6 мин.

Почему у Риккардо возникли трудности

Один из лучших гонщиков «Формулы-1» потерял скорость.

alt

На счету Даниэля Риккардо всего три выигранных Гран-при, но это не мешает некоторым людям считать австралийца одним из лучших современных гонщиков «Формулы-1».

Улучшению репутации поспособствовали победы над четырехкратным чемпионом мира Себастьяном Феттелем в сезоне-2014 и нестабильным Даниилом Квятом в 2015-2016 годах. А отличная скорость на быстром круге, уверенный пилотаж и агрессивные обгоны убедили многих (и меня) в практически полном отсутствии у гонщика слабых мест.

Однако после потрясающего старта в нынешнем сезоне ожидаемо наступил спад – мало кому из спортсменов удается идеально провести весь год, – и этот момент во времени почти совпал с переходом в «Ред Булл» Макса Ферстаппена.

Проблемы с машиной

Искать заговоры всегда интересно, но не всегда продуктивно. Порой достаточно оглянуться вокруг, чтобы увидеть истинную причину неудач, а в случае Риккардо и искать ничего не нужно – гонщик сам рассказывает, что у него складывается не так.

Несколько этапов назад Даниэль заметил, что его болид чрезмерно изнашивает задние шины. История не новая – многие команды каждый год сталкиваются с похожими трудностями. В первый раз, когда это случилось, австралиец даже не понял, насколько серьезна проблема, и посчитал, что во всем виноват трафик (известно, что при плотном преследовании конкурента покрышки изнашиваются быстрее). Однако после гонки в Баку заволновался:

«Уже на четвертом круге я почувствовал, что на четвертой и пятой передачах колеса буксуют, и я понял, что меня ждет трудный день».

Износ задних покрышек привел к тому, что по ходу воскресных заездов Даниэль перестал использовать всю ширину трассы и потерял скорость в поворотах. В то же время Ферстаппен продолжил преодолевать виражи в бодром темпе, что привело к удивительным последствиям: новобранец «Ред Булл» начал опережать опытного напарника в скорости на длинной дистанции.

Тем не менее, в квалификациях еще какое-то время все оставалось по-старому, ведь убить резину за пару быстрых кругов при безошибочном пилотаже сложно. И лишь в Великобритании Даниэль проиграл и субботу, и воскресенье.

Корректировка настроек

alt

Разобраться в том, что именно привело ко внезапному износу покрышек, непросто. Поскольку детально о проблеме команда еще не рассказывала, о причинах можно лишь догадываться, но у меня есть небольшая теория (нет, Даниэля не сливают).

Все знают, насколько хрупок идеальный баланс гоночного автомобиля: порой для начала массовых жалоб пилотов в радиоэфире достаточно небольшого повышения/снижения температуры или изменения направления и силы ветра – что уж говорить об изменениях в конструкции машины. Этот сезон Риккардо начинал с одной машиной RB12, но спустя несколько Гран-при управлял уже другой – слегка изменились характеристики двигателя, появились новые антикрылья и другие элементы шасси. Последнее крупное обновление пришлось на Гран-при Канады – как раз на ту гонку, где у «Ред Булл» впервые начались трудности с шинами, – укороченный носовой обтекатель нарушил привычный уровень прижимной силы и, возможно, косвенно повлиял на настройки Даниэля.

Может быть, в результате аэродинамических перемен возросла и нагрузка на задние покрышки – это не повлияло на скорость в квалификации, но отразилось на темпе на длинной дистанции.

Что интересно, Ферстаппен в Монреале и Баку тоже мучился с резиной, хотя и не так сильно, как Риккардо. Но к этапу в Австрии голландец с проблемой разобрался, а австралиец – нет.

«Мы стали разбираться в настройках, но не нашли ничего подозрительного», – рассказал Даниэль. – «Но все же задние покрышки изнашиваются слишком быстро, в результате я не могу атаковать на полную и преодолевать скоростные повороты так, как мне нравится».

К этапу на «Сильверстоуне» он внес несколько изменений в настройки, но проверить их эффективность как следует не удалось: в квалификации были допущены ошибки, а в гонке из-за включения виртуального режима автомобиля безопасности и трафика в лице Переса оказалось потеряно слишком много времени. Однако на этот раз поведением болида в скоростных поворотах Риккардо остался доволен, а лучший для себя круг он проехал почти на 0,4 секунды быстрее Ферстаппена. Да, голландец в гонке решал другие задачи (и потому иначе контролировал износ покрышек), но хоть какой-то позитив из этого Гран-при Даниэль для себя вынес.

Гоночное невезение

Раз уж я упомянул о неудаче в Великобритании, то можно отметить, что и весь остальной сезон – несмотря на отдельные яркие эпизоды – для австралийца проходит с фантастическим невезением: в Китае его поджидал прокол, в Испании не сработала потенциально выигрышная тактика (а затем тоже был прокол), а в Монако и Канаде на пит-стопах подводила команда – если бы все складывалось по плану, австралиец выиграл бы пару гонок, и, возможно, работал бы сейчас с иной мотивацией.

Фактор напарника

alt

Не стоит принижать и влияние голландца. Во-первых, с его приходом в команде изменилась атмосфера – Даниэль признал, что ощутил давление со стороны тинейджера. И пусть сам австралиец отшучивается, а Кристиан Хорнер уверяет, что скорость Макса благотворно повлияет на выступления Риккардо, не факт, что лидеру нравится, как за его спиной кто-то дышит в ухо.

Во-вторых, Ферстаппен своей скоростью и стабильностью делает то, чего не удавалось в прошлом году Квяту – выявляет недостатки австралийца. Недавно Даниэль признался, что трудности с шинами для него не новвые, и что в сезоне-2015 он несколько раз также перегревал покрышки, но острой проблема не становилась, потому что он почти всегда был впереди напарника:

«Иногда мы шли в неверном направлении, и то оказывались выше температурного окна, то ниже. Приходилось просто работать с тем, что получалось».

Сейчас работать нужно активнее – если Риккардо не исправит ситуацию и проиграет Ферстаппену в следующих двух гонках, он столкнется с невиданным ранее прессингом. К счастью, в августе в чемпионате мира наступит перерыв, во время которого можно собраться и подготовиться к серьезному бою в оставшейся части первенства. Настоящее сражение в «Ред Булл» еще не наступило.

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; globallookpress.com/Hoch Zwei; Gettyimages.ru/Clive Mason