Почему у Риккардо возникли трудности
Один из лучших гонщиков «Формулы-1» потерял скорость.
На счету Даниэля Риккардо всего три выигранных Гран-при, но это не мешает некоторым людям считать австралийца одним из лучших современных гонщиков «Формулы-1».
Улучшению репутации поспособствовали победы над четырехкратным чемпионом мира Себастьяном Феттелем в сезоне-2014 и нестабильным Даниилом Квятом в 2015-2016 годах. А отличная скорость на быстром круге, уверенный пилотаж и агрессивные обгоны убедили многих (и меня) в практически полном отсутствии у гонщика слабых мест.
Однако после потрясающего старта в нынешнем сезоне ожидаемо наступил спад – мало кому из спортсменов удается идеально провести весь год, – и этот момент во времени почти совпал с переходом в «Ред Булл» Макса Ферстаппена.
Проблемы с машиной
Искать заговоры всегда интересно, но не всегда продуктивно. Порой достаточно оглянуться вокруг, чтобы увидеть истинную причину неудач, а в случае Риккардо и искать ничего не нужно – гонщик сам рассказывает, что у него складывается не так.
Несколько этапов назад Даниэль заметил, что его болид чрезмерно изнашивает задние шины. История не новая – многие команды каждый год сталкиваются с похожими трудностями. В первый раз, когда это случилось, австралиец даже не понял, насколько серьезна проблема, и посчитал, что во всем виноват трафик (известно, что при плотном преследовании конкурента покрышки изнашиваются быстрее). Однако после гонки в Баку заволновался:
«Уже на четвертом круге я почувствовал, что на четвертой и пятой передачах колеса буксуют, и я понял, что меня ждет трудный день».
Износ задних покрышек привел к тому, что по ходу воскресных заездов Даниэль перестал использовать всю ширину трассы и потерял скорость в поворотах. В то же время Ферстаппен продолжил преодолевать виражи в бодром темпе, что привело к удивительным последствиям: новобранец «Ред Булл» начал опережать опытного напарника в скорости на длинной дистанции.
Тем не менее, в квалификациях еще какое-то время все оставалось по-старому, ведь убить резину за пару быстрых кругов при безошибочном пилотаже сложно. И лишь в Великобритании Даниэль проиграл и субботу, и воскресенье.
Корректировка настроек
Разобраться в том, что именно привело ко внезапному износу покрышек, непросто. Поскольку детально о проблеме команда еще не рассказывала, о причинах можно лишь догадываться, но у меня есть небольшая теория (нет, Даниэля не сливают).
Все знают, насколько хрупок идеальный баланс гоночного автомобиля: порой для начала массовых жалоб пилотов в радиоэфире достаточно небольшого повышения/снижения температуры или изменения направления и силы ветра – что уж говорить об изменениях в конструкции машины. Этот сезон Риккардо начинал с одной машиной RB12, но спустя несколько Гран-при управлял уже другой – слегка изменились характеристики двигателя, появились новые антикрылья и другие элементы шасси. Последнее крупное обновление пришлось на Гран-при Канады – как раз на ту гонку, где у «Ред Булл» впервые начались трудности с шинами, – укороченный носовой обтекатель нарушил привычный уровень прижимной силы и, возможно, косвенно повлиял на настройки Даниэля.
Может быть, в результате аэродинамических перемен возросла и нагрузка на задние покрышки – это не повлияло на скорость в квалификации, но отразилось на темпе на длинной дистанции.
Что интересно, Ферстаппен в Монреале и Баку тоже мучился с резиной, хотя и не так сильно, как Риккардо. Но к этапу в Австрии голландец с проблемой разобрался, а австралиец – нет.
«Мы стали разбираться в настройках, но не нашли ничего подозрительного», – рассказал Даниэль. – «Но все же задние покрышки изнашиваются слишком быстро, в результате я не могу атаковать на полную и преодолевать скоростные повороты так, как мне нравится».
К этапу на «Сильверстоуне» он внес несколько изменений в настройки, но проверить их эффективность как следует не удалось: в квалификации были допущены ошибки, а в гонке из-за включения виртуального режима автомобиля безопасности и трафика в лице Переса оказалось потеряно слишком много времени. Однако на этот раз поведением болида в скоростных поворотах Риккардо остался доволен, а лучший для себя круг он проехал почти на 0,4 секунды быстрее Ферстаппена. Да, голландец в гонке решал другие задачи (и потому иначе контролировал износ покрышек), но хоть какой-то позитив из этого Гран-при Даниэль для себя вынес.
