13 мин.

Заложники имиджа

У каждого человека есть некий набор желаний. Таких, без осуществления которых прожить можно, но в голове постоянно свербит — хочу-хочу-хочу. Не берем практически неосуществимые фантазии (забудем хоть на минуту об Анджелине), а вспомним такие мечты, которые теоретически можно было бы воплотить в реальность, но с очень большим скрипом. Таким, что приходится вздохнуть и идти на работу.

Я отнюдь не исключение в данном вопросе. Вообще далек от идеала, честно признаюсь. У меня тоже есть нелепые мечты. Например, о вот такой игрушке, которая очень бы пригодилась в работе. То есть, когда я недавно продавал машину, как раз хватило бы вырученной суммы, чтобы осчастливить фотомагазин, но была бы рада моя жена — вопрос простой. Она была бы в ярости, полностью оправданной. Все же для большинства жителей этой планеты желания и потребности далеко не всегда коррелируют с количеством свободных денег. А одного желания для обладания еще недостаточно. В большинстве случаев, и если не рассматривать криминальные пути достижения поставленных целей. Разбой не наш метод. Надеюсь.

Мои (и, уверен, ваши) проблемы не понять «Зениту». У него ситуация обратная: деньги вроде как есть, желание их потратить тоже. Сказал бы даже, что есть необходимость эти деньги потратить, потому как линия атаки одного из лидеров российского футбола выглядит так же печально, как мое лицо в момент разглядывания того самого объектива в магазине «Яркий мир» на Невском. Вся загвоздка в том, что клубу из России недостаточно желания и денег для удовлетворения своих потребностей. Каждый раз, когда из страны вечных снегов, медведей и балалаек приходит предложение о заключении контракта с кем-либо из серьезных мастеров, начинаются танцы с бубнами и кроличьей лапкой даже похлеще, чем во время установки Mac OS 10.5 Leopard на MSI Wind. Этого не устраивает климат, того пугают расстояния, третий слишком молод, чтобы остаться под Смоленском, уже не будем вспоминать самый страшный кошмар российских клубов — жен футболистов. О эти коварные существа! Уже согласованный трансфер может сорваться в самый последний момент только из-за того, что обладательница лишней Х-хромосомы прочитает какой-нибудь путеводитель по России, изданный в забытых 90-х в каком-нибудь забытом богом Кливленде. Они не реагируют даже на двукратное увеличение зарплаты мужа, в зародыше давя только проснувшуюся в супруге тягу к приключениям. Муж вздохнет, еще раз повторит шепотом загадочное и такое манящее слово «Vladivostok», да и останется себе в банальном Мюнхене с нищебродской зарплатой в миллион-два евро в год.

Нет, хорошие футболисты в Россию приезжают. Но действительно состоявшиеся звезды предпочитают кратковременные визиты на матчи еврокубков. Случаются удачи, когда удается подписать молодого Вагнера Лава, но тут ведь больше лотерея — заиграет ли он. И как долго, если все же заиграет.

«Зенит» в одночасье превратился в заложника имиджа чемпионата. Сломанный Данни, взалкавший дальних стран Аршавин — этого оказалось достаточно, чтобы обескровить нападение клуба с берегов Невы. Файзулин и Ионов все же еще не готовы к роли лидеров атак, Погребняк — это тема для отдельного разговора, Хусти пока не вписывается в схему Адвокаата, в 4-4-2 ему тесно, а для 4-3-3 не хватает понимания, чего от него хочет этот большой и малоподвижный человек...

И вот последний тур первого круга, ко всем этим радостям добавился озлобленный домашним поражением «Рубин».

Повод для радости у питерских фанов был — возвращение в основной состав Ломбертса. Молодой бельгиец уже успел зарекомендовать себя отличным защитником, но пропущенный год все же давал повод для беспокойства.  Тем не менее Ломбертс был удостоен персонального баннера.

Большая часть фанатов вняла призывам и одела белые футболки, в том же цвете играл и «Зенит». Вообще белый цвет вызывает приятные воспоминания: тот же призыв звучал перед финалом в Манчестере, чтобы не смешаться с мутно-пьяной массой болельщиков «Рейнджерс», цвета футболок которых соответствовали их состоянию. Да, «Великий Шотландский Нажор» очевидцы будут помнить еще долго...

