Роберто Карлос против «Галатасарая». Как поживает легенда «Анжи»
Роман Мун побывал на одном из главных стадионов мира, чтобы посмотреть на работу Роберто Карлоса и послушать самых шумных футбольных болельщиков Европы.
Роберто Карлос спокойно стоит на бровке, иногда перекладывая руки с груди в карманы пиджака. Почти половину первого тайма его «Сивасспор» не то что возит, но явно раздражает самую богатую команду Турции на ее поле. Чезаре Пранделли, после провала на чемпионате мира получивший в «Галатасарае» сказочный двухлетний контракт, одет в спортивный костюм с красно-желтыми клубными полосками и черные найки. На голове у тренера, которого все привыкли видеть в скроенных точно по фигуре итальянских костюмах, сияет красная бейсболка. Пранделли с первых минут на ногах и постоянно показывает защитникам: быстрее, быстрее выводите мяч в полузащиту. Роберто Карлос видит, что игроки «Сивасспора» нервничают и пытается жестами успокоить команду.
Но «Сивасспор» не может успокоиться — как мне показалось, не потому что «Галатасарай» так хорош, а потому что «Галатасарай» оказался неожиданно уязвим. Нигерийский форвард Джон Утака, один из тех, кто в середине нулевых помогал Харри Реднаппу привести «Портсмут» сначала к победе в Кубке Англии, а затем к финансовой катастрофе, не реализует лучший момент «Сивасспора» в первом тайме. В 3-5-2 «Галатасарая» происходит системная ошибка, Утака получает мяч в штрафной и неточно бьет в дальний угол.
Вскоре «Сивасспор» чуть не привозит себе гол на ровном месте: защитники и вратарь не могут разобраться, кто и куда должен вынести мяч. В Стамбуле проливной дождь, на стадионе очень холодно, но Роберто Карлос, словно предчувствуя что успокаивать команду уже поздно, снимает куртку и начинает махать руками. С ошибки соперника команда Пранделли получает угловой, его выбивают, идет второй угловой — и защитник «Галатасарая» Орельен Шеджу открывает счет.
Начитавшись историй о том, что уже за два часа до матча «Галатасарая» в метро начинается давка (а автобус не поможет, потому что на дорогах Стамбула всегда пробки), я выхожу еще раньше и оказываюсь в полупустом вагоне. Как мне объяснили позже, старый «Али Сами Ен» расположен неподалеку от площади Таксим — главной площади города, той самой, куда в прошлом году вышли десятки тысяч людей, недовольных правлением Эрдогана. Чтобы пройти туда, часто приходилось продраться не только сквозь толпы фанатов, идущих на стадион, но и сквозь компании туристов. Благодаря специально построенной станции метро, идти к новому стадиону «Галатасарая» очень комфортно, несмотря на множество полицейских у арены.
Я спрашиваю у болельщиков, нравится ли им новый стадион, надеясь набрать сентиментальных историй о том, что вместе со старым «Али Сами Ен» ушел дух настоящего «Галатасарая», но все говорят, что довольны переездом: на новой арене больше вместимость и лучше акустика. Еще мне говорят, что «Галатасарай» начал сезон плохо, и не только потому что ушел Дрогба, но и потому что Пранделли пока не понял, куда попал.
Уступив в прошлом году первое место, «Галатасарай» позволил «Фенербахче» догнать себя по числу чемпионств – по 19. В Турции команды получают звездочки на эмблему за каждые пять титулов, миссия Пранделли — обеспечить «Галатасараю» четвертую звезду раньше, чем до нее доберется «Фенербахче». Пранделли сменил в «Галатасарае» Роберто Манчини, которого так и не полюбили стамбульские болельщики. Манчини вытащил команду из ЛЧ-группы с «Реалом» и «Ювентусом», но именно в его смену «Фенербахче» взял 19-е чемпионство. Еще Манчини казался болельщикам высокомерным и настроенным побыстрее уехать из Стамбула. «Мы не болеем за «Галатасарай», мы им живем», – поясняет мне студент Март, ездящий болеть за «Галатасарай» из Анкары, и я понимаю, что кислый вид Манчини раздражал людей даже больше, чем упущенный тиул.
