17 мин.

Как работает футбольный комментатор

Комментатор и ведущий Роман Гутцайт о том реально ли заснуть в эфире, что он делает в Останкино в 4 утра, почему легко спутать фамилии игроков и достаточно ли для работы в спорте быть просто красивым. Журналистские байки прилагаются.

С Романом мы встретились после его утреннего эфира в Останкино. Мне повезло: нет удобнее момента расспросить о всех прелестях работы в спорте за кадром, чем когда человек не спит сутки. Роман бодро улыбался и пил зеленый чай с мятой (это к вопросу о том, как ведущие справляются с усталостью).

-Во сколько вы сегодня встали?

- Еще не ложился. В 7 утра был эфир «Все на Матч!», соответственно, в Телецентр приехал к 4. Изучить биографию гостя, посмотреть верстку, переписать некоторые тексты студий под себя, зайти к гримерам и стилистам, настроиться в конце концов! Когда так рано нужно быть на работе, спать смысла нет. Уже выработался режим. Привык либо комментировать, либо смотреть футбол, поэтому заснуть в восемь-девять вечера просто нереально. Друзья советуют попробовать снотворное, но тогда, боюсь, станет проблемой проснуться (улыбается).

-Как поддерживаете бодрость с таким графиком? Зеленый чай? Кола?

- Ничего особенного: контрастный душ и легкий завтрак.

 -Еще не появилась привычка засыпать в кресле гримера?

- Бывает. Это самая приятная часть перед эфиром. Когда тебе, например, моют голову, хочется полежать в кресле часа три. Но работа в прямом эфире сама по себе бодрит и не позволяет расслабиться. Сон проходит, стоит только зайти в студию.

 -Видела в Instagram фото с гримером. Разве тональный крем, щетки для макияжа – это не оживший мужской кошмар?

- Скальпель и бормашина пугают меня гораздо больше (смеется). А грим - часть профессии. Конечно, неприятно в нем ходить целый день, так как накладывают его толстым слоем. Девушки прекрасно меня поймут.

- Сколько обычно длится ваш рабочий день?

- Общепринятое словосочетание «рабочий день» к нашей профессии не применимо. Ситуация двоякая: с одной стороны, много интересных командировок, плюс возможность работать как ведущим, так и комментатором. С другой - вечером не всегда знаешь, что ждет тебя завтра. От греха подальше многие коллеги даже выключают телефон после 23:00. Помню, была у нас с Васей Уткиным несколько лет назад история. Раздается звонок посреди ночи, беру трубку и, естественно, сонным голосом пытаюсь дать понять, мол, не офигел ли ты, начальник... Вася, надо отдать ему должное, всегда умел отреагировать мгновенно: «Если ты не выключаешь телефон и снимаешь трубку, значит, ты готов к разговору. Не так ли? Сможешь завтра «Футбольный клуб» провести?». Программу я провел, но с тех пор звук на телефоне выключаю (улыбается).

Ну, а если брать сегодняшний день, то с утра был выпуск «Все на Матч!», затем - озвучка обзора английского чемпионата, в семь вечера начнется запись программы «Английский акцент», после которой нужно еще прийти в студию, чтобы поговорить о начинающемся матче между «Райо Вальекано» и «Барселоной». Получается, для всех уже наступило «сегодня», а для меня еще продолжается «вчера». Но такое бывает не часто и в этом определенная прелесть нашей работы. У сотрудников спортивного телевидения быстро меняется картинка, каждый день новые впечатления… Потому что те люди, которые работают по графику...

- «Нормальные люди», как мы их называем…

- ...им, наверное, сложно получать такие же эмоции. Пусть мы и говорим постоянно о спорте, но регулярно меняем роли: то ты ведущий, то комментатор, здесь в командировку отравился, тут гости интересные пришли на эфир. Мы - счастливчики и не имеем права жаловаться на то, что приходится мало спать и все выходные проводить на работе. Мы отдаем много энергии, но получаем удовлетворение. Например, у спортсменов как? Можно сыграть очень тяжелый матч, в котором тебя постоянно били по ногам. После болят колени, спина, ссадины по всему телу. Но ты выиграл. И эмоции от победы перекрывают физическую усталость. Примерно то же самое и у нас. Я практически всегда с удовольствием еду на работу. Это невероятная ценность.

- Вы на ТВ уже 11 лет. Нет чувства пресыщения?

