«Выгода от падения фунта будет ощутимой». Как «Брексит» отразится на «Формуле-1»
Джеймс Аллен – о последствиях референдума в Великобритании.
Соединенное Королевство постепенно свыкается с тем, что 17 миллионов граждан в четверг проголосовали за выход из Европейского союза.
Это означает, что дом семи команд пелотона и держателей коммерческих прав F1 Management и CVC Capital Partners, возможно, в скором времени перестанет быть частью ЕС, и существуют определенные сомнения, какими в будущем станут их отношения с Европой.
Вот некоторые соображения, сделанные после тщательного рассмотрения и обсуждения данного вопроса, о возможном влиянии на «Формулу-1» этого важного решения.
1. Действительно ли Соединенное Королевство покинет ЕС?
Начнем с того, что процесс выхода из ЕС начнется только после реализации Статьи 50 лиссабонского договора, определяющего систему управления Европейским союзом.
Еще в четверг относительно этого появились некоторые сомнения. Референдум о выходе из ЕС носил рекомендательный характер и, в отличие от референдума об избирательной системе (прим. пер. – референдум об изменении системы голосования на выборах в Палату общин, состоявшийся в 2011 году), не имеет обязательности в исполнении по результатам голосования. Если следующий премьер-министр – им возможно станет Борис Джонсон (лидер движения за выход из ЕС и бывший мэр Лондона, в 2015 проведший демонстрационные заезды за рулем болида «Формулы-Е») – не запустит процесс выхода Великобритании, это вызовет недовольство 17 миллионов избирателей.
Однако британские эксперты предполагают, что за оставшиеся три месяца действующий премьер Дэвид Кэмерон определится с подходящим преемником, который воспользуется 50-й статьей, и уйдет в отставку, оставив пространство для последующих политических раскладов.
Вполне вероятно, что, пользуясь смятением в рядах оппозиционной лейбористской партии, новый премьер инициирует новые выборы для формирования нового правительства. В таком случае пребывание Королевства в ЕС продлится и использование 50-й статьи не потребуется. Кроме того, в этом случае возможны варианты проведения второго референдума или переговоров с ЕС с целью заключения новой сделки между Великобританией и Союзом.
Данный блог (прим. пер. – блог Джеймса Аллена) посвящен «Формуле-1», а не политике, однако положение вещей в автогонках намного сложнее, чем кажется на первый взгляд и, можно предположить, что пока 50 статья не реализована, ничего не произойдет.
2. Положение отдельных Гран-при
Уже некоторое время Берни Экклстоун перестал быть поклонником Европы и начал перевозить гонки с традиционных мест проведения в Азию, на Ближний Восток и в Южную Америку, являющимися перспективными рынками. Экономика ЕС сжимается и, в результате, местным и государственным властям становится все труднее оплачивать дорогостоящие контракты на проведение гонок. Я ожидаю, что Гран-при Германии не состоится в следующем году и его проведение в сезоне-2018 будет зависеть от финансовых потерь Хоккенхайма в июле.
У Сильверстоуна долгосрочный контракт, однако в нем оговариваются условия расторжения. При этом автодрому предстоит продажа компании Jaguar Land Rover с условием долгосрочной аренды, что позволит трассе остаться домом британского автоспорта и принимать заезды. Однако JLR – главный инвестор британской автопромышленности – сейчас испытывает трудности и вряд ли согласится на инвестиции в автодром в условиях неопределенности.
Несмотря на все усилия ФОМ, основная телеаудитория автогонок находится в Европе. Более 60% фанатской базы «Формулы-1» сконцентрировано в Европе, следовательно многие выездные гонки стартуют в то время, которое наиболее удобно европейским телевизионщикам. Даже если Европа в глазах Берни не выглядит местом проведения гонок, он по-прежнему готов продавать телевизионные права компаниям, подобным Sky, которые платят за это сотни миллионов фунтов.
Если же говорить о фунтах...
3. Фунт, его цена и влияние на команды
Одно из приятных последствий для команд, базирующихся в Королевстве – это падение курса фунта к доллару: с 1,6 несколько месяцев назад до 1,3 и тенденцией к дальнейшему падению. Экономисты предполагают, что Банк Англии оставит плавающий курс и не будет вмешиваться, по крайней мере некоторое время. По умолчанию расчетной валютой спорта является доллар США. Поэтому, для примера, команды, ожидающие на этой неделе выплат в размере 10 миллионов долларов, получат 7,7 миллионов фунтов при курсе 1,3, в то время как та же сумма весной составляла 6,25 миллиона фунтов. Это значительная сумма для команд и для топ-команд, получающих от ФОМ более 150 миллионов и имеющих спонсорские выплаты, падение курса только на руку. Конечно, команды покупают товары и услуги в Европе, Азии и США, теперь это все подорожает, но выгода в любом случае будет ощутимой.
4. Команды и сотрудники
Главный вопрос, возникающий в связи с голосованием, заключается в следующем: если Великобритания покинет ЕС с его свободным перемещением рабочей силы, что будет с европейскими инженерами и специалистами команд, работающими на базах британских команд? Или британцами Джеймсом Эллисоном и Джоком Клиа, работающими в Феррари?
Юристы по трудовому праву рекомендуют квалифицированным сотрудникам европейцам, работающим в Королевстве, идти и заполнять 85-страничные заявления на разрешение бессрочного пребывания и получать вид на жительство. Некоторые сотрудники уже подали заявления на вступление в британское гражданство.
На все это есть минимум два года до момента реализации 50-й статьи. Однако вряд ли высококвалифицированных специалистов в области автоспорта, которые приносят миллиарды фунтов дохода в казну, попросят из Великобритании.
5. Расследование ЕС в отношении Стратегической группы и порядка выплат командам
Маргарет Вестагер, европейский комиссар по вопросам конкуренции, в настоящее время рассматривает жалобу «Форс-Индии» и «Заубера» на организацию управления «Формулой-1», особенно в аспекте финансов. Пока нет явных признаков того, что Вестагер инициирует расследование в отношении «Ф-1» – комиссар уже занимается делом Google и других комапний, работающих в ЕС.
ФИА базируется в Париже и Женеве. Париж – в ЕС, Женева – нет. И в случае выхода Великобритании из ЕС, организации, занимающиеся распределением денег между командами, – F1 Management и CVC и базирующиеся в Лондоне, теоретически могут оказаться вне юрисдикции Вестагер.
Однако этот вопрос еще станет темой для разговора в паддоке ближайшего Гран-при Австрии.
Составлено по материалам блога Джеймса Аллена – оригинал статьи
Фото: REUTERS/Carlos Barria
Непонятно ко кому продается. Ясно только после конца абзаца.