10 мин.

Сергей Сироткин: «Формула-1» – мой стопроцентный приоритет»

Сергей Сироткин в первой гонке Formula Renault 3.5 минувшего уик-энда отпраздновал первую победу в карьере в Мировой серии Рено. И не где-нибудь, а у себя дома, на российском этапе, проходившем на трассе Moscow Raceway.

После схода в четырех предыдущих гонках успех на родной земле был очень важным для пилота. Сразу после процедуры подиума и официальной пресс-конференции мы побеседовали с триумфатором о прошедшей гонке и планах одного из самых перспективных российских пилотов.

- На старте возникли какие-то проблемы? Почему Амберг (показавший в квалификации 4 время) едва не вышел вперед?

– Трудно сказать. Старт был, может быть, не самым лучшим, но более чем достаточным для того, чтобы войти в первый поворот первым. Дополнительный прогревочный круг негативно сказался как психологически, так и на состоянии сцепления, температуре и т.д. Лишний прогревочный круг явно не облегчил жизнь.

Произойди старт тогда, когда и должен быть, уверен, я бы стартовал немного лучше. Тем не менее, раз этого было достаточно для лидерства – никаких проблем!

- То есть с реакцией проблем не было?

– Нет. На самом деле, на старте играет роль в большей степени не реакция – ты можешь среагировать в лучшем случае на 0,1 секунды быстрее – а то, как ты разгоняешься. И здесь ты можешь потерять целую секунду при неправильных действиях.

- Сцепление нужно грамотно отпустить?

– Да. Здесь не все так просто – бросил сцепление и поехал. Это очень трудная процедура. Плюс к этому, в зависимости от температуры сцепления зависят точки его «схватывания». Это все постоянно меняется. Все это нужно чувствовать.

Поэтому гораздо важнее не тронуться раньше, а сделать все правильно на разгоне, стартовав плавно и без пробуксовки. От этого ты выигрываешь гораздо больше, чем от хорошей реакции!

- Как рано ты понял, что победа на этой трассе возможна по ходу этого уик-энда?

– Думаю, вчера, во время второй практики. Мне удалось проехать замечательный круг (на 0,2 секунды даже быстрее, чем в субботней квале, результат которой никто не смог повторить и в воскресенье – прим. автор), даже, наверное, лучше, чем сегодня во время квалификации. И дело даже не во времени. Я говорю именно о своих ощущениях.

В субботней квалификации были трудные погодные условия. Просто среди всех я справился лучше. Но если говорить в плане настроек и самого пилотажа, круг, который я проехал вчера (на тестах) был лучше.

Опять же, это хорошо, поскольку значит, что есть какой-то потенциал на завтра. Сегодня все набрались опыта, поняли, над чем нужно работать. Потому завтра нам будет труднее. Мы тоже извлекли свои уроки. И завтра борьбе на 100% будет еще более плотной!

- Это был твой третий уик-энд на Moscow Raceway. Помог опыт предыдущих лет?

– Трудно сказать. Это не самая техничная трасса. Здесь много зон для вылета. Ты всегда можешь немного ошибиться и вернуться на трассу без каких-либо последствий. Это не Монца или Спа, в которые трудно вкатиться без последствий.  Но я не один из тех, кто здесь уже ездил, во-первых. Во-вторых, не скажу, что она подходит моему пилотажу. Для сравнения, в Спа я себя чувствовал более комфортно. Но там из-за всех произошедших проблем не удалось реализовать скорость, которая была в запасе. Здесь же мне это удалось. Потому так и закончилась суббота.

- Иными словами, трасса Moscow Raceway неидеальна для тебя?

– Трасса подходит нашей машине, но не лично мне. Я бы так сказал. Конечно, на таком уровне пилот может адаптироваться. Не помешать конкурентоспособности команды.

То есть если машина едет быстро, то даже если трасса не подходит пилоту, он может адаптироваться, показывать хорошие времена. Тем не менее, это не тот случай, когда у пилота есть какой-то резерв, чтобы еще найти какую-то «десяточку».

