12 мин.

Провал Леклера в квале вскрыл новую слабость «Феррари», но и с ней стратегия дает рывки в топ-3

Побочный эффект решения главной проблемы.

После триумфального дубля в Австралии «Феррари» довольно средне стартовала на Гран-при Японии. В квалификации Скудерия на полсекунды отстала от «Ред Булл» и пропустила вперед «Макларен».

Причем если Карлос Сайнс (4-й) понял причины слабого темпа в субботу (хотя в детали вдаваться не стал), то проваливший квалификацию Шарль Леклер (8-й) растерян.

«В большинстве случаев, когда вы становитесь восьмыми, этому всегда есть объяснение – будь то ошибка в одном повороте или в настройках.

Но, по правде говоря, у болида чувствовался хороший темп. Круг ощущался вполне хорошо, только не хватило еще сцепления, чтобы проехать быстрее.

С первого сегмента наблюдалась немного странная картина, которая, я считаю, связана с подготовкой шин – но это не единственный случай в этом году.

В общем, нам придется подробнее изучить этот вопрос и попытаться понять, что я мог бы сделать лучше, чтобы прогреть шины в квалификации. Потому что сейчас по большей части я испытываю трудности именно с этим. У меня нет этому объяснения», – сказал монегаск.

Объяснение нашлось у техэкспертов.

«Феррари» решила фундаментальную проблему – и тем самым создала новую

Несколько лет Скудерия страдала от сильнейшего износа шин: на длинной дистанции темп болида после стабильных кругов резко падал – и все из-за быстро уходящей резины. В Маранелло долго не знали, как с этим справиться, и 2024-й год стал поворотным моментом.

«Мы стали лучше справляться с проблемой износа шин, – говорил после первых двух этапов инженер «Феррари» Джок Клиа. – В позапрошлом и прошлом году главным образом нас критиковали именно за проблемы в данной области, но затем нам удалось поправить ситуацию и на Гран-при Лас-Вегаса Шарль Леклер показал, что способен работать с шинами не хуже Макса Ферстаппена.

Так что да, мы считаем, что стали лучше понимать работу машины в данной области и продолжаем двигаться в правильном направлении».

В восторге были и пилоты. К примеру, вот как Карлос Сайнс расхваливал новую SF-24 после Гран-при Бахрейна, где приехал третьим:

«Я люблю активные гонки, люблю обгоны, агрессивный пилотаж, атаковать. А с прошлогодней машиной делать это зачастую было просто невозможно.

Я помню, как на презентации болида этого года говорил, что хотел бы получить машину, с которой мы сможем гоняться, атаковать соперников и не слишком беспокоиться об износе шин. И именно это мы и получили. Первую гонку сезона я провел в атаке, остался доволен заездом и финишем на третьем месте. Мне все понравилось».

Вот только чтобы избавиться от износа, «Феррари» – как отмечает, в частности, эксперт Федерико Альбано, – пришлось уменьшить нагрузку на шины. А это привело к проблемам с прогревом, из-за чего болид теряет в сцеплении и плохо проходит медленные повороты.

«На шинах «хард» мы чувствовали себя комфортнее, потому что они не так сильно перегревались. При этом данные шины было сложнее прогревать, возникали проблемы с блокировкой колес. Но как только тебе удастся прогреть шины – ты можешь атаковать», – рассказывал Сайнс после первого этапа.

И если Карлос еще может нивелировать проблему благодаря своей технической подкованности (с прошлого сезона «Феррари» даже дает все техновинки сперва испанцу ради грамотного фидбека), то Леклеру гораздо сложнее. Шарль жалуется на плохой прогрев практически каждый этап – например, после квалификации в Джидде:

«На первом круге в третьем сегменте мы пытались по-другому провести круг подготовки, но это сложилось не очень хорошо. На втором круге удалось собрать все воедино, и я выдал все, что было в машине».

Или там же после гонки:

«Сегодня мы выжали максимум. В начале отрезков были проблемы – и на «медиуме», и на «харде», тяжело было «включить» шины. А к концу отрезков все было довольно хорошо».

