеру
Когда в августе 1995-го «Летучий голландец», одетый в замшевую куртку, совершал свой прощальный круг почета по «Сан-Сиро», ком стоял в горле. Марко старался держаться, но по его глазам было видно, каких сил это ему стоило. Многие тифози плакали и не стеснялись этого, а кто-то сказал, что с ним уходит старый «Милан». Еще много великих форвардов будут играть в составе «россонери», но всем им не избежать сравнения с Ван Бастеном. Для нас он так и остался непревзойденным.
Bonus: лучшие голы Марко Ван Бастена за «Милан»
Всем, кому не жалко плюсов, мы говорим GRAZIE!
Последние материалы блога:
Знаете, иногда складывается такое ощущение, что Вы в Ваших статьях, говоря "А", "Б" все же недосказываете. Вот, к примеру, ваш прошлый панегирик Пирло... Статья, ИМО, только выиграла бы, вспомни Вы о роли "Милана" в становлении Андреа: о "личном" тренере, о тепличных условиях для работы, о диких его обрезах и ошибках, после которых "Милан" пропускал и, следовательно, не выигрывал, о том, что это терпели и прощали; что, как футболист европейского класса, Пирло никогда бы не сложился без некоего Дженнаро Гаттузо. Вы предпочли развенчать "мифы", и просто добавили лишнюю ложку меда в бочку того, кто уже и так становится приторным.
Что же до ван Бастена, то, изложив все известные факты о нем, Вы практически не объяснили, где трагедия, и почему Марко круче Лео (в чем я с Вами абсолютно согласен). Разрешите мне? )
Марко, избалованный в "Аяксе", попал в "Милан" типичным аристократом и белоручкой от футбола. Всем известны пинки ему от Сакки: "У нас тотальный футбол, а ты в обороне не отрабатываешь!", "Вот потому, что ты ван Бастен, а не хрен собачий, я с тебя столько и спрашиваю!" - "Дайте мне мяч, остальное сам знаю!" Да, знал, за что всё и прощали. Сакки "допинался" первым, вылетев из "Милана", едва Марко поставил ультиматум: или он, или я. После Евро-88 ван Бастен был настолько же неприкосновенен, насколько шатки были его позиции до. Напомню, что Сильвио всерьез рассматривал вариант с обменом на Линекера в "Барсу": первый сезон в "Милане" у Марко скомкан, 11 матчей/3 гола, неясные перспективы со здоровьем, терки с тренером. А в "Барсу" только что пришел Кройфф, знавший лучше Берлускони, кто такой Марко и что тот может. Но все решил гол Дасаеву, а Линекер, гремевший в клубе, на Евро выступил ниже плинтуса. Говорят, когда Йохан снова заикнулся об обмене, даже Дуомо дрожал от хохота...
Марко крут тем, что мог спокойно почивать на лаврах шедевральных голов, но ему было МАЛО. Он учился. Не просто быстро - фантастически быстро, учитывая, сколько времени он проводил вне поля. Он матерился с Сакки, а сам втихую примерял роль подносчика снарядов.
Во-первых, отдельные проблески у него случались и раньше - пас на Гуллита (финал ЧЕ-88), пас на Райкаарда (финал КЕЧ-89). А во-вторых, настоящим его звездным часом считаю не 88-й и даже не 89-й, а 92-й. И даже не так: 92-й год - это только прелюдия, а настоящий его звездный час так и не состоялся.
Есть люди, которые до сих пор вспоминают якобы несправедливость того года: провалившийся на ЧЕ и не забивший решающий пеналь Марко практически на флажке увел "Золотой мяч" из-под носа бедолаги Стоичкова. И подкрепляют это словами самого голландца, извинившегося перед Христо на церемонии: "Свой голос я отдал бы тебе". Как-то до сих пор принято считать, что многое решил покер, положеный "Гётеборгу". А я советую просто по записи голов "Милана" того сезона посмотреть, как добавил Марко в игре, как разнообразил и обогатил ее, как к его функциям штатного забивалы и ускорителя атак добавляется третья, пожалуй, самая важная - диспетчер нападения.
Это был уже СОВСЕМ ДРУГОЙ Марко!.. Он набрался опыта и отменно ассистирует партнерам: оч-чень нравилось забивать с его фланговых подач, например, тому же Райкаарду. Разгоняя атаку, Марко уходил на фланг, но все равно, зная, кто он такой, на нем висела половина обороны. Дальше шел навес - а уж со второго этажа вся троица умела укладывать, как мало кто... Да и к вопросу о гетеборгском покере, точнее, о голе "ножницами". Сам удар можно списать на фарт, но каким шедевральным пасом из центра ван Бастен начал ту атаку!
Все это, напомню, без отрыва от операционного стола, в диапазоне 89-92.
Настоящую трагедию его карьеры вижу не в том, что она прервалась или прервалась слишком рано, а в том, что оборвалась она НА САМОМ ИНТЕРЕСНОМ МЕСТЕ. Все, что он вытворял с мячом до тех пор - от природного таланта и умения оный использовать. А вот дальше... Дальше должны были включиться опыт и "игры разума". Он не сказал даже половины, он только начинал. Он выходил на новую орбиту. Еще год без травм, всего год нормальной жизни - и мир получил бы лучшего футболиста, когда-либо игравшего на чужой половине поля... Если и не лучшего, то самого интересного и разнопланового - уж точно.
С искренним уважением к Вам, Алексей.
Спасибо за текст, он отличный.
И не надо судить всех по себе.