Раздражало людей и место во второй половине таблицы, которое Пранделли и «Галатасарай» занимали до игры с «Сивасспором». Но по крайней мере итальянец уже разобрался, как лучше использовать стареющего Уэсли Снейдера. В пятничной игре Снейдер играл глубже всех полузащитников, иногда опускаясь за мячом аж в свою штрафную. И если у ван Гала на чемпионате мира игравший «десятку» Снейдер все время пропадал из виду, то в «Галатасарае» через него идут почти все атаки. В фэнтези от такого Снейдера толку мало, но его влияние на игру команды бесспорно. Во многом из-за Снейдера к концу первого тайма Роберто Карлос по-настоящему вышел из себя. Взбесил бразильца даже не второй пропущенный гол, а то, как легко «Галатасарай» и голландский полузащитник установили после этого контроль мяча. Карлос орал, прыгал и уже на 39-й минуте сделал первую замену.
Вторую замену Карлос сделал после перерыва – и перевернул игру. Форвард Крисантус вышел помогать Утаке, и 3-5-2 Пранделли затрещала. Ни Шеджу, ни игравшему в самом сердце защиты Фелипе Мело не удавалось сдержать огромного Крисантуса, нигериец постоянно связывал двух игроков «Галатасарая» за раз. Еще активизировался левый полузащитник «Сивасспора» Аатиф Шаэшуэ, с трибуны ужасно похожий на чуть менее техничного, зато крепко стоящего на ногах Арьена Роббена. После одного из неудачных стандартов «Галатасарая» Шаэшуэ повел «Сивасспор» в контратаку. Гости вышли вчетвером на трех защитников, Крисантус забил Муслере головой — 2:1 за двадцать минут до конца.
В 2011 году на стадионе «Галатасара» был установлен рекорд громкости шума на футбольных матчах. Нового рекорда в этот вечер ждать не стоило, процентов 30 кресел пустые, но когда «Сивасспор» полез забивать второй, стадион зашумел так, что казалось, будто кровь пойдет из ушей. Муслера выбивает мяч прямо в форварда гостей, Снейдер, устав искать варианты для паса, начинает лупить издали. Утака упускает третий отличный шанс за игру, вратаря «Сивасспора» освистывают так, будто от этого зависит судьба планеты. В хаосе последних минут матча было все, кроме тренерской мысли. Пранделли и Роберто Карлос отчаянно жестикулировали на бровке, но мне показалось, что когда стадион «Галатасарая» включает полную громкость, держать игру под контролем не способен ни один тренер на свете.
«Галатасарай» удержал минимальную победу. Внятной игры у команды Пранделли все еще нет, но болельщики оценили то, сколько усилий команда вложила в результат. Последним с поля ушел Мело, напоследок полуголым попыгравший перед трибунами, скандировавшими его фамилию. Перед матчем я читал, что у фанатов клуба довольно неоднозначные отношения с игроком, смазавшим решающий пенальти в суперкубке Турции, но все, что я увидел на матче, — любовь и обожание бразильца, за время выступлений в «Галатасарае» отражавшего 11-метровый и дравшегося с болельщиком «Фенербахче».
Слушая после игры в метро, как толпа фанатов «Галатасарая» ритмично стучит кулаками по стенам, я подумал, что неоднозначных отношений с этими людьми лучше не иметь. Чувствовать же их любовь и обожание, должно быть, лучшее ощущение на свете.
Фото: Fotobank/Getty Images/Metin Pala/Anadolu Agency
Ну всё,теперь камерунский дагестанец совсем обидится...
Второе потрясение за сегодня после этого: http://cs616229.vk.me/v616229298/21e06/oWPgasU85to.jpg