- Как оцениваешь на своем фоне напарника? (вице-чемпиона Formula Renault 2.0 Оливера Роулэнда)

– Он очень быстрый гонщик. Если я еду «головой» – оцениваю телеметрию, много анализирую, работаю над собой, физически тренируюсь, работаю на симуляторе, с инженерами – он этого не делает. Роулэнд едет только за счет таланта. В какие-то моменты талант ему очень помогает. Например, в Арагоне. Да, там у нас были разные настройки. Можно сказать, у кого-то хуже, у кого-то лучше. Но я прекрасно знаю, что в Арагоне он по чистой скорости быстрее меня. Как я ни старался…

В Спа – наоборот. Там даже на фоне того, что у меня не складывалось, я в целом был быстрее напарника. То есть дело в том, кому какая трасса больше подходит. Но в каких-то моментах знания и работа, которую проделал я, оказывает решающую роль, а в каких-то моментах, где нужен талант, идеальные условия и подходящая трасса, то Роулэнд, безусловно, на таланте выезжает. В любом случае, Оливер Роулэнд один из самых талантливых и быстрых пилотов как Мировой серии Рено, так и молодежных чемпионатах вообще на данный момент. Поэтому, так как удается не затеряться на его фоне и ехать «в его времени», а частенько и опережать, считаю, это более чем достойно.

- Вернемся к гонке. После старта казалось, что ты просто разорвешь Амберга. Уехал от него, однако по ходу гонки Зоэль постепенно к тебе приближался. На финише вас разделило менее секунды.

– Думаю, просто потому, что после старта многим пилотам очень трудно сразу поймать ритм и проехать быстрый круг. А поскольку я еду за счет знаний и проделанной работы, мне не надо искать это ритм, я могу сразу реализовать потенциал машины.

Может быть, кто-то другой, кто едет за счет таланта, вкатывается первые круги, а я в это время от него уезжаю. Думаю, как раз первые круги решили исход гонки. В какой-то момент он начал подъезжать и, судя из нашей беседы после гонки, он больше страдал при этом от износа передней резины, а я из-за износа задней. Соответственно, заднюю сложнее контролировать, и, полагаю, далеко неизвестно, как все сложилось бы, не создай я тот задел на первых кругах.

- Все дело в разных стилях пилотирования или же настройки оказали первостепенную роль на столь большую разницу в износе резины?

– Думаю, настройки больше оказали влияния. Я три года в трех разных командах выступал на этой трассе. Могу сказать, что если что-то настроено неидеально, то в первую очередь ты начинаешь страдать от избыточной поворачиваемости, что очень негативно сказывается на задней резине. В гонке это гораздо труднее контролировать, чем износ передней резины.

- Были моменты, когда ты думал, что Зоэль Амберг вот-вот будет тебя атаковать?

– Нет, до такого не дошло. Но я понимал, что мне стоит чуть-чуть ошибиться или проехать чуть медленнее пару поворотов, то эта атака состоится. Морально мне было нелегко выдержать всю гонку, все 45 минут под прессингом. Тем не менее, я не пытался сделать чего-то сверхъестественного, просто старался ехать в своем ритме и не обращать внимание на то, что творится сзади.

- После этой победы готов бороться за титул и больше веришь в свои силы?

– Я был готов с самого начала, только не так все что-то шло. Я никогда так много не работал, как в этом сезоне. Я раньше всех с утра приезжал на трассу, позже всех уезжал. И это все на фоне напарника, который за 15 минут переоделся, сел и поехал. Я больше всех стараюсь, и когда что-то случается, становится очень обидно. Ты знаешь, что ты быстр, но в такие моменты перестаешь верить в удачу.

И после всех этих неприятностей победить на трассе, тем более домашней, просто фантастическое ощущение. Для всех в команде, думаю, это особенный момент.

- Ты выступал в трех командах. Это реально самая сильная из них (россиянин выступает за Fortec) или же от команды не так все зависит?

– От команды зависит большая часть. К сожалению, как везде в современном автоспорте. База настроек совершенно отличается. Если закрыть глаза, то, пересев из одной команды в другую, можно подумать, что ты едешь в абсолютно другой машине. Хотя формально серию и считается моноформулой.

ISR – хорошая команда. Хорошие инженеры. Но у Fortec гораздо больше база, опыт. Потому, когда ты приезжаешь на трассу, выезжаешь на первую практику, изначально ты уже конкурентоспособен. Даже инженеры, которые, возможно в Fortec не превосходят других инженеров WSR в плане профессионализма, гораздо легче работают. Им гораздо проще доработать машину до идеала. В другой команде им предстояло еще и работать над пропастью отставания, то есть работать больше. Потому не всегда это удавалось…

- Не было ли психологического удара для тебя ввиду того, что в Формулу 1 ты так и не перешел, как должен был?

