6 мин.

Как «Челси» выходит на самоокупаемость

Ни для кого не секрет, что «Челси» сейчас возглавляет таблицу чемпионата. Но то, что клуб стремительно становится одним из лучших бизнесов в премьер-лиге, известно не всем.

ФФП и новый подход

Чуть больше месяца назад были обьявлены финансовые результаты по итогам сезона 2013-14. «Челси» обнародовал рекордный оборот средств (превысивший, к примеру, показатель «Арсенала»). По сравнению с предыдущим сезоном, выручка выросла на 25% (64 миллиона фунтов) и составила 320 миллионов. После 8 лет отрицательных чисел в конце каждого финансового отчета, «Челси» записал на свой счет прибыль в 2 из 3 последних сезонов. Положительный баланс, зафиксированный в последнем (18.4 миллиона фунтов) намного превосходит то, что было заработано 2 года назад (1.4). Можно ли называть это наблюдение тенденцией и в чем ее причины? Думается, их несколько. Во-первых, и это факт – необходимость соответствовать введенному УЕФА принципу финансового фэйр плэй. Во-вторых, видимо, произошла некая коррекция стратегии руководства «Челси», и теперь после выигранных за 10 лет всевозможных трофеев, на первый план вышло стремление сделать клуб более самостоятельным, сохраняя устойчивость успеха. В-третьих, и это напрямую связано со вторым пунктом, инвестиции, так необходимые на первых порах, просто-напросто дали свои плоды: клуб выведен на определенный уровень, и прогресс теперь не требует огромного количества внешних инъекций и будет, в основном, зависеть от действий менеджмента в каждой из отдельно взятых сфер.

Трансферная политика

Если еще несколько лет назад трансферную политику «Челси» можно было описать как «покупаем все, что захотим – деньги есть», то сейчас ситуация совсем иная. Поведение клуба на трансферном рынке выглядит теперь гораздо более продуманным и дальновидным. Если посмотреть на нынешний сезон, то общее сальдо трансферов на данный момент по данным transfermarkt.de составляет минус 9 миллионов. В течение сезона 2013-14 клуб получил за переходы Хуана Маты и Кевина Де Брюйне 58 миллионов фунтов, заработав на этих продажах 28 миллионов – именно на столько выросла общая стоимость двух этих игроков с момента их приобретения 2 сезонами ранее. Ни один из клубов премьер-лиги не продал и не отдал в аренду больше игроков, чем «Челси» этим летом, и только Саутгемптон получил за трансферы больше денег, чем 85 миллионов, вырученные «Челси». Среди наиболее успешных трансферов выделяются переходы Давида Луиза и Ромелу Лукаку. Их итог – 31 миллион чистой прибыли по сравнению с ценой, заплаченной при покупке. Как и Де Брюйне, Лукаку провел большую часть времени, в течение которого он являлся игроком «Челси», в арендах. Эта стратегия клуба по вложению денег в молодые таланты и развитию игроков в аренде много обсуждалась в прессе в начале сезона. И хоть такой подход используется «Челси» относительно недолго, уже сейчас его можно признать несомненно успешным.

Стадион

Сравнительно небольшая вместимость Стэмфорд Бридж является ограничивающим фактором для такой статьи дохода как сборы в день игр (matchday revenue). Клуб не привел конкретных цифр по этому пункту, упомянув лишь, что был зафиксирован небольшой прирост. В заявлении менеджмента говорится: «так как Стэмфорд Бридж полностью заполняется из года в год, в течение минувшего сезона не было причин рассчитывать на весомое увеличение дохода по данной статье». За год до отчетного сезона «Челси» заработал 70 миллионов фунтов за счет билетных сборов и других продаж в игровые дни. Это на 20 миллионов меньше, чем «Арсенал», и почти на 40 – чем «Манчестер Юнайтед». Стадион синих вмещает немногим меньше 42 тысяч, и такие клубы, как Юнайтед, Сити и Арсенал несомненно обладают преимуществом в этом компоненте. В 2016 году к приведенному выше списку добавится и Ливерпуль, планирующий вот-вот начать работы по расширению Энфилда. Если судить по новостям на этот счет за последний год, «Челси» не планирует переезд со Стэмфорд Бридж на постоянной основе. Скорее всего клуб попытается увеличить вместимость, проведя работы по реконструкции. Когда это может произойти – никакой информации на этот счет нет. Хотелось бы, чтобы когда дело все таки дойдет до расширения, арена сохранила бы свою особую атмосферу английского стадиона, которая, например, отсутствует на новеньком 60-тысячнике Арсенала. Если во время реконструкции упор будет сделан на увеличение верхних ярусов обеих трибун за воротами, и поле не станет дальше от болельщиков, есть все шансы на сохранение неповторимого духа Стэмфорда.

Спонсорские сделки

Коммерческая деятельность – это то направление, в котором «Челси» способен и обязан прибавлять. В заявлении клуба говорится, что коммерческая выручка составила «значительную часть» от общего дохода. В течение последнего года клуб оформил партнерские отношения с 6 новыми компаниями (включая Hackett, Rotary и Coral) – таким образом общее число спонсоров и партнеров достигло 25. Нынешняя сделка «Челси» с Samsung, являющимся титульным спонсором клуба (название компании красуется на футболке команды уже 10-й сезон подряд) оценивается примерно в 18 миллионов фунтов в год. В сравнении с основными конкурентами – это мало. Вероятно, именно поэтому слухам о смене основного спонсора в сезоне 2015-16 верится все больше. По данным некоторых источников Turkish Airlines готовы предложить «Челси» сумму порядка 25 миллионов в год. Если информация подтвердится и эта цифра окажется верна, то «Челси» получит почти на 39% больше от нового спонсора. Казалось бы, серьезное улучшение условий, тем не менее, всего лишь сократит расстояние до идущего вторым в этой категории Арсенала. Есть ощущение, что клуб, выигравший за 10 последних лет 3 чемпионства и являющийся на данный момент последним английским триумфатором Лиги Чемпионов, должен рассчитывать на большее.

Необходимо уточнить, что заявление клуба не включает детальную разбивку на отдельные статьи доходов и расходов. Эти подробности будут оглашены в полном отчете, который, скорее всего, будет опубликован уже в 2015 году. Тем не менее, на основании информации доступной из разных источников, есть возможность спроецировать отдельные итоги. Таким образом, по оценкам сайта weaintgotnohistory.com, коммерческий заработок «Челси» вырос за год почти на 50% и составил 119.7 миллионов фунтов. Это несомненный успех, но как видно из приведенной ниже таблицы, клубу есть куда стремиться.

В основу записи легла вот эта статья с сайта cityam.com