4 мин.

Уроки футбола. О роли личности в команде

Всем любителям поиграть в футбол посвящается.

 

Я не доверяю приверженцам правил. Иногда надо их нарушать, только так можно двигаться вперед. Например, что произошло с парнями из молодежки «Мальме», которые вели себя, как паиньки? Про них написали какие-нибудь книги? (Златан Ибрагимович)

 

Сколько себя помню, в любом коллективе обязательно найдётся какая-нибудь сильная, неординарная личность с лидерскими качествами, в нужный момент подчиняющая себе окружающих или вокруг которой кипит какая-то жизнь. Хорошо это или плохо зависит от конкретной ситуации, но природой так заложено, чтобы такие люди были, и нужно принять это как данность. Не то чтобы нужно смириться с этим, надо уметь с такими людьми взаимодействовать.

Вы играете в футбол? Или может быть в какую-то другую коллективную игру? Присмотритесь хорошенько к её участникам. Наверняка среди них есть тот, кто выигрывает чаще остальных. Тот же Златан Ибрагимович мог бы и не стать тем великим игроком, которым он является сейчас, если бы не его боевитый характер. А всё начиналось с петиций, собираемых шведскими родителями других детей, настроенных против Златана ещё в далёкие юношеские годы. Он постоянно водился с мячом, он орал на своих партнёров, он был просто невыносим. Вызов и всеобщая неприязнь — вот что оказалось решающим фактором в дальнейшем развитии Ибры. Всю игровую карьеру он настроен так, что ему постоянно хочется что-то доказывать.

Иногда полезно давать какие-то громкие общания, типа победы в чемпионате, приковывать к себе внимание. Это подстёгивет, подхлёстывает, заставляет двигаться вперёд. Меня коробит, когда некоторые нападающие заявляют, что личная статистика им не нужна, а главное, чтобы побеждала команда. У таких игроков нет стимула, они не хотят к чему-то стремиться, добиваться больших высот. В российском чемпионате я уже давно не слышал о бомбардирской гонке. А сколько забивает за сезон лучший снайпер, по-моему даже сказать стыдно. Слава Богу, расцвёл хотя бы Дзюба, к которому и я тоже до перехода в «Зенит» скептически относился. С этической точки зрения может он и плохо поступил, но со спортивной оказался прав на все сто.

Очень важно и поведение тренеров с такими игроками. Например, Евгений Ловчев, входящий в совет ветеранов московского «Спартака», в последнее время часто рассказывает об издевательствах над Дзюбой со стороны Карпина, что не могло не сказаться ни на игре, ни на дальнейшем решении Артёма об уходе из «Спартака». В игроков надо верить, как поверили однажды в Ибрагимовича.

Бывет и хуже. Бывает, что тренер боится игрока, как это произошло в «Барселоне». Хосеп Гвардиола, тогда просто не нашёл в себе сил работать с таким лидером, каким оказался Златан. Всё это подробно отражено в книге «Я — Златан». Гвардиола хоть и был в своё время игроком достаточно авторитетным, но этого авторитета ему только на игроков из системы «Барселоны» и хватило. Он оказался просто не готов к работе с сильной личностью, пришедшей со стороны. И его уход в «Баварию» меня немало удивил потом. Ну, а то, что Ибру продали в «Милан» за гораздо меньшие деньги, чем он в «Барселону» пришёл, это настоящий крах. Вот так клуб легко может потерять огромную сумму денег только из-за того, что два человека не смогли найти общий язык.

 

Есть тысячи способов преуспеть в этой жизни, и один из них может быть отличным от других, может быть, немного странным. И этот самый способ может быть наилучшим. Ненавижу, когда выделяющихся людей приземляют. Если бы я не выделялся, я бы не сидел над этой книгой. Конечно, я не говорю: делай, как я! Пытайся быть Златаном! Нет. Я говорю о том, чтобы все шли своим путём, каким бы он ни был. Не должно быть никаких сборов подписей. Нельзя изолировать и оскорблять человека только потому, что он отличается от других.

 

Уроки футбола. Предисловие

Урок первый. Удар носком (пыром)

Урок второй. Тактика игры нападающих (памяти Юрия Севидова)

Урок третий. Спортивные травмы или моя история лечения

Урок четвёртый. Если ты защитник

Урок пятый. Нормы ГТО и Слава Метревели

Урок шестой. Игра головой

Урок седьмой. Вратарская работа и всё новое - это хорошо забытое старое

Урок восьмой. Удары подъёмом и почему наши игроки часто бьют выше ворот

Урок девятый. Удары по движущемуся мячу. Удар Григория Федотова и ещё немного об ударах выше ворот

Урок десятый. Остановка мяча

Урок одиннадцатый. Удар «щёчкой» и упражнения на точность ударов

Урок двенадцатый. О заразительных пятках

Урок тринадцатый. Как начинал Пеле и немного мыслей о детском футболе

Урок четырнадцатый. Ведение мяча и финты

Урок пятнадцатый. Удары с подрезкой мяча

Урок шестнадцатый. «Предпочитаю неважно отыграть 89 минут и забить гол, чем прекрасно действовать все 90 и не отличиться»

Урок семнадцатый. Удар через голову, или представим себя Ибрагимовичем

Урок восемнадцатый. Как Лев Яшин высказался о травме Алана Дзагоева

Урок девятнадцатый. Удар с полулёта

Урок двадцатый. Душа и мозг команды. Как начинал Игорь Нетто

Урок двадцать первый. Черчесов, Денисов, Якушин...

Урок двадцать второй. Удар «Рабона»

Урок двадцать третий. Мы продолжаем. Отработка штрафных и угловых ударов

Урок двадцать четвёртый. Удар скорпиона. А какой самый крутой любительский гол видели вы?

Урок двадцать пятый. Я - тренер

Урок двадцать шестой. Как я считал ТТД и почему это нужно делать вручную

Урок двадцать седьмой. О роскоши. История Златана

Урок двадцать восьмой. О ван Гале и футбольной философии

Урок двадцать девятый. О микроклимате