4 мин.

Первая американка в хиджабе на Олимпиаде

Роман Мун – о фехтовальщице Ибтихадж Мухаммад.

Мама Ибтихадж Мухаммад рассказывает: в школе ее дочь занималась плаванием, софтболом, легкой атлетикой и волейболом. В семье считали, что участие в спортивных соревнованиях поможет Ибтихадж, трем ее сестрам и брату адаптироваться к школьной жизни.

Проблема была в том, что религия не позволяла Мухаммад надевать обычную спортивную форму. Она вспоминает, как играла в волейбол в леггинсах и рубашке, а теннисом и легкой атлетикой занималась в мешковатых спортивных штанах – и с хиджабом на голове. «Я шила ей одежду, которая прикрывала ее руки и ноги, что позволяло ей участвовать в соревнованиях, не изменяя собственной вере», – рассказывает мама спортсменки.

Девушку уже тогда дразнили некоторые одноклассники. Еще хуже стало после 11 сентября 2001 года: мама Ибтихадж вспоминает, что оскорблений на улицах в адрес ее детей стало гораздо больше. Но тем сильнее стало желание найти спорт, которым можно заниматься, не испытывая проблем с экипировкой. Оно и подтолкнуло Ибтихадж и ее родителей попробовать фехтование, где тело и лицо спортсмена полностью закрыто униформой. «Тогда в Нью-Джерси (там Мухаммад родилась – прим.) фехтование было спортом для белых. Когда я участвовала в турнирах, то часто слышала, как кто-то что-то говорит про то, что я черная или про то, что я мусульманка. Было больно», – вспоминает Ибтихадж.

alt

В интервью она называет себя очень целеустремленным человеком. Еще она считает, что у нее очень агрессивный характер. Один из ее бывших тренеров рассказал в интервью, что когда Мухаммад проигрывает, ей лучше не попадаться. Спортсменка говорит: в фехтовании на саблях очень важно быть «суперрешительной» и ни в чем не сомневаться.

Закончив школу, она сначала получила спортивную стипендию в Университете Дьюка, а через три года попала в сборную США по фехтованию. В 2013 году она завоевала серебро в командных выступлениях на чемпионате мира. В 2014 году – золото. На Олимпиаду в Рио Мухаммад поехала в статусе второй фехтовальщицы страны, в мировом рейтинге она занимала 8-е место.

Женское фехтование в Рио стало триумфом сборной России. В полуфинале командного турнира россиянки победили Мухаммад и сборную США, которая в итоге выиграла бронзу. В индивидуальной сабле Ибтихадж вылетела во втором раунде.

Но для Мухаммад и ее болельщиков не меньше медалей важно то, что она стала первой в истории Олимпийской сборной США спортсменкой, выступающей в хиджабе. Маску для фехтования она надевает прямо поверх него.

alt

«Меня часто спрашивают про хиджаб. Типа, тебе не жарко? Но вы же надеваете рубашку и брюки даже в жаркий день. И я не выйду из дома без хиджаба. В США женщин никто не заставляет его носить, это мое сознательное решение», – говорит она.

Несколько месяцев назад Мухаммад твитнула историю о том, как на крупном американском фестивале современной культуры South by Southwest, где она была заявлена спикером, ее просили снять хиджаб (организаторы позже извинились перед ней). Еще она рассказывала, как однажды какой-то мужчина на улице спросил у нее, не собирается ли она что-нибудь взорвать.

Тем не менее, Мухаммад уверяет: она счастлива, что у нее есть возможность бороться со стереотипами и заблуждениями об исламе. «Если я могу быть источником вдохновения не только для молодых мусульман, но для всех ребят, кому говорили, что им где-то не место, потому что они не такие, как все… Если я могу воодушевлять женщин быть активнее, то все хорошо», – говорит Мухаммад. Кстати, была информация, что именно она была главным после Майкла Фелпса претендентом на то, чтобы нести американский флаг на открытии Олимпиады.

alt

На фото в центре – Мишель Обама

Ну да, Ибтихадж Мухаммад не лучшая фехтовальщица планеты. Но она уверена: ее спортивная карьера – это не зря. Спортсменка рассказывает, что ей часто пишут незнакомые мусульмане, которые хотят отдать детей в спорт, но боятся, что их не примут. Всем им она говорит примерно одно и то же:

«Нормально носить хиджаб и заниматься спортом».

Один вид спорта, две культуры

Фото: REUTERS/Toru Hanai, Issei Kato; Gettyimages.ru/Elsa/USOC