Гоночное невезение
Раз уж я упомянул о неудаче в Великобритании, то можно отметить, что и весь остальной сезон – несмотря на отдельные яркие эпизоды – для австралийца проходит с фантастическим невезением: в Китае его поджидал прокол, в Испании не сработала потенциально выигрышная тактика (а затем тоже был прокол), а в Монако и Канаде на пит-стопах подводила команда – если бы все складывалось по плану, австралиец выиграл бы пару гонок, и, возможно, работал бы сейчас с иной мотивацией.
Фактор напарника
Не стоит принижать и влияние голландца. Во-первых, с его приходом в команде изменилась атмосфера – Даниэль признал, что ощутил давление со стороны тинейджера. И пусть сам австралиец отшучивается, а Кристиан Хорнер уверяет, что скорость Макса благотворно повлияет на выступления Риккардо, не факт, что лидеру нравится, как за его спиной кто-то дышит в ухо.
Во-вторых, Ферстаппен своей скоростью и стабильностью делает то, чего не удавалось в прошлом году Квяту – выявляет недостатки австралийца. Недавно Даниэль признался, что трудности с шинами для него не новвые, и что в сезоне-2015 он несколько раз также перегревал покрышки, но острой проблема не становилась, потому что он почти всегда был впереди напарника:
«Иногда мы шли в неверном направлении, и то оказывались выше температурного окна, то ниже. Приходилось просто работать с тем, что получалось».
Сейчас работать нужно активнее – если Риккардо не исправит ситуацию и проиграет Ферстаппену в следующих двух гонках, он столкнется с невиданным ранее прессингом. К счастью, в августе в чемпионате мира наступит перерыв, во время которого можно собраться и подготовиться к серьезному бою в оставшейся части первенства. Настоящее сражение в «Ред Булл» еще не наступило.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; globallookpress.com/Hoch Zwei; Gettyimages.ru/Clive Mason
Автор, кури качественное или вообще не кури.
Такие пилоты обычно раньше добиваются результатов, но их развитие происходит сложнее, так как им либо приходиться становиться разумными, отказываясь от своих условных рефлексов в пользу традиционной школы, либо идти на конфликт со своим окружением. И в этом кроется опасность того что пилот может просто сломаться под воздействием внешних обстоятельств.
В связи с этим интересны две фразы Франца Тоста сказанные с небольшим промежутком во времени:
1. 29 февраля: Я всегда говорил, что гонщикам необходимо минимум три года, для того чтобы разобраться в Ф1, потому что это очень сложный спорт.
2. 24 февраля: Если говорить о нем, как о пилоте, нам больше нечему научить Ферстаппена. Мы, как команда, должны обеспечить его как можно лучшей техникой. Все остальное он сделает сам.
С моей точки зрения в этом и кроется основное противоречие Квята и Ферстаппена. Даниил - "разумный" пилот, но попал в Ред Булл несколько раньше чем следовало и ему не хватило вот этих трех сезонов о которых говорить Тост. Макс ездит на инстинктах и для него основная опасность в том чтобы команда их не подавляла. В Ред Булл как мне кажется это понимают и именно поэтому они так в свое время спешили его подписать.
Надеюсь, что Франц поможет Квяту завершить его становление как гонщика и Даня сможет найти себе место в хорошей команде.
Болиды Ньюи позволяют атаковать в виражах - чисто картинговая фишка.. Кстати Макс тоже сел за руль карта в 4 года, но я говорил о том с какого возраста (8 лет) он начал участвовать в серьёзных соревнования со значительно более взрослыми пилотами.
Про СМИ.. Прессинг был в позитивном ключе.. Особенно усердствовал Попов, и особенно, после Китая, было много сказано про старт, про диалог с Феттелем перед подиумом.. типа "продолжай в том же духе..", были и другие похожие статьи.. помню материал Олега Карпова, да, много подобного было.. и Даня поверил и изменил себе, своей манере..
проблема в том что напарник выжимает из болида в гонках еще больше.
так ведь может показаться что и Саинс внезапно стал крутым пилотом.. но мы то видели что с ним делал Макс в начале сезона.