То же самое в Австралии:

«На втором отрезке – первом на шинах «хард», – у меня возникли трудности. Мне не удавалось достаточно хорошо работать с шинами. Но вот последний отрезок прошел лучше. Первое и второе место – это лучший результат, который мы могли показать.

На первом отрезке нужно было защищаться от конкурентов позади, поэтому мы провели свой пит-стоп немного раньше. И начиная с этого момента Карлос был очень быстр, а у меня начались трудности с шинами. Думаю, что все было решено после первого пит-стопа».

Как это работает – разбираемся на примере Японии

Субботний провал Шарля на «Сузуке» – ярчайшая демонстрация проблем SF-24 с вводом шин в «рабочее окно». Раскрытию проблемы знатно поспособствовала прохладная для гонок погода (17-19 градусов), так что намеки на трудности появились еще по ходу третьей практики.

Вот телеметрия быстрых кругов Леклера и Ферстаппена из последней тренировки. Шарль проиграл в первом секторе 0,15 секунды – и все в первых двух поворотах. В следующих «S-ках» монегаск был быстрее «Ред Булл», а потом значительно уступил Ферстаппену в шпильке (+0,05 с) и шикане (+0,15) – то есть на протяжении всего круга Леклер терял именно в медленных поворотах. Это говорит о плохом сцеплении, которое, вероятнее всего, вызвано как раз слабым прогревом шин.

А это уже данные кругов на «софте». Посмотрите, как Леклеру (красные графики) вновь тяжело в медленных поворотах: ему приходится часто корректировать разгон и в целом сложно работать с педалью (нижние графики) – на его фоне Карлос (желтый) выглядит намного увереннее. Похоже, и тут дело в плохо прогретых шинах.

Еще одно наглядное подтверждение – тайминг по секторам (здесь взяты личные лучшие времена пилотов на каждом из участков трассы).

Меньше всего «Феррари» уступила во втором секторе, где единственный медленный участок – шпилька. В первом секторе все похуже – а короткий третий с его шиканой вообще превратился в катастрофу для Скудерии. Леклер здесь проиграл Ферстаппену аж 0,3 секунды.

Проблема проявилась ярче всего именно на «Сузуке» из-за характера автодрома – здесь настолько медленный первый сектор, что шины не успевают нагреваться, а если атаковать сильнее, то к финальному сектору они уже вскипают и начинают скользить. Потеря времени выходит той же, а вред самой резине может выйти даже больший. Подобрать баланс не получилось из-за необычно холодных условий – «Ф-1» впервые приехала в Японию весной, а первые практики сократили красные флаги и дождь. Пришлось работать наугад для квалификации и расчитывать на гоночный темп и стратегию на длинной дистанции.

Ведь в целом же болид «Феррари» едет значительно лучше, чем в прошлые годы – а значит, концепция работает (по крайней мере пока). Пару неудач в квалификациях Скудерия вполне может перетерпеть, особенно если обещанные суперновинки для следующего после Гран-при Японии домашнего этапа в Имоле сработают. Вероятно, на жертвы пошли сознательно – просто Сайнс лучше разобрался в сути недостатка, чем Леклер.

В гонке расчет на износ и настройки сработал: Леклер проехал уникальную и гениальную гонку, Сайнс вернул подиум

На следующий день правильность жертвы квалификацией доказал гоночный расклад: прогноз погоды внезапно изменился, риск дождя ушел, а трек прогрелся до редких для весны 40 градусов уже к старту. Вышло, именно «Феррари» оказалась права в отработке настроек под гонку и потенциальный повышенный износ – как раз трудности с прогревом должны были уйти.

