Кто заменит Лобановского, или Трудно быть Богом
Игорь ПОРОШИН, «Известия» от 27 октября 2000 года Киевское "Динамо" скоропостижно заканчивает свой путь в Лиге чемпионов За тур до окончания группового этапа Лиги чемпионов киевское "Динамо" лишилось всех шансов на попадание во второй этап Лиги чемпионов. Более того, поражение от голландского ПСВ "Эйндховен" на своем поле - 0:1 - практически не оставляет шансов лучшей команде Восточной Европы последних лет подняться на третье место в группе, что дало бы ей право перейти в Кубок УЕФА. Победа над "Манчестер Юнайтед" в последнем туре, учитывая сегодняшний уровень игры киевлян, выглядит фантастической. Таким образом, впервые после возвращения в "Динамо" Валерия Лобановского украинский суперклуб заканчивает международный сезон уже осенью. До старта следующей Лиги чемпионов у Лобановского есть время, чтобы подумать, что делать с командой. А у руководства "Динамо" - как поступить с Лобановским. Второй вопрос представляется более важным, чем первый. То, что Лобановский для Киева - царь-батюшка, давно было известно и возражений не вызывало - разве можно рядом с таким человечищем поставить какого-нибудь гладкощекого Кравчука или картофельного человечка Кучму? Ну если только на каком-нибудь групповом портрете с кубком. То, что дело короной явно не закончится и добрые люди пририсуют к умной голове еще и нимб, тоже было понятно. Приехал и чудотворной рукой возродил зачахший сад, и тот снова стал плодоносить. "Динамо" забралось почти в европейское поднебесье - полуфинал Лиги чемпионов можно смело приравнять к финалу Кубка чемпионов в прежние времена. Дать какое-то однозначное толкование этому событию вообще-то невозможно. Тут многое вовремя приспело и совпало - и расцвет гения Шевченко, и то, что именно в этот момент на полную катушку открыл краны своих деньгопроводов магнат Суркис, и ценнейшие находки команды киевских кладоискателей на территории бывшего СССР - Каладзе, Белькевич, Хацкевич, и, разумеется, само возвращение Лобановского из арабской пустыни. Но Киеву именно вклад в этот успех Лобановского показался самым важным, решающим. Понятно, почему. Канонизировать Андрея Шевченко было бы как-то странно - в нем еще слишком много жизни. Называть святым олигарха постсоветской поры само по себе было бы святотатством. Зато не только дела, но и сам облик позднего В.В. Лобановского как нельзя лучше располагал к святопочитанию. На чужбине он излечился от своей привычки раскачиваться во время матча. Погрузнел и совсем перестал давать интервью. Во время матча он сущий бог, причем бог какой-то очень древний и совсем неевропейский. Амон-Ра на троне - безмолвный и недвижимый. Журналисты, которым удалось выдавить из Лобановского несколько фраз или просто увидеть, как размыкаются его уста, являлись миру сияющие восторгом неземным, как свидетели богоявления. "Он изрек, что Роналдо - пережиток прошлого!" (Гул толпы.) "Он изрек, что Шевченко заметно сдал в "Милане"!" (Гул толпы.) Мне очень нравится история, рассказанная одним тележурналистом (не буду раскрывать его имени). Однажды этот тележурналист пришел на тренировку киевского "Динамо" накануне одного из матчей Лиги чемпионов. Был вечер, на полную мощь работали осветительные мачты, параллельным прожектором в черном небе висела молодая луна. По полю энергично бегали футболисты. На последнем ряду трибуны сидел человек и смотрел куда-то в сторону луны. Мой знакомый спросил у Михайличенко: "А что Валерий Васильевич не руководит тренировкой?" "Они думают", - был ответ. Если это выдумка, то выдумка чрезвычайно талантливая. Образное выражение того, что сейчас происходит в футбольном Киеве, или, вернее, того, что там ничего не происходит, а лишь совершается раз и навсегда установленный божественный порядок. Иногда во мне просыпается маленький богоборец и мне хочется спросить: интересно, чистит ли Валерий Васильевич зубы? Любит ли борщ? Ворочается ли во сне? Или же он вообще никогда не просыпается, а мы все - персонажи его сна? Если бы меня допустили в Храм имени В.В. Лобановского, я бы обязательно спросил об этом киевского футбольного бога. Я бы так и спросил: "Любишь ли ты борщ, Господи?". А еще я бы хотел посмотреть, как Валерий Васильевич общается с футболистами. Мне, простому смертному, почему-то кажется, что в последнее время он с ними совсем не общается. Представляется, что перед игрой он делает несколько ритуальных пассов руками у макета поля в раздевалке, а его помощники раздают всем футболистам бумажки, компьютерные распечатки, где указано, что и на какой минуте они должны сделать. В решающем матче против "Эйндховена" футболисты киевского "Динамо" напоминали группу жрецов, исполняющих какой-то ритуал. Ритуал почти красивый. Не прав тот, кто говорит, что Лобановский - догматик. Киевское "Динамо" продолжает меняться, и во время этого розыгрыша Лиги чемпионов можно было поймать себя на мысли, что в этой команде появилась какая-то манерная красота. Чем-то даже отдаленно напоминающая старый "Спартак". Беда в том, что в этой красоте нет силы, в ней вообще нет жизни. Поэтому киевское "Динамо" так быстро скончалось в Лиге чемпионов. Теперь у руководителей этого могущественного клуба есть время, чтобы принять решение, что лучше - продолжать приносить жертвы на алтарь Гения или отдать команду в руки человека, а Лобановского возвести в ранг Святейшего консультанта. Равно как и у самого верховного правителя "Динамо" есть время подумать над тем, что предпринять в будущем - вернуться к тренерской работе или продолжать прозревать божественные истины в ночном небе. Все-таки трудно быть богом в должности тренера футбольной команды.
