Наш Никитич
Казалось, жизненной энергии Владимира Маслаченко никогда не будет конца. Поэтому блог «Футбольного клуба» отказывается произносить слова о том, каким хорошим он был. Мы просто хотим вспомнить нашего Никитича байками, которые он сам, кстати, очень любил травить.
Звонок от Маслаченко. Не так часто это происходит, поэтому заинтригованный я торопливо поднимаю трубку. - Здорово, мой друг, – почти всегда наш Маслак начинал разговор именно с этих слов, – слухай сюды...
При том, что Владимир Никитич примерно на полвека старше большинства сотрудников «Плюса», разговор с ним всегда шел на равных. Точнее, он его так вел.
– Да, – приготовился я к затяжному рассказу. Что уж там – Никитич любил красиво и подолгу излагать. - У нашего старого друга Пеле скоро юбилей, – начал Маслаченко, – все каналы, насколько я знаю, сейчас озабочены поиском материалов, фильмы какие-то делают, но только вам, мой друг, я сообщаю, что у нас в архивах есть съемки и мое интервью с Пеле. Вам стоит сделать хороший сюжет, дерзайте.
Взявшись благодарить за подсказку, я понимал, что одной репликой Маслаченко не обойдется. У него вообще на любой случай была припасена байка. - Так вот, о Пеле, если вам интересно... – заложил вираж Владимир Никитич. Я был за рулем и, достав наушник, понял, что в вялой пробке станет гораздо веселее.
– В 1988 году летим с ним из Москвы в одном самолете. Он с женой, я тоже. В Вене у него пересадка, он ждет багаж, и где-то рядом я тоже ищу свои горнолыжные прибамбасы. И надо же такому случиться – зал пустеет и только мы вчетвером не дождались сумки. Скажу вам по секрету, с Пеле мы знали друг друга, но друзьями не были. И тут мы вместе рыскаем по пустому залу, часа два это продолжается, мне казалось, эти два часа сблизили нас как ни одна предыдущая встреча.
Тут надо сказать, что и в наших глазах и во множестве историй Владимир Никитич почти всегда представал героем. Он – центр притяжения, рыцарь без страха. Мы не знали и, может быть, не хотели знать о его слабостях. Маслаченко не спешил о них рассказывать. Поэтому я представил, что история с Пеле станет историей установившихся навек дружеских отношений. - Я вас не утомил, мой друг? – вдруг слышу еще один любимый вопрос Никитича. - Нет-нет.
– Так вот, я уже почти закончил. Сумки мы в итоге нашли и расставались с Пеле лучшими друзьями. Он полетел в свою Бразилию, я поехал кататься на лыжах. И что вы думаете? Через два года встречаемся с ним на чемпионате мира в Италии – и этот говнюк меня даже не узнал!.. Едва успев переварить такую неожиданную концовку, слышу в телефоне: - Обнимаю вас, мой друг! И Маслаченко положил трубку.
Продолжение следует...
Правда, телеэпоха моментально раздвинула границы жанра. Комментаторов стало больше. Счет шел уже не на единицы. И это тоже стало веянием времени.
Никитич может быть в чем-то архаичен. Комментарий – это рассказ, повторюсь еще раз; сегодняшняя форма устного рассказа испытывает на себе влияние дневных ток-шоу, радийных ди-джеев, блогосферы, Камеди Клаба. Так же и в музыке – много чего появилось. Но старина Джаггер остается самим собой, и, если вы упрекнете его в грубости гитарного звучания – значит, вы просто не захотели в него нырнуть. Если вас раздражает Сасара вместо Касапы (был такой случай), или «тот парень» вкупе с «этим парнем», или что-то в этом роде – что ж, друзья, вы сами виноваты, что сели читать «Преступление и наказание» как детектив. Возьмите книжечку полегче.
Я бы выделил у Маслаченко два важнейших качества. Во-первых, он счастливо избежал возрастного синдрома многих – он не навязывает себя матчу. Он не знает всего на свете заранее; то есть, может быть, он и говорит, что знает, и без этого никуда, потому что от комментатора ждут мнения о возможном развитии событий. Но если все пойдет иначе – он не будет подгонять происходящее под собственное видение. Он посмеется над собой, пусть внутри этой самоиронии и сохранится заметная немногим еще более хитрая ирония в квадрате – потешься, потешься, зритель, ты оказался умнее, но, возможно, только сейчас... Да я даже и точно знаю, что только сейчас. Продолжаем разговор!
И второе. Он умеет быть разным. Вообще стиль Маслаченко характеризуется обилием словесных и смысловых виньеток, ткань его репортажа очень насыщена – но вдруг – хоп! – и он сыграет на таком минимализме, словно вспомнит своего старого соседа по даче, светлой памяти Евгения Саныча Майорова. Вот пример первого – блистательный репортаж о финале Кубка Первого канала. Вот пример второго – блистательный репортаж о матче Динамо – ЦСКА во втором круге. Первый – барокко. Второй – ничего лишнего.
Я поставлю Маслаченко на второе место в своем рейтинге, и не потому, что он кого-то хуже. Нет. Я хочу тем самым подчеркнуть, что он во многом вне рейтингов. Говоря о лучших, невозможно обойти его, но он уже вне времени настолько, насколько может быть вне времени человек нашей профессии. Он не определяет мейнстрима сего дня – но он основоположник жанра. Он продолжает его развивать так, как ему больше нравится. В своем праве человек.»
Василий Уткин.
Конечно когда уходят большие личности часто вокруг них возникает куча «сочувствующих», RIPующих и тд которым по сути плевать на них было и все эти соболезнования не искренни, а ради галочки.
Но Маслаченко совсем другой случай. Действительно хороший человек, никогда не старел душой, всегда поднимал настроение.
Хотелось бы почитать ещё баек мэтра.
Светлая Вам память...