Рохо себя чувствует. О самом невероятном трансфере лета
В 2012 году Маркос Рохо выступал за московский «Спартак» и был продан за ненадобностью. В 2014 он стал вице-чемпионом мира и перешел в «МЮ» за 16 млн фунтов. Публика взволнованна.
Надо ли винить «Спартак»?
Не заиграл в России. И?
Май 2012 года стал одним из тех прекрасных месяцев, когда на Sports.ru появилось большое интервью Валерия Карпина. За час беседы ему было задано около полусотни вопросов, на которые довольно проблематично ответить: «А смысл?». Среди них была пара – про неяркого, рядового игрока тогдашнего «Спартака».
– Рохо играет в сборной Аргентины, а в «Спартаке» – нет. Почему?
– Потому что на его позиции в «Спартаке» есть игроки, которые на данный момент сильнее – Сухи и Пареха. Тем более, в сборной Аргентины Рохо играет левого защитника, а у нас левый защитник – русская позиция. И я думаю, это плюс. «Спартак» сейчас выходит на тот уровень, что игрок сборной Аргентины или сборной Голландии не проходит в основной состав. Это нормально. Это говорит, что уровень команды поднимается.
– Вам возразят, что вы его неправильно используете. Что он не центральный защитник, что слева у него получалось бы лучше.
– Этому человеку я отвечу: а пятого россиянина мне где использовать?
– То есть если бы в России не было лимита на легионеров, Рохо выходил бы слева?
– Возможно, выходил бы. Если был бы в порядке. А возможно, Макеев был бы лучше его и все равно играл.
Более или менее в каждом интервью, которые выходят на Sports.ru, бывают моменты, когда хочется закрыть лицо руками. За этот недлинный пассаж захотелось дважды.
Во-первых, после фразы о том, что «Спартак» вот-вот пронзит стратосферу и выйдет на уровень, на котором штормит иных игроков из ведущих сборных мира. Во-вторых, после того, как открылись новые грани футбольных порядков на Руси. Понятно, что ругать лимит сейчас примерно так же пошло, как фотографироваться в лифте или набивать на теле какую-нибудь латинскую мудрость, но все же здорово оценить новый вектор проблемы. Мы привыкли, что лимит доставляет много проблем русской молодежи – подсаживая ее на денежную иглу и уничтожая все то хорошее, чему она научилась, пока игла была вдалеке. Оказывается, проблемы бывают и у молодежи иностранной, которую русские клубы покупают весьма охотно, но потом не знают, куда девать.
Неудача Рохо в России – это не вопрос лимита, конечно. Это вопрос того, что молодым латиносам, которые хотят играть в большущий футбол, лучше начинать европейскую карьеру в какой-нибудь другой стране. Здоровому человеку тяжело удержаться от соблазна вспомнить, где сейчас Макеев, а где Рохо, поэтому давайте не будем себя сдерживать. Макеев – в чемпионате России, с одним матчем за сборную России (46 очень товарищеских минут против Катара) и без еврокубков на будущий сезон. Рохо – тоже без еврокубков, зато вице-чемпион мира и один из самых дорогих защитников современности. Но перед тем как начинать хихикать, я бы все же напряг память и вспомнил, что весной-2012 Рохо действительно выглядел хуже Макеева. Он, во-первых, с огромным трудом убирал лишние килограммы сала, во-вторых, был очень нестабилен на поле.
Так почему Москва оказалась хуже Лиссабона, куда он ушел и где в итоге наиграл на многомиллионный контракт от «МЮ»? Почему там не было проблем ни с салом, ни с отношением к делу, ни с игрой?
Очевидно, потому что там теплее и лучше настроение. Потому что там лучше тренеры. Потому что там лучше менеджеры, которые знают, в каком возрасте себе забирать игрока. Потому что там есть постоянная необходимость зарабатывать деньги, в первую очередь – бройлерным выращиванием игроков.
Поэтому когда вам захочется объяснить русскую неудачу Рохо тем, какой же в «Спартаке» бардак, я бы предложил расширить фокус. Бардак – во всем русском футболе. Вправлять мозги молодым иностранцам и поддерживать их мотивацию в норме – менеджментом, тренерским искусством, переполненными трибунами – мы пока не можем в силу миллиона причин. И совершенно неважно, куда эти иностранцы дали себя заманить – в «Спартак», «Уфу» или «Тосно».
А что он выиграл?