Успокаивая скептиков, Ломбертс выдал великолепный матч. Он практически не ошибался, успевая в том числе страховать Крижанаца. Но главное, бельгиец очень грамотно выбирал позицию, перекрывая самые опасные направления атак «Рубина».

Тем более что в первом тайме казанцы с упорством нагружали защитников «Зенита» работой. Первым запросился в отпуск Анюков, сваливший Карадениза недалеко от своей штрафной.

Но каких-либо серьезных угроз воротам Малафеева в первом тайме «Рубин» так и не создал. Команды устроили вязкий футбол на каждом участке поля, где защита умело связывала нападение. При этом матч совсем не смотрелся унылым. «Зенит» выглядел чуть более мотивированным, но «Рубин» постоянно огрызался потенциально опасными выпадами. Чего не хватало казанцам, так это разнообразия в атаке. Принцип «получил мяч — отдай Семаку» не очень подходит для игры на «Петровском».

Что-то неожиданное в игру своей команды пытался привнести Карадениз. Раз за разом он подхватывал мяч и с яростью башибузука кидался на ворота. Защитники спокойно встречали турка, который порой напоминал манекен для испытаний безопасности автомобилей.

Два прорыва Карадениза в штрафную заканчивались чистыми и аккуратными подкатами. В их чистоте и аккуратности сомневался только Карадениз и казанский фотограф за воротами «Зенита».

Пенальти Карадениз начинал просить еще до приземления. Николаев невысоко оценил летные качества турка — борта «Люфтганзы» комфортнее и в воздухе держатся дольше.

А ближе к концу первого тайма произошло событие, которое, на мой взгляд, во многом повлияло на исход встречи. Квирквелия выбил с поля Широкова, роль которого в игре «Зенита»  повышается столь же неуклонно, как вера фанатов «Спартака» в Комбата. Вроде как все уже и забыли, что Широков приобретался петербургским клубом как атакующий полузащитник. Наигрывание на позиции центрального защитника, а теперь — и на месте опорного полузащитника — дало очень интересный коктейль. В паре с Денисовым Широков составил любопытный дуэт, из которого именно 15-й номер включается в атаку, поддерживая усилия Зырянова и Семшова. Подключение Широкова стабильно вносит панику и сумятицу в оборонительные порядки соперника, во всяком случае пока. Пока к этим подключениям не привыкнут.

Выход Файзулина в корне изменил игру в центре. Семшов не занял место Широкова, оставшись впереди, ближе к Зырянову. В какой-то мере это усилило давление перед штрафной, но уменьшило глубину атаки, что привело все к тому же горизонтальному футболу — пасы поперек вместо того, чтобы оставить одного-двух соперников за спиной.

А во втором тайме «Рубин» вдруг встал. Нет, и до этого на «Петровском» команды запирались против «Зенита», но казанцы неожиданно стали разваливаться. Трепыхнувшись в первые пять минут, «Рубин» откатился назад, бросая раненых и батальонные знамена. Вообще я давно не видел команду Бердыева настолько беспомощной. Казалось, что еще немного, и хозяева окончательно сомнут соперника, на его плечах ворвавшись прямо на тренерскую скамейку — прямо к ставке казанцев.

Но время шло, а точного завершающего удара в исполнении «Зенита» так и не было.

«Рубин» предоставил «Зениту» огромное количество шансов распечатать свои ворота со стандартов. Но уже неоднократно отмечалось — при навесах с той или иной точки большинство наших игроков (это беда далеко не только петербуржцев) изображает собой атлантов. Словно шаг назад — и небо рухнет с их плеч. При этом европейские небеса как-то держатся сами по себе, а игроки нападения оказываются в штрафной одновременно с мячом, что многократно усложняет задачу обороне.

Но у нас свой особый путь — будем пытаться обыграть вратаря и защитников, подпрыгнув с места.

Между тем Квирквелия сделал все, чтобы облегчить задачу хозяевам. Начал он с Семшова: от кошмарного подката полузащитник «Зенита» вроде как ушел...

...но не мог же Квирквелия допустить, чтобы чукча из анекдота оказался лучшим охотником, нежели грузин. Двери не было, старушки тоже, но на Семшова хватило и шипованной бутсы. В принципе, за такие фолы иногда показывают сразу «красные». А иногда и заканчивают с футболом по причине разрыва ахиллов.