- Нет. Просто я рано пришел в профессию, да и странно было бы к 30 годам пресытиться... Эфиры только со стороны могут показаться одинаковыми с точки зрения структуры: сидят люди и общаются о чем-то. Но сам процесс ведения и подготовки позволяет получать новую информацию. Приходят разные по темпераменту гости. Каждый эфир - маленькая жизнь.

alt

-Кто из последних героев сильно впечатлил?

- Сегодня у нас был Женя Савин. Познакомился с ним и убедился, что это действительно очень позитивный человек, который искренне улыбается даже в 8 утра и готов бодро отвечать на вопросы. Впечатлил Александр Карелин, приходивший к нам накануне премьеры фильма о нем. Мне представлялось, что он человек неразговорчивый, поэтому к эфиру готовился особенно тщательно. Но гость оказался словоохотлив, да и вообще показалось, что ему было комфортно в нашей просторной студии. Хотя, как только, он в нее зашел, сразу сказал, что выглядит она агрессивно: много ярких цветов и острых углов. Это насторожило. Но обмен шутками позволил всем расслабиться. Диалог получился.

- Вы работаете и комментатором, и ведущим. Сложно переключиться с одного на другое?

- Конечно, это разные ипостаси. Комментаторов в принципе в стране меньше, чем ведущих. Это более специфическая профессия. Особенно если мы говорим о людях, способных качественно работать сразу на нескольких видах спорта. В этом смысле работу комментатора я ценю чуть больше, она лучше позволяет самореализоваться. В комментарии ты предоставлен сам себе. С этим не может справиться каждый: 1,5 часа с паузой в 15 минут нужно разговаривать практически на пределе возможностей, иногда переходя на крик. Поверьте, это физически сложно. При этом говорить нужно грамотно, без речевых ошибок и фактических неточностей, использовать к месту языковую игру, давать оценки, дарить эмоции, созвучные матчу. Тут действительно нужен опыт. И жизненный в том числе. У ведущих есть иные заботы, вплоть до того, что нужно следить за движениями рук и выражением лица. То, что объединяет эти две профессии - самоконтроль. Недавно мы работали с Русланом Пименовым, замечательным в прошлом футболистом, а теперь экспертом на «Матч ТВ». Так он признался, что,  выходя в эфир, нервничает больше, чем во время профессиональной карьеры накануне игры с «Реалом». Вот уж никогда бы не подумал!

- Разве для того, чтобы быть ведущим, не достаточно просто обладать презентабельной внешностью?

- Это зависит от жанра программы. Если говорим про спортивный эфир - точно нет. По крайней мере, на нашем ТВ. В Италии есть длинноногие и пышногрудые красотки, которые явно не разбираются в футболе. У нас же для ведения передачи про взаимоотношения мужчин и женщин яркой внешности, вполне возможно, достаточно. Но спортивный ведущий - это не обязательно красавец, читающий текст с суфлера, а еще и тот, кто может поддержать разговор, кто должен разбираться в своем виде, знать правила и понимать специфику околоспортивного мира.

-Лигурийского регулировщика за сколько выговорите? (Самая длинная скороговорка – прим.авт.)

- Ой, нет. Хотя, с дикцией, вроде бы, проблем нет, но все эти скороговорки даются с колоссальным трудом. Кстати, одну дикционную особенность мне помогли обнаружить читатели форума НТВ-ПЛЮС - самые внимательные к поведению комментаторов в эфире. К слову, отдельное спасибо тем, кто голосовал за меня при определении лучшего комментатора прошлого года. Так вот, сообщения в инстаграме, твиттере, фейсбуке, вконтакте я читаю далеко не всегда, а вот на форум стараюсь заглядывать. Мне симпатичны люди, которые там «сидят». Не все, конечно, но в своем большинстве они способны придумывать классные образы, чувствуют ситуацию и находятся с комментаторами на одной волне. Это реально наша (плюсовская)  аудитория, которой хочется знать больше о футболе, интересно погружаться в процесс, размышлять о тактике. Так вот, когда только начинал комментировать, именно на форуме прочитал одну претензию: мол, слишком звонко набираю воздух. Знаете, так у певцов бывает: глубокий вдох перед тем, как взять ноту. Решить эту проблему помог Дима Федоров, посоветовавший изначально чуть-чуть приоткрывать рот. Таких тонкостей масса. Например, за несколько часов до эфира нельзя пить газировку или есть шоколад с орехами. Тоже влияет на дикцию. Причем существенно.

