5 мин.

Рискованный ход: о российских деньгах, инфраструктуре и безопасности КХЛ

После трех долгих лет в Сибири и длинного перелета в Чехию Яромиру Ягру нужно было хорошенько выспаться, чтобы восстановить суточный режим организма. Самый именитый игрок Континентальной Хоккейной Лиги отработал до конца свой контракт с омским «Авангардом» и подписал однолетний договор с «Флайерз». Однако прежде, чем отправиться в «Филадельфию», где в 39 лет Ягр решил вновь попробовать свои силы в НХЛ, легенда чешского хоккея заглянула на пару дней в родной город Кладно. В свой первый день дома, седьмого сентября, Ягр устроился на диване и включил телевизор. Несколько секунд спустя он уже был потрясен новостями.

Cамолет ярославского «Локомотива» разбился на берегах Волги вскоре после взлета; никто из тренеров и игроков, находившихся на борту, не выжил. Еще не проснувшись, Ягр подумал, что ослышался.

«Потом я стал думать, кто был на том самолете, – вспоминает Ягр. – Стало страшно».

Шесть погибших игроков «Локомотива» были близкими друзьями Яромира, включая бывших хоккеистов НХЛ Карела Рахунека и Йозефа Вашичека.

«Я помню, как прошлой весной мы вместе с ними боролись за медали Чемпионата мира, – рассказывает Ягр. – А всего через несколько месяцев их не стало».

Трагедия под Ярославлем – не первая беда, приключившаяся в КХЛ, и не первая беда, приключившаяся с Ягром. В первый год существования лиги, 2008-й, в матче против чеховского «Витязя» партнер чеха по звену Алексей Черепанов потерял сознание на скамейке «Авангарда». Из-за недостаточного медицинского обеспечения в чеховском дворце на 3300 мест девятнадцатилетний проспект «Рейнджерс» скончался в раздевалке.

«То же самое случилось с Иржи Фишером из «Детройта», – подмечает Ягр. – Но исход был другим».

В 2005 году на «Джо Луис Арене» у защитника «Ред Уингз» во время матча остановилось сердце, но, как рассказывает Ягр, «во дворце было необходимое оборудование, и Иржи спасли жизнь».

Учитывая то, что карьера Ягра в КХЛ была омрачена катастрофами, которые можно было предотвратить, можно подумать, что чеху есть в чем упрекнуть лигу. Тем не менее Яромир с уверенностью отвечает на вопрос о своих впечатлениях от КХЛ: «КХЛ – хороший опыт для меня. Вне всяких сомнений».

На самом деле, десятки таких игроков НХЛ, как Ягр, с большим желанием едут во вторую хоккейную лигу мира – сомнительное путешествие с еще более сомнительным уровнем безопасности. Причина проста: деньги. КХЛ предлагает большие зарплаты лучшим снайперами лиги и игрокам периферии.

«Если в НХЛ тебе предлагают меньше, а в России тебе светит куда больше наличных, то тут и думать не о чем», – говорит Ягр, который, по имеющейся информации, зарабатывал в Омске по 5 миллионов долларов за первые два сезона, и при этом зарплата в КХЛ не облагается налогом. Однако в отличие от НХЛ деньги в КХЛ не гарантированы. Российские клубы не только могут в любой момент разорвать контракт, как в НФЛ, но они также следуют правилу «70-30»: 70% зарплаты выплачивается хоккеисту за регулярный чемпионат и 30% за плей-офф в зависимости от выступления команды. Наряду с этим в финансовом плане КХЛ всегда будет выигрышным вариантом относительно НХЛ. Центрфорвард Кайл Уэллвуд провел один год в подмосковном «Атланте». После того как он не сумел закрепиться в «Финикс Койотс», нападающий подписал контракт с мытищинским клубом. И даже несмотря на то, что его контракт аннулировали уже в январе, Уэллвуд не жалеет о времени, проведенном в КХЛ.

«За три месяца в КХЛ я заработал больше, чем за целый сезон в НХЛ», – откровенничает Уэллвуд, подписавший в сентябре контракт с «Виннипегом» на 700 000 долларов.

Кроме того, беспокойство вызывает разрыв между бедными и богатыми клубами КХЛ. В то время как хоккеисты клубов-олигархов, например «Авангарда», тренируются на первоклассных аренах и постоянно чувствуют заботу владельцев («Мне казалось, что обо мне всегда заботились», – рассказывает Ягр), другие команды с трудом выплачивают зарплату.

«Самая большая проблема в КХЛ – то, что у одних клубов много денег, а другие – едва выживают, – говорит голкипер «Нью-Йорк Айлендерс» Евгений Набоков, отыгравший три месяца в богатейшем санкт-петербургском СКА. – На льду все игроки борются, но за его пределами не всегда комфортно».

Иностранцы, как, например, Уэллвуд, покупаются на предложения горстки богатых клубов, которые, по словам агента НХЛ Дона Мина, являются «успешными командами в благоприятной местности и с удобной схемой выездных матчей». В сложившейся ситуации можно сказать, что судьба самого восточного клуба лиги предрешена. Завсегдатай подвала таблицы хабаровский «Амур» находится в девяти часовых поясах от своего самого западного соперника. Даже на исправном самолете перелет кажется тяжелым. В расписании КХЛ 56 матчей, а не 82, как в НХЛ, но такие одиннадцатичасовые перелеты делают сезон просто выматывающим.

Как показывает трагедия «Локомотива», клубы с большими карманами все равно сталкиваются с помехами, которые свойственны их более бедным оппонентам. (Однако тот факт, что беда случилась с «Локомотивом», одним из самых обеспеченных клубов лиги, скорее говорит о состоянии российской авиации.)

Клуб Кайла Уэллвуда был достаточно стабилен финансово, но в одной из игр «на востоке», когда центрфорварду в лицо попала шайба, Уэллвуду пришлось накладывать швы. Это делали в неосвещенной раздевалке, и, как вспоминает сам хоккеист, «не факт, что швы накладывал доктор».

На сегодняшний день больших денег достаточно, чтобы стареющие игроки, как, например, Ягр, и второстепенные хоккеисты НХЛ закрыли глаза на недостатки КХЛ. Тем не менее уговорить российскую суперзвезду Илью Ковальчука вернуться домой все еще сложно. Однако это не помешало клубам Континентальной Хоккейной Лиги попытаться заманить россиянина в лигу. В прессе появлялись сообщения, что Ковальчуку предлагали 20 миллионов долларов в год.

«Был такой вариант», – признается Ковальчук, который в итоге предпочел пятнадцатилетний контракт с «Нью-Джерси» на 100 миллионов долларов.

Все же не так легко отпугнуть игроков. КХЛ продолжит охотиться за самыми талантливыми хоккеистами, и, поскольку инфраструктура улучшается, отказывать Континентальной Лиге будет все сложнее.

«Сейчас все в 100 раз лучше, чем во времена моего первого приезда», – вспоминает Ягр свой сезон 2004-2005 в «Авангарде».

Может быть, он преувеличивает, но сейчас совершенно ясно, что КХЛ начнет терять привлекательность, только когда там будут меньше платить, – иными словами, не скоро.

Источник: InoProSport