12 мин.

Роберто Манчини: «Мне нравится быть тренером. Мне нравится каждый день злиться»

Главный тренер «Манчестер Сити» Роберто Манчини в эксклюзивном интервью для издания The Guardian – о планах на будущее, желании потренировать сборную Англии, трансферных целях на грядущее лето и поездках на велосипеде.

Роберто Манчини возвращается мыслями в детство и пытается вспомнить, когда он не был одержим победой. В конце концов, он приходит к выводу, что такого не было никогда. Впервые это на собственной шкуре ощутил его двоюродный брат, когда девятилетний Манчини однажды проиграл ему партию в пинг-понг. «Он обыграл меня, – вспоминает тренер «Манчестер Сити». – Затем я набросился на него и ударил ему по голове».

Bimbo (с итальянского — Малыш), так называли его в Кастельдеболе, молодежной академии «Болоньи». На фотографиях того времени у Манчини еще коротко постриженные каштановые волосы и уже первые намеки на усы. The Boy тогда было 13 лет, и он был самым младшим в академии. «Это было 35 лет назад, но я до сих пор все прекрасно помню, – говорит он. Когда вы покидаете свою семью, особенно в таком возрасте, это очень быстро делает вас сильным. В первый год у меня были большие проблемы. Я оставил семью, я не был счастлив. Это было трудно. Помню свой первый день в новой школе. Я огляделся, решил, что мне все это не нравится и убежал. На следующий день меня заставили вернуться, и я понял,что больше не могу убегать. Тот год был очень тяжелым. Только представьте: тебе всего 13 и ты уже уехал из дома. Однако я остался».

Пожалуй, эта история лучше всего помогает объяснить, почему Манчини так злится на своих игроков, когда уличает их в недостаточно серьезном отношении к своей карьере. Мы ведь понимаем, что он принес в жертву самого себя. «Я всегда был таким. Тот же менталитет сохранялся у меня даже тогда, когда я играл со своими друзьями в школе. Я хочу побеждать. Я только и хочу, что побеждать. Мне не нравится участвовать в чем-либо и при этом не становится первым».

Мы разговариваем в одном из залов аэропорта Манчестера, за несколько дней до воскресного матча «Сити» против «Челси», на которую подопечные Манчини могут выйти уже с 15-очковым отставанием от «Манчестер Юнайтед». В интервью много гнева, расстройства. Он говорит о футболистах, которые, по его мнению, играют лишь на 50% своих возможностей. Проскальзывает очередная критика в отношении Самира Насри и, чуть в меньшей степени, Джо Харта.

Тем не менее, некоторая часть его резких выражений обращена и к тем, с кем он больше не работает. Например, к Брайану Мэрвуду, до октября прошлого года отвечавшего в «Сити» за трансферы. «Важно понять, что мы совершили некоторые ошибки, что я совершил ошибки и что игроки совершили несколько ошибок, однако главней всего то, что мы не сделали того, что должны были сделать в летнее трансферное окно. Тогда мы очень плохо поработали на рынке».

Следующим летом, уже с Ферраном Сориано и Чики Бегиристайном в управлении клуба, он ожидает, что все сложится по-другому. Однако и сам Манчини планирует в один прекрасный день стать директором футбольной команды. Очередное негодование за два часа в его компании происходит тогда, когда я спрашиваю его, как он уживается с этими двумя руководителями. «Чики и Ферран? Они не выше меня, – отмечает он. Надо мной только Хальдун (Аль-Мубарак) и шейх Мансур».

 

То, что выделяется во время разговора — это то, как он говорит о новых руководителях Сити по сравнению с их предшественниками. «Ферран приехал из «Барселоны» и понимает, каким должен быть топ-клуб. Чики играл в футбол и знает его как свои пять пальцев. Они хорошие люди, поэтому я оптимистичен в отношении нашего будущего. Теперь у нас есть люди, которые знаю свое дело. Мы нуждаемся в усилении, и они уже работают над этим».

Эдинсон Кавани считается его приоритетным вариантом. «Мне нравится Кавани, но его хочет заполучить буквально весь мир. Я не знаю, что может произойти. Что касается Суареса, то он выступает за такой топ-клуб, как «Ливерпуль». Неймар – классный игрок, однако я не знаю, готов ли он играть здесь, в Англии. Мне кажется, он перейдет в «Барселону» или «Реал», где проповедуют более техничный футбол. Кто с легкостью адаптировался бы в Англии, так это Кавани с Фалькао. Они обладают большим опытом, им уже по 26, 27 лет. Они достаточно хороши для того, чтобы выступать в премьер-лиге».

Манчини подозревает, что некоторые его игроки, одержавшие победу в чемпионате прошлого сезона, на этом успокоились. Насри является показательным примером этого. «Думаю, Самир обладает фантастическими качествами. С его классом он должен всегда играть хорошо. Он способен самостоятельно решать каждый матч. Игрок его способностей должен быть одним из лучших в Европе. Но этого не происходит».