alt

-Вы сказали, что на телевидение мало комментаторов. «Матч ТВ» запустило конкурс…

- Когда узнал об этом, откровенно говоря, удивился. Важно понимать: если ты выиграл конкурс комментаторов - это не значит, что ты уже стал комментатором. Этой профессии можно овладеть только на практике. Нельзя дома создать условия, с которыми предстоит столкнуться. Более того, без советов и критики коллег у тебя тоже ничего не получится. Запускать конкурс сразу после расставания с Василием Уткиным - профессионалом реально собравшим, по признанию бывшего руководителя канала «Россия-2» Дмитрия Медникова и, самое главное, наших зрителей, самую сильную в стране комментаторскую и корреспондентскую группу, возможно, преждевременно. Я не говорю, что это заслуга только Васи или исключительно Васи, но он безусловно обладал харизмой и знаниями, которые позволили создать эту команду.

Недавно к работе привлекли бывших футболистов, появятся новые люди после конкурса и уже сейчас нужно думать о том, кто будет с ними работать в ежедневном формате. Кто объяснит нюансы профессии. Все-таки основное - это качество работы на трансляциях. Чтобы оно было на уровне, нужно знать родной язык, его стилистику и музыкальность, а уж потом - погруженность в тему.

Если говорить о конкурсе в целом, он может быть едва ли не самым интересным за все время. Еще 10-15 лет назад у людей просто не было такого количества современных гаджетов. Благодаря соцсетям сейчас каждый может попробовать себя журналистом. Очень многие талантливые ребята снимают сюжеты на неплохом уровне– мне часто присылают такие ролики и их правда интересно смотреть.

Скажу честно: всегда скептически относился к подобным конкурсам и сам бы никогда не стал участвовать, полагая, что «все куплено». Но за 11 лет работы на «НТВ-ПЛЮС» я застал три конкурса комментаторов и прекрасно помню, как к нам приходили Ден Казанский, Миша Поленов, Рома Нагучев, Паша Занозин, Дима Шнякин, Эл Керимов и другие. Могу подтвердить: ни один из них не попал к нам по блату. Это доказывается еще и тем, что они работают до сих пор и тем, как они работают. За тебя никто ничего сделать не может. Только сам. Ну, а были ребята, которые и года не продержались, хотя на конкурсе проявили себя отлично. Поэтому победа - это выполнение локальной задачи, только лишь шанс попасть в профессию.

alt

-Работа комментатора подразумевает определенный бэкграунд. В смысле, не у всех молодых людей есть определённый опыт и видение спорта. 

- Безусловно. Нужно быть помешанным на виде спорта, который ты комментируешь. И все те ребята, кого я перечислил, с самого детства следят за футболом и знают о нем столько, что этого бы хватило на несколько тысяч человек.

-Девушка-комментатор футбола или хоккея – это реально? Или пока у нас девушки только в ипостаси как на КХЛ ТВ - сайдлайн. Они не комментируют, скорее дополняют эфир.

- У меня нет какого-то отторжения, когда я слышу эту идею. Меня она не пугает. Но нельзя, чтобы девушка становилась комментатором «play-by-play», она не должна гонять мяч и кричать: «Гол!». Это шокирует.

Девушке, которая хочет комментировать футбол, нужно придумать определенное амплуа. Если она профессиональная футболистка - может разбирать моменты, нет опыта игры - должна быть способна разукрасить трансляцию рассказами о любопытных деталях из биографии игроков или команд. Брать интервью, в конце концов. В хоккее ведь девушки прекрасно справляются со своими задачами.

- Замечу: они обе блондинки!

(Улыбается) Заговор? Полагаю, все-таки совпадение. Кстати, у нас в свое время был полный набор: рыжая Маша Макарова, темненькая Маша Командная и блондинка Катя Кирильчева. Бритоголовой, к счастью, не было.

alt

-Хорошо. Побреюсь на лысо. Футбол комментировать не буду, выберу хоккей. У меня много шансов победить в конкурсе?

-Не знаю (смеется). Бриться на лысо не нужно! Главное – качество, структура речи и знание предмета.

-Знаю, что помимо журфака, у вас была аспирантура и диссертация. Глупый вопрос, но зачем?

- С практической точки зрения, чтобы не идти в армию и продолжать работать. С научной - у меня была очень интересная тема: «Спортивное комментирование и его роль в телевизионной медиатизации». Мне важно было понять, чем я занимаюсь не только на практике, хотелось подойти к этому вопросу с точки зрения возможности систематизировать происходящее.