После удаления защитника гостей «Зенит» предсказуемо насел на ворота «Рубина» еще плотнее. Анюков фактически оккупировал фланг, получая с небес подарки в виде мяча и Карадениза. Увы для Анюкова, от Карадениза отказаться было нельзя.

  «Рубин» словно попал под резец — с него скалывали все лишнее, что называлось бы стройной обороной и опасными контратаками. Когда еще казанцы позволяли делать из Рыжикова бутерброд...

«Петровский» требовал гола и протестовал против современного футбола. Знамя, впервые поднятое, кажется хорватами, основательно мозолит глаза Платини. Но фанатов, особенно в Восточной Европе, абсолютно не устраивает навязываемая коммерциализация игры и активное причесывание болельщиков ради сверхприбылей.

У нас, правда, свой особый путь развития. Свой собственный современный футбол, слегка сероватого цвета. Так что есть против чего быть, честное слово...

Игра тем временем приобретала все более безбашенный характер. Уже по привычке — «Зенит» с закрытыми глазами атаковал, «Рубин» с закрытыми глазами защищался.

Бердыев поплыл. Выход Калешина если и позволил слегка напрячь фланг Анюкова, но с уходом Карадениза что-то осмысленное впереди исчезло. Семак выпал из игры, «Зенит» все чаще стал окапываться уже в самой штрафной казанцев.

Еще до того как Николаев достал красную карточку, Адвокаат отправил Текке разминаться. Замена была понятна заранее — вместо Хусти. Вряд ли голландец рискнул бы убрать кого-то из защитников, путь даже «Рубин» выглядел абсолютно разобранным, но «Рубином» он оставался. Иных же вариантов не оставалось — вместо игрока с российским паспортом в этом сезоне Текке уже выходил. Больше всего удивился тогда Гвардис, который теперь вряд ли когда-нибудь поедет в отпуск в Турцию.

Текке же свой шанс не использовал. Хотя сложно ждать бури и натиска от игрока, которого тренер публично списал. Причем неоднократно и с особым цинизмом.

«Зенит» играл второй тайм вдохновенно, с душой, но Бердыев, перебирая свои четки, вызвал Хоттабыча, не иначе. Чтобы ворота сдвигались сами по себе — не видел, врать не буду. Но игроки под мяч попадались с пугающей периодичностью.

А когда вдруг кончились игроки, которые могли бы помешать, когда вратарь застрял в углу, а ты один, с мячом, на одиннадцатиметровой, у тебя есть время прицелиться... Убивай. Хорони...

Но мяч приветственным салютом улетает туда, где 40 лет назад Армстронг сделал тот самый шаг, который маленький для обезьяны, но огромный для человечества. Вот только Армстронг тогда там был уместен, а мяч в эту субботу — отнюдь нет.

Есть вещи, которых я не знаю. В чем-то не разбираюсь. На что-то не хватает моих мозгов.

Повышение зарплаты в ответ на невнятную игру и отсутствие голов — это как раз последний вариант.

Этот матч не мог обойтись без хорошей шутки. Не было сомнений, что организовать ее может весельчак Крижанац. Нет, понятно, что он хотел начать атаку. Но вместо этого уже в компенсированное время подарил «Рубину» такой шанс, какой казанцы не наскребли за всю игру.

«Зениту» повезло, что Ломбертс устал и не побежал вперед. Или просчитал, что сейчас может произойти. Так или иначе, если бы не бельгиец, казанцы выходили бы два в ноль. Но и без того «Рубин» оказался в миллиметрах от трех очков в матче, в котором он играл отвратно. Сибайя мог въехать в рай на чужом горбу, более того — захватить с собой всю команду. Было бы это справедливо? А кого это интересует — это футбол, тут справедливость далеко не на первом месте, слава богу.

У «Зенита» было огромное желание выиграть, но не хватило свободных возможностей. Чуточку, хотя бы на одного игрока атаки, который не боится брать игру на себя и может решить момент одним ударом.

Этой ничьей «Зенит», используя терминологию картошки, окучил четверку лидеров, да и сам не отвалился от группы лидеров. Но весь чемпионат сейчас идет в таком плотном пелотоне, что загадывать наперед стало практически невозможно. Не так уж сильно придется удивиться, если чемпионом станет, например, «Ростов». А что — желания у него — хоть отбавляй. Возможностей, правда, не очень много, но вдруг сложится.

Вон, смог ведь кто-то воплотить в реальность скромное желание — «хаммер» специально для поездок на стадион.