«Иногда игрок думает, что достаточно того, что он сделал в прошлом году, и не понимает, что нужно прогрессировать каждый день. Если ты являешься игроком топ-уровня, то знаешь, что способен прибавлять до последнего дня своей карьеры. Иногда же твои игроки думают, что продолжать работать над собой не так важно, и это самая большая их ошибка. Самир способен играть лучше, чем он это делает сейчас. Он является игроком топ-уровня, но не играет на своем уровне».

Манчини считает Пабло Сабалету, вероятно, «лучшим игроком «Сити» прямо сейчас, но признает, что список таких футболистов очень короток. Что касается Харта, то он хочет прояснить ситуацию. «В Джо я поверил тогда, когда в него не верил никто. Я начал ставить его в основу, когда никто не думал, что он способен вытеснить Шея Гивена, на тот момент одного из лучших голкиперов Европы. Мне нравится Джо, иначе я бы не доверял ему место в составе на протяжении двух лет».

«Но все очень просто. Если Джо продолжит совершать ошибки, то будет отправлен на лавку. Я так поступил с Самиром, с Сильвой, с Тевесом в нынешнем сезоне, и то же самое может произойти с Джо. Проблема в том, что если голкипер совершает ошибки, то ты проигрываешь. Джо обладает качествами, чтобы стать лучшим голкипером где угодно. Он лучший голкипер в Англии, но, учитывая ситуацию «Манчестер Сити», если ты хочешь оставаться на самом высоком уровне, ты должен упорно работать и думать только о футболе. Он должен думать только о своей работе – именно это и означает быть голкипером».

Необычно слышать такое от тренера, который готов публично раскритиковать своих подопечных, и это значительно отличается от, скажем, Арсена Венгера, который, кажется, всегда защищает своих игроков. «Я не Арсен Венгер. Мы разные. Я хочу побеждать. Я считаю, что каждый игрок должен быть достаточно силен, чтобы принять ответственность на себя – благодаря этому ты можешь прогрессировать.Ты не будешь прогрессировать, если твой тренер будет говорить: «Да не волнуйся. Подумаешь, ты совершил ошибку – это ничего не значит».

Наш разговор заходит о его собственных позициях в клубе. Раздражает ли Манчини то, что сейчас муссируется в новостях? «Я не понимаю этого. Серьезно, по какой причине меня должны увольнять? C мая 2011 года, момента, когда мы начали выигрывать трофеи, «Манчестер Сити» является лучшей командой Англии, разве нет? Мы выиграли три трофея, «Манчестер Юнайтед» – два, «Челси» – два, «Ливерпуль» – один. Ни одна другая команда не выиграла больше, чем мы».

«Сейчас мы располагаемся на втором месте и все еще участвует в Кубке Англии. Мы надеемся снова выиграть чемпионат, но даже если мы финишируем вторыми, то за три года мы, соответственно, возьмем второе, первое и снова второе места. Поэтому я не понимаю всех этих разговоров. Я бы понял, если бы мы не побеждали в течение трех лет. В таком случае мне было бы очень трудно здесь остаться. Я не мог бы находиться в команде, если бы не выполнял свою задачу. Однако я хорошо справляюсь со своей работой».

На пятничной пресс-конференции Манчини спросили о слухах, отправляющих в Сити главного тренера «Малаги» Мануэля Пеллегрини. «Черт побери, – ответил он. Я больше не могу отвечать на эти вопросы».

 

«Челси», по его словам, очевидный пример того, что смена тренера не всегда идет на пользу. «Увольнение Карло (Анчелотти) было очень странным. Он один из лучших тренеров мира, по моему мнению. Ему удалось выиграть чемпионат и Кубок, однако его все равно уволили. Клубу очень трудно добиваться успехов, когда в нем каждые год-два происходит смена тренера. С Фергюсоном все иначе, потому что он начинал работать в «Юнайтед» немного в другое время. Теперь его можно сравнить со зрительским местом на стадионе, с футбольным полем. Он стал неотъемлемой частью «Юнайтед».

«Я хочу продолжать свою работу. Я всегда хотел работать именно здесь, в Англии. Конечно, Манчестер — это не Рим, где всегда светит солнце, но это совершенно другой город. Постоянные дожди — это проблема, но нравится ли мне Манчестер? Я отвечу да, нравится. Быть может, тут нет сотни ресторанов, но я не вижу в этом проблему. Мне нравится кататься на моем велосипеде. Так вы можете спокойно о чем-то подумать, просто прогуляться два или три часа. Моей жене тоже нравится город. Иногда мы выбираемся в Лондон для того, чтобы осмотреться, прогуляться. Мне нравятся здешние люди, они не преграждают тебе путь. Могут лишь попросить автограф, но в то же время они проявляют к тебе уважение».