Правда, полностью капитализировать хороший темп не вышло из-за трафика и трудностей с обгонами на техничном автодроме в грязном воздухе – все-таки время на сидение на хвосте у конкурентов и прорывы тратится достаточно значительное, пока лидеры имеют возможность экономить ресурс покрышек и контролировать отрыв. Тем не менее, «Ред Булл» все равно выигрывал по темпу у Скудерии (особенно у Сайнса) не так много:

По мере преодоления пелотона Карлос все ближе доставал Переса по чистой скорости и с каждым пит-стопом приближался и к Ферстаппену. В итоге №55 вернулся на подиум через череду обгонов на трассе – он по несколько раз разделывался с «Мерседесами» и «Макларенами», и на финише уступил Пересу 8 секунд. Просто на Ферстаппена опять никто не успел надавить – и он роботически накрутил отрыв, однако не настолько большой, как раньше: «Сузука» – одна из его любимых трасс, и в предыдущие сезоны он привозил всем по полкруга.

Леклер же и вовсе провел абсолютно гениальную гонку с одним пит-стопом! Заметили – 28 кругов на «медиуме» по самым жарким и тяжелым условиям! Он единственным осмелился и осилил – у некоторых соперников вышло и вовсе 3 остановки, и даже суперкороткие отрезки по 11-15 кругов на самых жестких составах.

Ведь на середине дистанции облака закрыли солнце, температура трека упала до 36 градусов, и проще стало всем.

Сравните с прогнозами и условиями в практиках и квалификации!

А Шарль именно на первом отрезке компенсировал провал в квалификации стабильной работой с покрышками – сработали и настройки, и личные старания монегаска.

А ведь прямо перед гонкой даже «Пирелли» перестала рассматривать один пит-стоп как реальный вариант стратегии на гонку!

А после смены шин он просто нокаутировал Норриса и «Макларен» на том же составе – для битвы за подиум не хватило только более высокой стартовой позиции. И Леклер заслуженно получил титул «гонщика дня» – победил даже героя Японии Юки Цуноду, набравшего очки на «РБ».

«Не думаю, что сегодня что-то можно было сделать лучше, – высказался Леклер после финиша. – Тем не менее, как гонщик ты в первую очередь должен обращать внимание на негативные моменты на дистанции всего уик-энда. И если и здесь, и в Австралии, с гоночным темпом у нас не было никаких проблем, то вот в отношении моего квалификационного темпа такого сказать нельзя. Притом, что обычно в карьере у меня не возникало таких проблем и мне не приходилось усиленно работать над улучшением квалификационного темпа – потому что я почти всегда был хорош по субботам. 

Однако вот уже на двух Гран-при подряд мне не удается удержать шины в оптимальном рабочем диапазоне, и именно этой проблеме я уделю основное внимание при подготовке к Гран-при Китая. Мне нужно подобрать более подходящий рабочий диапазон для шин, чтобы по температуре они стабильнее в нем держались. И когда мне удастся решить эту проблему – я уверен, ко мне вернется и скорость в квалификациях.

Что касается стратегии на гонку, то я думаю, что для нас она в любом случае осталась бы примерно такой же, вне зависимости от стартовой позиции. Просто потому что ощущения от работы с шинами «медиум» были отличными. Я хорошо отработал первый отрезок и очень этому рад. Так что стратегия, я полагаю, в любом случае осталась бы неизменной».

Кто бы еще год назад мог представить, как «Феррари» после 4-го и 8-го мест в квалификации на любимой трассе «Ред Булл» и «Макларена» сразится за подиум, лучший круг и поедет в один темп с чемпионами?

А теперь это – реальность! Кажется, смена концепции машины того стоила – ведь неподходящие автодромы в любом случае будут появляться, а еще провалы в квалификациях могут происходить по абсолютно любым причинам – вплоть до банального невезния уровня «кто-то въехал в бок болида» или «внезапно поменялась погода».

Теперь же Скудерия на деле доказала способность компенсировать и вытаскивать любые квалификационные неурядицы. На самом деле это чемпионское качество, которое есть не у каждой команды на стартовой решетке – например, даже у стороны Переса в гараже «Ред Булл» такое не всегда выходит.

Что еще прочитать про Гран-при Японии?

Фото: Panoramic/Keystone Press Agency, Zhang Xiaoyu/XinHua/Global Look Press; Gettyimages.ru/Sebastian Frej/Clive Mason