У зрителя два критерия оценки – «нравится» и «не нравится». А на самом деле у любого футбольного репортажа есть своя структура. И каждый комментатор наполняет его чем-то своим. Многие спрашивают: «Как вы готовитесь к репортажам?» Всю жизнь готовимся, как бы пафосно это не прозвучало. То, что ты выдаешь в репортаже сегодня – это твой бэкграунд – все, что ты пережил, знаешь и умеешь.

-И правда, как готовитесь к матчам? Один мой знакомой забрасывает всю комнату исписанными листками с информацией…

- Формально это занимает час перед матчем: захожу на сайты команд и проверяю текущие новости: кто травмирован, какие изменения в составе. Футбольные комментаторы постоянно живут в информационном потоке: каждый день начинаем с того, что заходим на новостные сайты, просто не имеем права пропускать актуальные события. Это уже образ жизни.

У меня нет никаких 25-и листов. На самом деле это то, к чему больше склонны молодые ребята. И я был таким: усердно готовился к каждому матчу. Но так делать не нужно, потому что вместо комментирования ты будешь шуршать бумажками. Юра Розанов в свое время отбирал у меня все листки перед репортажем, со словами: «Самое главное ты уже запомнил!» И он был абсолютно прав. Ты идешь комментировать матч, он проходит здесь и сейчас, значение имеет каждый эпизод. Вовремя вспомнил интересную деталь - сообщи, но отвлекаться от происходящего нельзя. Постоянная включенность позволяет сохранить динамику репортажа, даже если скорости в матче не самых высокие. Прекрасно помню: Пермь, стадион «Звезда» играют «Уфа» и «Мордовия». Да-да, вы не ослышались: матч проходил в Перми, у уфимцев стадион не прошел лицензирование. Народу на трибунах, естественно, нет. Антураж - ну просто чудовищный! Но то, что делают ребята на поле меня, как человека ни на что не отвлекавшегося, заинтриговало. Там была жизнь, был нерв. И я прекрасно понимаю, что не смогу убедить не сильно интересующегося футболом человека ,что это надо смотреть. Но тот, кто любит игру, а не только антураж, меня поймет.

alt

- Вы работали на ОИ в Лондоне, были в Сочи. Готовитесь к Рио?

- Вроде бы да. Но еще ведь и Евро-2016 впереди. Посмотрим, как я уже говорил, мы не всегда знаем, что будет завтра.

- А как происходит работа на событиях такого масштаба?

- В Лондоне мы провели три недели и за все это время у меня было только два выходных дня. А так – постоянно либо студийная работа, либо комментирование. Работы на Олимпиаде всегда много и ты пропускаешь события, которые в домашних условиях обязательно бы смотрел. Там играют в баскетбол США и Испания, а ты в это время комментируешь водное поло.

Был случай, который никогда не забуду. Меня послали взять интервью у ходоков. Приехали, расставились, стали смотреть. Лето, духота солнце жарит, и на таком фоне спортсмены преодолевают невероятную дистанцию. Не все добираются до финиша, многие буквально падают в обморок. Ну, а те, кто доходят или даже побеждают, не демонстрируют голливудские улыбки. Люди истощены, им реально становится плохо. Мы записываем интервью и в этот момент в 2-3 метрах от нас одного из атлетов начинает тошнить. Все это сопровождается звуками, которые до этого в жизни слышать не приходилось и воспроизвести их довольно сложно. У меня первая Олимпиада, ясное дело, я в ауте. Ко мне подходит побывавший на многих ОИ оператор, хлопает по плечу и цинично замечает: «Не переживай, я ситуацию контролировал, это в кадр не попало, интервью записали, можно выдавать в эфир». Когда ты видишь такое, тут я не про реакцию оператора, раз и навсегда понимаешь: любой спортсмен достоит уважения.

alt

-Родители и друзья смотрят ваши эфиры?

- Следят, указывают на ошибки и, надеюсь, получают удовольствие. Самый строгий критик - мама. Разве могло быть иначе? (смеется)

 -Какие есть стереотипы о комментаторах?

- Комментатор почти всегда за кого-то болеет. Забавно после «больших» матчей читать обвинения в симпатии как к одной, так и к другой команде. Плюс в последнее время обострилась история с оглашением счета параллельно проходящего матча. Честно говоря, тут я на стороне зрителей. Любая игра – самостоятельное событие. Вообще все равно как там другие себя чувствуют. Если, конечно, результат параллельной встречи не имеет прямого влияния на место команды в таблице по итогам сезона или турнира.