Тех, кто смотрит футбол еще реже моего, стоит предупредить: Рохо, как далеко бы он ни пробирался на чемпионате мира и сколько бы за него не отсыпал «МЮ», далеко не самый выдающийся защитник Вселенной. У него есть скорость и умение начинать атаку, но таких скоростных умельцев в мировом футболе можно насчитать пару десятков. Ответ на вопрос, откуда тогда взялись место в основном составе сборной Аргентины и статус вице-чемпиона мира, стоит искать на скамейке запасных. Когда Алехандро Сабелья тренировал «Эстудиантес» и брал с ним Кубок Либертадорес, по левому флангу своей команды он гонял именно Маркоса Рохо. Когда Алехандро Сабелья повез на чемпионат мира сборную Аргентины, он (пусть и на другую позицию) снова взял Маркоса Рохо – может, не самого лучшего, зато знакомого игрока. Рохо отыграл в меру способностей: хорошо, но и без единого выдающегося матча.
Да, и давайте не забывать, что это была, возможно, самая несовершенная сборная Аргентины на нашей памяти. Если бы команды выходили в финалы крупных турниров исходя из суммы скиллов, которые в эти команды напичканы, никакой Аргентины там бы не было: как минимум Рохо, как минимум вратарь Ромеро и, возможно, опорный полузащитник Биглия там и близко не топ-уровня. Впрочем, футбол сборных потому все еще и заводит столько народу: если в поколении не появился вратарь или защитник, который хоть сколько-нибудь соответствует уровню Маскерано, Ди Марии и Лео Месси, никакие миллионы евро этого вратаря или защитника тебе найти не помогут. Выходи – и рубись.
Англия, ты сдурела
Если вас бросает в дрожь от суммы трансфера Рохо (16 млн фунтов), то эта ссылка приведет вас в чувства. Давно понятно: в лиге, где не жалеют 22 млн фунтов за Джолеона Лескотта, 11 млн – за Росса Маккормака (есть такой футболист, да) и 20 млн за, прости Господи, Стюарта Даунинга, к деньгам относятся несколько иначе, чем во всем остальном мире.
16 млн фунтов за Рохо – это не оценка его нынешней мощи.
Это умение португальцев дорого продавать.
Это босс «МЮ» Эд Вудворд, который до сих обживается в роли управляющего суперклуба и принимает много странных решений – вроде прошлогоднего продления контракт с Нани, которому теперь «МЮ» продолжит полностью платить зарплату, но играть он будет за другую команду – кстати, именно ту, из которой в «МЮ» перебросили Рохо.
Это проблемы сегодняшнего «МЮ» в обороне: в распоряжении всего два центральных защитника, в старте первого тура премьер-лиги выходит 20-летний Тайлер Блэккет (до того – 0 матчей в АПЛ и 13 в чемпионшипе), а времени, чтобы что-то кого-то купить, – полторы недели.
Это традиция дорогих и очень рискованных трансферных инвестиций – купить за много денег сырого, но готового к радикальному тюнингу игрока и вырастить для «Олд Траффорд» нового супергероя.
Это традиция с такими инвестициями ошибаться, потому что на каждого Криштиану и Видича запросто вспомнить дорогущих Бебе и Андерсона, Феллайни и Нани, а чуть напрягшись, – целый выводок талантов, за которых платили чуть меньше.
Проследить за тем, получится ли супергерой из Маркоса Рохо, можно будет с помощью видео Sports.ru – для всех, кто только возвращается в интернет после отпуска, напоминаю: теперь у нас есть легальные хайлайты АПЛ. Болванку для видеогалереи «Х доказательств, что Маркос Рохо – худший трансфер в истории «МЮ» мы на всякий случай уже приготовили.
Фото: Fotobank/Getty Images/Dmitry Korotayev/Epsilon; РИА Новости/Александр Вильф
Фурия прухз.
Раз Рохо в Спартаке.
Раз Рохо в России.
Про Рохо в кармане МЮ.
Ой, Рохо, Рохо! Мне без тебя так плохо!
Раз Рохо в голове Ю. Дудя.
Нет про Роха в своем отечестве.
У Рохо французского.
Рохолицо. Фейспалм Спартака.
Идеальные заголовки.
З.Ы. Спартак поставщик защитников для МЮ, не удивлюсь, если зимой купят Инсаурральде
А 16 млн.в условиях вконец взорванного трансферного рынка - не та цена, от которой кого-то сейчас может бросить в дрожь, кроме, возможно, автора
Например, объяснение "левый защитник - русская позиция" - это одного уровня с "я не могу претендовать на должность заместителя гендиректора, потому что у гендиректора есть сын".