4 мин.

Кто заменит Лобановского, или Трудно быть Богом

Игорь ПОРОШИН, «Известия» от 27 октября 2000 года Киевское "Динамо" скоропостижно заканчивает свой путь в Лиге чемпионов За тур до окончания группового этапа Лиги чемпионов киевское "Динамо" лишилось всех шансов на попадание во второй этап Лиги чемпионов. Более того, поражение от голландского ПСВ "Эйндховен" на своем поле - 0:1 - практически не оставляет шансов лучшей команде Восточной Европы последних лет подняться на третье место в группе, что дало бы ей право перейти в Кубок УЕФА. Победа над "Манчестер Юнайтед" в последнем туре, учитывая сегодняшний уровень игры киевлян, выглядит фантастической. Таким образом, впервые после возвращения в "Динамо" Валерия Лобановского украинский суперклуб заканчивает международный сезон уже осенью. До старта следующей Лиги чемпионов у Лобановского есть время, чтобы подумать, что делать с командой. А у руководства "Динамо" - как поступить с Лобановским. Второй вопрос представляется более важным, чем первый. То, что Лобановский для Киева - царь-батюшка, давно было известно и возражений не вызывало - разве можно рядом с таким человечищем поставить какого-нибудь гладкощекого Кравчука или картофельного человечка Кучму? Ну если только на каком-нибудь групповом портрете с кубком. То, что дело короной явно не закончится и добрые люди пририсуют к умной голове еще и нимб, тоже было понятно. Приехал и чудотворной рукой возродил зачахший сад, и тот снова стал плодоносить. "Динамо" забралось почти в европейское поднебесье - полуфинал Лиги чемпионов можно смело приравнять к финалу Кубка чемпионов в прежние времена. Дать какое-то однозначное толкование этому событию вообще-то невозможно. Тут многое вовремя приспело и совпало - и расцвет гения Шевченко, и то, что именно в этот момент на полную катушку открыл краны своих деньгопроводов магнат Суркис, и ценнейшие находки команды киевских кладоискателей на территории бывшего СССР - Каладзе, Белькевич, Хацкевич, и, разумеется, само возвращение Лобановского из арабской пустыни. Но Киеву именно вклад в этот успех Лобановского показался самым важным, решающим. Понятно, почему. Канонизировать Андрея Шевченко было бы как-то странно - в нем еще слишком много жизни. Называть святым олигарха постсоветской поры само по себе было бы святотатством. Зато не только дела, но и сам облик позднего В.В. Лобановского как нельзя лучше располагал к святопочитанию. На чужбине он излечился от своей привычки раскачиваться во время матча. Погрузнел и совсем перестал давать интервью. Во время матча он сущий бог, причем бог какой-то очень древний и совсем неевропейский. Амон-Ра на троне - безмолвный и недвижимый. Журналисты, которым удалось выдавить из Лобановского несколько фраз или просто увидеть, как размыкаются его уста, являлись миру сияющие восторгом неземным, как свидетели богоявления. "Он изрек, что Роналдо - пережиток прошлого!" (Гул толпы.) "Он изрек, что Шевченко заметно сдал в "Милане"!" (Гул толпы.) Мне очень нравится история, рассказанная одним тележурналистом (не буду раскрывать его имени). Однажды этот тележурналист пришел на тренировку киевского "Динамо" накануне одного из матчей Лиги чемпионов. Был вечер, на полную мощь работали осветительные мачты, параллельным прожектором в черном небе висела молодая луна. По полю энергично бегали футболисты. На последнем ряду трибуны сидел человек и смотрел куда-то в сторону луны. Мой знакомый спросил у Михайличенко: "А что Валерий Васильевич не руководит тренировкой?" "Они думают", - был ответ. Если это выдумка, то выдумка чрезвычайно талантливая. Образное выражение того, что сейчас происходит в футбольном Киеве, или, вернее, того, что там ничего не происходит, а лишь совершается раз и навсегда установленный божественный порядок. Иногда во мне просыпается маленький богоборец и мне хочется спросить: интересно, чистит ли Валерий Васильевич зубы? Любит ли борщ? Ворочается ли во сне? Или же он вообще никогда не просыпается, а мы все - персонажи его сна? Если бы меня допустили в Храм имени В.В. Лобановского, я бы обязательно спросил об этом киевского футбольного бога. Я бы так и спросил: "Любишь ли ты борщ, Господи?". А еще я бы хотел посмотреть, как Валерий Васильевич общается с футболистами. Мне, простому смертному, почему-то кажется, что в последнее время он с ними совсем не общается. Представляется, что перед игрой он делает несколько ритуальных пассов руками у макета поля в раздевалке, а его помощники раздают всем футболистам бумажки, компьютерные распечатки, где указано, что и на какой минуте они должны сделать. В решающем матче против "Эйндховена" футболисты киевского "Динамо" напоминали группу жрецов, исполняющих какой-то ритуал. Ритуал почти красивый. Не прав тот, кто говорит, что Лобановский - догматик. Киевское "Динамо" продолжает меняться, и во время этого розыгрыша Лиги чемпионов можно было поймать себя на мысли, что в этой команде появилась какая-то манерная красота. Чем-то даже отдаленно напоминающая старый "Спартак". Беда в том, что в этой красоте нет силы, в ней вообще нет жизни. Поэтому киевское "Динамо" так быстро скончалось в Лиге чемпионов. Теперь у руководителей этого могущественного клуба есть время, чтобы принять решение, что лучше - продолжать приносить жертвы на алтарь Гения или отдать команду в руки человека, а Лобановского возвести в ранг Святейшего консультанта. Равно как и у самого верховного правителя "Динамо" есть время подумать над тем, что предпринять в будущем - вернуться к тренерской работе или продолжать прозревать божественные истины в ночном небе. Все-таки трудно быть богом в должности тренера футбольной команды.