- Зная коллег и характер работы, заснуть в эфире кажется нереальным. Такое правда невозможно?

- Нууу... Как? Практика показывает, что возможно.

-Наверное, если только он не спит трое суток… И все-таки невозможно - тебя же разбудят…!

- Не всегда и не за всем можно уследить. Естественно, чаще всего это связано с перенапряжением. Работа отнимает много эмоций. Когда ты комментируешь матч в баре, чувствуешь ответную реакцию и заряжаешься от людей. Когда ты комментируешь из маленькой и душной аппаратной два-на-два с малюсеньким монитором… Думаю, у большинства зрителей дома телевизор больше, чем тот, по которому мы отслеживаем футбольный матч.

-Насколько маленький?

- Как правило, не сильно больше экрана ноутбука. Зрение приходится напрягать. Дома никогда не перепутаю одного игрока с другим. На маленьком мониторе вероятность возрастает. Так или иначе, засыпать в эфире мне не приходилось, но вот опоздать однажды умудрился. Пару лет назад в Испании матчи субботы и воскресенья начинались в конкретные временные слоты: условно говоря, в субботу kick-off в 15:00, 17:00, 19:00 и т.д. В воскресенье - 16:00, 18:00, 20:00. Перепутав дни (что в нашем графике совсем не сложно, мы в основном живем цифрами и датами), еду на трансляцию. Думаю, что у меня еще час. Звонок от выпускающего режиссера:

- Ты где?

- Подъезжаю, минут через 10 буду.

- С ума сошел? Игра вот-вот начнется...

Матч без комментатора в эфир не дают, я в шоке, такое со мной впервые (к счастью, этот случай пока так и остается единственным опозданием на работу за 11 лет), сразу звоню начальнику, то есть Васе Уткину. Говорю, что абсолютно мой косяк, виноват и готов понести любое наказание. Ответ: «Ок, быстрее приезжай, не волнуйся и начинай комментировать так как будто ничего не произошло. После матча для повтора озвучь начало. А завтра ко мне в кабинет».

Прихожу на следующий день с готовностью понести любое наказание. В кабинете напряженная атмосфера, суровый босс смотрит на меня, изредка отрывая взгляд от монитора компьютера. Потом выключает его и говорит: «Старик, с каждым в нашей профессии такое рано или поздно происходило. С тобой произошло поздно. Тем удивительнее. Добро пожаловать в наш клуб».

Ну, а сейчас, раз уж появилась такая возможность (тогда никаких твиттеров не было), хотел бы извиниться перед теми, кому испортил просмотр первых минут матча. «Хетафе» и «Барселона» играли. Как сейчас помню.

alt

-Форс-мажоров, думаю, полно…

- Ситуации бывают самые разные. От курьезных до серьезных. Если о забавном, то относительно часто срывается картинка: идет футбол, помехи, раз – и все пропало. Как-то я вышел из этой ситуации словами: «А теперь давайте угадаем, чем же закончился этот эпизод». На мой взгляд, ничего оригинального не было произнесено, но люди улыбнулись. Мне в твиттере потом писали.

У Сережи Акулинина однажды по студии летала муха. По ходу эфира он взял, да и поймал её! Федеральный уровень (улыбается)!

Мы с Юрой Розановым как-то вели «Разогрев» прямо со стадиона «Локомотив». Студия была на открытом воздухе, на улице уже весна, как раз начинают всякие жучки-паучки выползать. Так вот они постоянно оказывались на тумбе, а над ухом жужжал шмель. Весь эфир я провел с мыслью: «И вот чего делать, если он все-таки ужалит?» Вообще студия на улице - всегда опасность. Бывало, плотно пообедавшие птицы, кружившие над точкой для включения, вносили коррективы во внешний вид ведущих. Всегда тяжелее реагировать, когда ты сидишь в студии и идет прямой эфир. На Олимпийских Играх в Пекине у одного из ведущих новостей был невероятный случай. Режиссер говорит ему в «ухо»: «10 секунд до эфира. 5 секунд до эфира. Трех первых сюжетов нет... В кадре!»

И вот что ты будешь делать дальше, как раз, и определяется тем, как ты всю жизнь готовился к этому эфиру...

P.S. Само интервью Роман прислал мне в 4 утра. Видимо, перед утренним эфиром. А все ради чего? Ради зрителя. И конечно, из любви к спорту.

Екатерина Гаранина специально для рубрики "Спорт за кадром", НТВ-ПЛЮС

Фото: личный архив Романа Гутцайта