– Кто-то говорил, что должен… Но я так не говорил. Я всегда больше концентрировался на выступлениях в WSR. Формула 1 – это какие-то планы на будущее. Непосредственные цели и задачи – это победы в Мировой серии Рено.

Это один из самых, а, может быть, самый конкурентоспособный чемпионат, за исключением «первой Формулы». Может, еще GP2 поспорит в этом с WSR. Однако в плане техники, считаю, что машина Formula Renault 3.5 посильнее, особенно в плане аэродинамики. Потому выигрывать в таком чемпионате особенно знаменательно.

Как показали тесты в Бахрейне, если ты конкурентоспособен в Мировой серии, то ехать на уровне середняков Формулы 1 не составит труда.

- Робин Фряйнс также говорил, что техника WSR лучше техники GP2.

– Да, на все 100% это так. Думаю, многие пилоты согласятся.

Следующий гоночный день, воскресенье, выдался для Сергея не столь триумфальным: в квалификации из-за трафика россиянин показал лишь пятое время, уступив своему субботнему поулу 0,4 секунды. Однако дело было не только в трафике, и выше третьего времени Пьера Гасли, в полусекунде от лидеров, квалифицироваться пилоту Fortec было нереально. Почему так произошло?

- Гонка сложилась не лучшим образом. Все началось с трафика в квалификации?

– Да, не получилось ни одного нормального круга проехать. Неплохо, учитывая, с какой настройкой машины мы имели дело. На большее рассчитывать не могли.

В гонке мы знали, что не сможем отыграться и побороться за победу. Мы рассчитывали на подиум. Получился хороший старт, но ситуация так сложилась, что просто некуда было ехать после старта до первого поворота, чтобы реализовать свою скорость в обгон.

Во втором повороте удалось опередить напарника, что и является единственным приятным моментом гонки. Дальше мы контролировали заднюю резину, просто доезжали гонку. Темпа, чтобы бороться на равных со Станэвеем мы, к сожалению, сегодня не имели.

Какие-то выводы после вчера мы сделали. Машина гораздо лучше работала с задней резиной. Темп поддерживать было легче. Немного просчитались с количеством использования DRS. Под конец у меня оставалось достаточное количество неиспользованных секунд. Знать бы это заранее, можно было по 0.1-0.2 секунды с каждого круга отыгрывать. Хотя от напарника (который финишировал следом – прим. автор) задел был, потому, возможно, нам и не надо было всего этого. В любом случае, бороться со Станэвеем было невозможно. То есть мы сделали максимум возможного.

- Если бы поставили вчерашние настройки, все равно бы это уже не помогло?

– Нет, конечно. Может быть, пару-тройку кругов я проехал бы после пит-стопа быстрее, но в целом гоночный темп не был бы лучше.

- Как ты объяснишь, почему многие гонщики, что в FR 2.0, что в FR 3.5, которые были быстрейшими вчера, сегодня сдали позиции?

– Да, трасса очень сильно изменилась. Мы, наверное, были наиболее стабильной командой, которая смогла сохранить в наибольшей степени вчерашний темп и сегодня.

- Теперь шансов в чемпионате все больше и больше?

– Да, все больше и больше! Мы возвращаемся в борьбу. Еще себя покажем.

- Планов на продолжение выступлений в Мировой серии на следующий год, полагаю, нет?

– Да, думаю, нет. Хотя непонятно, как все сложится… Пока об этом не будем думать.

- Доводилось читать интервью, где ты сказал, что спонсоров нет, и все стало гораздо худе касательно твоего прихода в Формулу 1 по сравнению с прошлым годом. Прокомментируй ситуацию.

– Я имею в виду, что ситуация в целом с каждым годом ухудшается. Искать бюджет все труднее и труднее. Не только на Формулу 1, но и даже на выступления в Формуле Рено. С этой проблемой сталкиваются все. Поэтому большое спасибо программе SMP, которая помогает развивать автоспорт в России. В остальном –  бюджет  – всегда есть и остается, пусть не приоритетом, но тем элементом, без которого ты не можешь выступать.

- Пока шансов на выступления в Формуле 1 меньше, чем в прошлом году?

– Нет, не меньше. Думаю, сейчас все пойдет нормально, мы будем бороться за топ-3, и как-то привлечь спонсоров будет легче. Все работают, ищут возможности.

«Формула-1» – это мой стопроцентный приоритет. 

Статья о минувшем этапе World Series by Renault на Moscow Raceway.