«Когда до победы рукой подать, произойти может что угодно». Аллан Макниш – о решающем сражении за титул
Бывший гонщик «Формулы-1» и трехкратный победитель марафона «24 часа Ле-Мана» Аллан Макниш, ныне являющийся экспертом BBC, в авторской колонке рассуждает о том, как может сложиться борьба за чемпионский титул между пилотами «Мерседеса» на Гран-при Абу-Даби.
Судьба чемпионского титула определится в финальной гонке сезона в Абу-Даби, и начисление двойных очков может внести новую динамику в борьбу пилотов «Мерседеса» Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга.
Команды готовились к этому с начала сезона. Все они собирались подойти к заключительному этапу в полной готовности в плане скорости и надежности, потому что все знают: двойные очки могут оказать большое влияние на итоговое положение в чемпионате.
Потерять «Мерседес» уже нечего не сможет. Команда выиграла Кубок конструкторов, а один из ее пилотов обязательно станет чемпионом. Но давление огромное, и коллектив намерен убедиться в том, что не подведет никого из своих гонщиков и даст им возможность бороться в равных условиях.
Сами пилоты находятся под разным прессингом.
Нико Росберг – цель только одна
У Росберга только одна цель. Он знает, что должен сосредоточиться на победе, потому что «Мерседес», скорее всего, займет два первых места, и в таком случае титул достанется Хэмилтону. Нико должен выиграть и рассчитывать, что напарник при этом финиширует ниже второго места. Больше от немца ничего не будет зависеть, поэтому просто нужно сосредоточиться на том, что он может сделать.
Нико знает, что если проводит чистый уик-энд и выигрывает, как в Бразилии, то оказывает давление на напарника. В целом, он так и проводил весь сезон – избегал проблем, занимался своим делом и не обращал много внимания на то, что делает Хэмилтон.
С точки зрения борьбы в чемпионате в последней гонке легче быть догоняющим, чем лидировать. Когда вы лидируете, то чувствуете, что можете все легко потерять. Если вы отстаете, то терять нечего.
Можно провести параллель с 2010 годом, когда перед финальной гонкой сезона в Абу-Даби Себастьян Феттель был в худшем положении по сравнению с Фернандо Алонсо и Марком Уэббером. Алонсо и Уэббер допустили ошибки, а Феттель выиграл после старта с поула и стал чемпионом. В той гонке Себ попросил команду не говорить ничего о позициях Фернандо и Марка, и о том, как это может повлиять на положение в чемпионате – он хотел полностью сосредоточиться на работе.
У Росберга есть все шансы сделать то же самое в Абу-Даби, особенно учитывая последнее выступление в Бразилии, где он лидировал от начала и до конца уик-энда. Нико проделал прекрасную работу в Бразилии, и должен еще раз так же выступить в Эмиратах. Удивительно, что немец так близко подобрался к напарнику. Он раскрылся в нынешнем сезоне и показал результаты, которые от него ждали немногие.
Льюис Хэмилтон сложнее, чем кажется
У Росберга есть шансы на титул еще и потому, что Хэмилтон в последний раз становился чемпионом шесть лет назад. С тех пор прошло много гонок, и многие люди – в том числе я – подвергали сомнению вероятность выигрыша англичанином нового титула. В Бразилии было очевидно, что Хэмилтон атакует и очень сильно хочет выиграть гонку. Но если бы он просчитывал риск, то его не развернуло бы перед вторым пит-стопом, и в конце гонки Льюису не пришлось бы так догонять Нико.
Но это Хэмилтон – у него нет двух вариантов. Он просто атакует и стремится к победе. Именно поэтому его стиль пилотирования впечатляет, хотя иногда и приводит к проблемам, потому что он всегда действует на пределе.
У Хэмилтона преимущество в 17 очков, и он знает, что должен финишировать вторым вне зависимости от выступления партнера по команде. В теории это довольно простая задача, учитывая преимущество «Мерседеса».
Тем не менее, в Абу-Даби для «Мерседеса» все может выглядеть несколько по-другому, чем обычно. На этой трассе длинные прямые, а по максимальной скорости болид «Уильямса» обычно быстрее.
Глупые ситуации иногда могут привести к проблеме. Когда до победы рукой подать, произойти может что угодно. Достаточно вспомнить Гран-при Бразилии в 2012 году. Тогда Себастьян Феттель опережал на 13 очков Фернандо Алонсо, но на старте после борьбы с напарником Марком Уэббером потерял несколько мест, а в четвертом повороте его развернуло после контакта с Бруно Сенной. Начало круга немец проехал достаточно нервно, соблюдал осторожность, но после разворота был вынужден атаковать и оставшуюся часть дистанции провел потрясающе.
Хэмилтон может оказаться в подобной ситуации. Он должен настраиваться на победу, но при этом быть готов при необходимости оказаться в тени Росберга. Проблема же в том, что постоянное балансирование на грани иногда дорого обходится. К примеру, может произойти прокол колеса и на этом борьба закончится.
Хэмилтон такой, какой есть, поэтому если он окажется позади Росберга и будет чувствовать, что сможет выйти вперед, то попытается совершить обгон. Он знает, что нет лучше способа выиграть чемпионат, чем одержать победу в решающей гонке сезона.
Не только чемпионат
Хэмилтон и Росберг уже принесли «Мерседесу» Кубок конструкторов. В Абу-Даби будут два разных сражения. Одно – за чемпионский титул, второе – за господство в команде в следующем году. Когда пилот психологически проигрывает напарнику в конце сезона, требуется много времени, чтобы получить еще один шанс и вернуть прежний импульс.
Если Хэмилтон потеряет титул, то у него будет утешение в виде большего количества выигранных гонок, чем у Росберга, но не будет победы в чемпионате.
Фото: Fotobank/Getty Images/Mark Thompson
Источник: BBC