«В Италии с этим все по-другому, потому все журналисты полагают, что они тренеры. И не только журналисты, между прочим. В Италии живет 55 миллионов футбольных тренеров. Англия отличается в этом плане. Возможно, местным газетам хочется побольше разузнать о частой жизни людей, но это не проблема для меня. Англия — это то место, где каждый хочет стать тренером перед 40 или 50 тысячами каждую неделю. Это классно».

Разговор о прессе подводит нас к вопросу Марио Балотелли. «Марио здесь больше нет и это, должно быть, стало проблемой для папарации и The Sun, – улыбаясь, говорит Манчини. Я рад за него, за то, что он забивает сейчас в «Милане». Я был уверен, что там он будет много забивать, ведь итальянский чемпионат чуть легче, чем английский. Там ему проще. Он родился в Италии и понимает итальянский футбол».

«Мне кажется, Марио не понимал, что «Манчестер Сити» был для него большим, поистине большим шансом. В течение ближайших 5-10 лет Сити может стать настоящим топ-клубом. К сожалению, он не думал об этом, он не думал о своем будущем. На самом деле, Марио хороший парень. Однако ему уже не 16, правда, всего 22 и он все еще молод, а когда вы молоды, то вы склонны совершать ошибки».

«В детстве Марио пришлось несладко. Это и является основной причиной того, почему он является таким, каким есть. Ему повезло найти хорошую семью, но в 22 года у вас нет того жизненного опыта, какой есть у тех, кому уже, скажем, 35. Я пытался дать ему все, что мог. Он был мне как сын. Мне просто очень жаль, ведь Марио мог бы сделать для «Манчестер Сити» еще больше. Однако с ним мы все равно выиграли премьер-лигу и Кубок Англии, и это очень важно».

Найти замену Балотелли станет приоритетной задачей на ближайшее лето. «Мы конкурируем с такой командой, как «Манчестер Юнайтед», привыкшей побеждать год за годом. Мы не имеет того опыта, что имеют они. Нам нужно работать каждый день, каждую неделю, потому что нам необходимо прогрессировать. Однако этого не произошло прошлым летом. Тогда мы очень плохо поработали, и я не знаю, почему. Когда ты выигрываешь чемпионат, то тебе нужно купить еще двух или трех игроков экстра-класса».

«Новички хотят доказать, что они лучше старожилов, а это, в свою очередь, заставит старожилов играть еще лучше, чем в прошлом году. К сожалению, мы этого не сделали. Футбол полон таких историй. Вы выигрываете титул, думаете, что этого достаточно, играете лишь на половину собственных возможностей и на следующий год проигрываете чемпионат. Безусловно, защитить титул всегда труднее, чем его выиграть. Мы достигли вершины. Проблема же заключается в том, чтобы остаться на этой вершине надолго. Вы сумеете сделать это, только если обладаете сильным характером».

Несостоявшийся переход Робина Ван Перси — боль, которая до сих пор не проходит. «Он делает разницу. Нам не хватает от 10 до 15 голов. Забив эти мячи, мы бы набрали на восемь или девять очков больше. Однако Ван Перси – игрок «Юнайтед».

Несколько недель назад в Саутгемптоне Манчини был так раздражен игрой в исполнении своей команды, что даже не зашел в раздевалку после матча. Как он справляется с поражениями? «Англичане и итальянцы в этом смысле совершенно разные. Для некоторых английских тренеров игра заканчивается сразу после финального свистка, и не важно, была она выиграна или проиграна. Для меня же она еще не заканчивается. Если мы проиграли, то в течение всего следующего дня в моей голове крутятся только такие мысли: «Где я совершил ошибку, мог ли сделать что-то иначе, почему мы проиграли»? Конечно, я могу отвести несколько часов на сон, но не очень много. Я просто живу футболом. Я не могу вот так легко принять поражение. В следующие 24 часа я должен понять, что случилось».

Ему 48, и в эти годы обычно появляются первые сомнения относительно будущего. Как долго он будет тренировать? «Все зависит от моего желания. Все-таки в футбольный клубах есть и другие должности, и я мог бы делать и другую работу. Сейчас мне нравится быть тренером. Мне нравится каждый день злиться. Я хотел бы делать эту работу пока мне не исполнится 60 — возможно, потом я стану президентом какой-либо команды».

До этого он хотел бы получить возможность возглавить сборную Англии. «Такое может произойти, если они захотят победить. Это будет настоящий вызов. А если мне в качестве тренера Англии удастся выиграть чемпионат мира или Европы, то я бы хотел быть посвящен в рыцари. Не нужно статуи, будет достаточно просто рыцарского звания». 

Даниэль Тэйлор, The Guardian