- В последнее время говорили о вашей возможной отставке. Откуда берутся такие слухи?
- Ну как я могу знать, откуда они берутся... Считаю это обычной провокацией (имеется в виду статья «Трудно быть Богом» в газете «Известия». - Ред.). Таких провокаций я пережил уже много. Порошина (обозреватель газеты «Известия». - Ред.) я хорошо знаю, это 23-летний мальчик, который позволяет себе хамить, он категоричен в каждом своем слове. Для чего он это все написал, я не знаю. Может, усложнились отношения между Россией и Украиной - там ведь, кроме футбола, задеты президент и вице-президент. А вообще, это смешно. Представьте, что французская влиятельная газета требует отставки тренера «Барселоны» и предлагает на его место несколько кандидатур. Я же предпочитаю либо употреблять оборот «с моей точки зрения», либо ссылаться на известных философов, классиков, например, на Достоевского: «Категоричность суждений свойственна невежам».
Наши журналисты многого недопонимают. Написать после матча статью - это все понятно: настроение плохое и т.д. Это нормальная вещь. Но когда пытаются лезть в тренировочный процесс... Пойдите на заочное отделение института физкультуры. Днем пишите в газету, вечером учитесь. Потом после прохождения двух годичных курсов совершенствования вам уже не нужна будет та журналистика. Вы - уже готовый тренер, которых у нас - дефицит. Журналист не имеет права советовать, как надо тренировать команду. Это все равно, что я буду давать советы по ядерной физике. Я же дилетант в этой области!
Свое мнение по поводу статьи «Трудно быть Богом» высказал и президент Федерации футбола Украины Григорий Суркис: «Признаться, после рокового для нашего клуба поражения в киевском матче с ПСВ я несколько дней искал повод сказать Лобановскому, что считаю его выдающимся тренером и не намерен отказываться от сотрудничества с ним до тех пор, пока он сам не пожелает расторгнуть контракт. Надеюсь, деликатность момента достаточно понятна, чтобы я мог обойтись без пространных объяснений, почему мне не хотелось обращаться к Валерию Васильевичу с таким экспрессивным текстом на фоне рутины будней. Моя искренность могла утонуть в напыщенности, это смахивало бы на проявление жалости. Явно требовались какие-то другие декорации.
Не вижу ничего удивительного в том, что откровенная неудача киевского «Динамо» в Лиге чемпионов дала основания одному из авторитетнейших изданий России адресовать нам неприкрытые издевочки.
В наши дни эта старая известинская линия заехала в болото политических провокаций. Автор статьи «Трудно быть богом» в качестве заявки о своей охоте задирать Украину предварил основную, футбольную, тему болезненно злобным шаржем на президента чужой ему страны, не забыв при этом фамильярно проехаться и по первому президенту Украины. Мол, смотрите, как я готов обращаться с лицами, персонифицирующими вашу государственность; мне ли чтить ваших футбольных богов...
Выпады такого рода даже в дипломатической среде называются свинством. Хочется верить, что кто-то влиятельный из редактората «Известий» все еще состоит в нашем славянском братстве, рекламируемом по большим праздникам, и по-дружески объяснит, что все это означает. Чтобы знать, за что пить на ближайшей братской встрече».
Юрий МАТЮХА , «ФАКТЫ», 02.11.2000
Прочитал и «Дикую дивизию», и «Трудно быть богом». Честное слово, ну не вижу я в них ничего провокационного и тем более оскорбительного. Может потому что много времени уже прошло, не знаю