«С пресс-службами произошла такая же эволюция, как и с презервативами». Советы Василия Уткина спортивным журналистам
Уже второй год на Летней школе в лагере «Волга» (это рядом с городом Дубна) проходит мастерская спортивной журналистики. Две недели ребята живут на берегу Волги в палатках, по очереди целой мастерской готовят на весь лагерь (в котором, на минуточку, около 400 человек). Все ради того, чтобы послушать крутых спортивных журналистов и комментаторов, которых не останавливает ужасная погода, необходимость ехать три часа только в одну сторону и отсутствие лагеря на гугл картах.
В один из прекрасных почти солнечных дней в лагерь приехал Василий Уткин и рассказал о своей работе в спортивной журналистике.
Вопрос не в том, чтобы написать красиво и вопрос не в том, чтобы написать о чем-то интересно. Есть такое правило, я всегда о нем рассказываю молодым коллегам: очень важно говорить интересно и красиво о том, что знаешь.
Еще есть более серьезное правило – не говорить о том, чего ты не знаешь. Гораздо важнее то, что ты не делаешь, чем то, что ты делаешь. Можно сразу не говорить, был пенальти или нет, если ты не уверен. Мы же работаем на телевидении, еще посмотрим повторы. Очень важно понимать границу собственной компетенции.
Главнейшее журналистское качество – это способность к самоиронии. Способность не гиперболизировать свое мнение. Самоирония – это синоним понятия «творчество», так как она гарантирует, что вы оставляете своему зрителю, читателю и слушателю возможность посмотреть на происходящее с другой стороны. Вы не абсолютизируете свою точку зрения.
Журналистике не учатся на лекциях, журналистике не учатся в институтах. Только в редакциях.
Журналист не должен говорить только правду. В той же степени, в какой это должен делать пекарь, клоун, повар, водитель, милиционер. Это человеческое качество. Есть только одна профессия, где говорение правды является профессиональным качеством. Только правда и ничего, кроме правды. Это профессия пророка. Когда вы идете по пустыне, и вас едят черви. Вы идете, зная, что в конце вас ждет мучительная смерть. Вот тут нужна только правда.
Никакой журналистской этики не существует. Есть просто этика.
Многие мои коллеги считают, что неэтично высказываться о работе коллег. А кто тогда будет высказываться о работе коллег? Кто еще в этом понимает?
Не задумывайтесь о мотивах. Дельная точка зрения не важно, чем обусловлена. Если вы владеете темой, и она вас интересует. Неважно, кто и почему это написал. Важно – дельно это или нет. Можно убиться, думая о том, почему один сайт сообщил, а другой не сообщил. Иногда, действительно, в этом проявляется политика умолчания. Но, поверьте, умолчание может быть совершенно случайно.
Если ты что-то увидел, и тебе есть что сказать, предположи, что ты идешь какать. Но ты не можешь поставить перед собой задачу накласть полный унитаз. Ты должен сделать столько, сколько у тебя есть. Если унитаз не полный – это неплохо. Ты расскажи о том, что ты имел в виду, сделай паузу, может, подшути над собой. Нельзя ставить себя задачу все заполнить и объяснить. Это бессмысленно. И мало того, это, скорее всего, будет занудно, дико, как дневники Льва Толстого. А мы еще и не Львы Толстые.
Есть много способов попасть на стажировку, но я вам ни одного не расскажу. Так как если вам нужна подсказка, то вы не журналист.
Я крайне редко готовлюсь к конкретному матчу, потому что, в 99% случаев, работаю на чемпионате России или Испании и иногда чемпионате Англии. Я за всеми тремя активно слежу. А вот если, допустим, я еду на чемпионат мира, где играет сборная Тринидада, конечно, буду готовиться. Моя позиция заключается в том, что ты должен быть компетентен, но качество подготовки никак не определяет качество эфира. Часто комментаторы страдают синдромом переподготовки. Подготовка к матчу должна быть, как коллекция анекдотов. Все должно быть в голове. Бывают случаи, когда я что-нибудь выписываю себе. Самое правильное – после этого забыть эти бумажки. То, что ты написал, уже дало тебе многое запомнить.
Распространенная ошибка – когда человек придумывает себе заранее, как матч может сложиться. И дальше его комментарий сводится к тому, что он сравнивает происходящее на поле с тем, что придумал. И это смотрится странно, так как все остальные, возможно, придумали игру по-другому. И зрителя этим очень трудно увлечь. Нужно комментировать то, что происходит, и тогда вы даете возможность каждому из зрителей оставаться со своим предубеждением.
Очень важна точность слов. Если вы знаете мало слов, то вы очень быстро начнете говорить штампами. Очень важно разнообразие, причем иногда даже бессмысленное разнообразие. В статье Эйхенбаума о гоголевской «Шинели» вводится понятие словесного жеста. У Гоголя есть очень длинное предложение, в котором он описывает своего главного героя Акакия Акакиевича. И заканчивается оно: «и цвет лица у него геморроидальный». Такого цвета нет. Хотя вы понимаете, что это нездоровый цвет лица, так как геморрой – это заболевание. Но это вас как-то задело, привлекло ваше внимание, заставило вас задуматься, что же это за цвет такой. Словесный жест – это не точное слово, но это слово, которое вас как-то взбудораживает. Но для этого полезно много читать .
С пресс-службами произошла такая же эволюция, как и с презервативами. Презервативы лет 30 назад – это был способ не допустить рождения нежелательного ребенка. А сейчас презервативы выполняют ту же самую функцию сохранения человеческой породы, но абсолютно с другой стороны. Они предохраняют от болезней. Раньше - чтобы случайно не родить, а сейчас - чтобы случайно не потерять способность рожать. Раньше пресс-службы были способом коммуникации между клубом и общественным пространством через журналистов, в том числе. Сейчас пресс-служба – это способ уберечь клуб от ненужных контактов. Договаривайтесь с ними о передаче контента, но вы как редакция должны за собой оставить право выбора: что идет в печать, а что не идет.
Все хотят сверки интервью. Есть запись. Возможно, пресс-служба сделает некоторые сокращения. Но, извините, то, что вы сказали, мы не будем поправлять. Если это сказано, то мы имеем право это публиковать. Если это пересказ, и он вас не устраивает, то давайте еще раз послушаем и проверим. Но сверка – это не правка.
Вышло в эфир – забудь. Ничего не исправишь.
Фото: Никита Зимин
Цените Васю как журналиста, вот что я хотел сказать =)
p.s впрочем, много лет под новостями про Уткина самыми популярными комментами были комменты про его вес, что к его работе никак не относится. и наверное, вряд ли мой коммент встретит понимание, лол) интересно, многие из тех, кто писал шутки о жиробасе год назад, нашли в себе силы публично написать что-то вроде "блин, Василий-то смог похудеть, молодец"?
Привет Константину Геничу)