4 мин.

Предтечи или олимпийский дебют НХЛ-1988

Когда случился олимпийский "дебют" НХЛ? Многие скажут, что ответ на этот вопрос известен - в 1998 году, разумеется. Однако, на самом деле все было не совсем так, и первые "полпреды" главной лиги Северной Америки появились на Белых Играх еще за 10 лет до Нагано... О том, кто это был, и как это происходило - краткий, но емкий рассказ автора блога anf66.

В 1986 году МОК допустил профессиональных хоккеистов на Олимпиады. 20 октября 1986 года президент ИИХФ Гюнтер Сабецки объявил, что двери теперь отрыты для всех, начиная с Игр в Калгари.

«Больше нет ограничений. Канада может использовать Гретцки, если хочет»

Однако, НХЛ не была настроена на быстрые шаги.

«Мы проводим тысячу матчей за сезон. Большинство продаж – сезонные абонементы. Несправедливо сказать клиентам: «В течении трех недель вы не увидите Гретцки, Коффи, Бурка и других». Как сохранить целостность соревнования?», - выражал озабоченность президент НХЛ Джон Зиглер.

Оба варианта участия (отпускать отдельных звёзд или вообще остановить чемпионат) были отвергнуты. Всё же Канада постаралась максимально использовать открывшиеся возможности.

С олимпийской сборной начал подготовку к сезону находившийся в состоянии контрактного спора с «Ойлерз» вратарь Энди Муг. Еще один хоккеист из «Эдмонтона» Рэнди Грегг - большой фанат олимпийского спорта - взял паузу в карьере ради Игр в родной провинции. Скромная карьера имелась у Кена Яремчука из «Торонто». 46 официальных матчей за «Флэймс» было в биографии у молодого Брайана Брэдли.

Перед самой уже Олимпиадой в заявку включили хоккеистов из канадских клубов Лиги, которые не играли в них первостепенные роли. Тим Уоттерс («Виннипег»), Стив Тамбеллини и Кен Берри («Ванкувер»). Фактически полноценным игроком основы на тот момент был в своей команде только включенный в состав Джим Пеплински из «Калгари», бывший на тот момент со-капитаном «Флэймс» вместе с Лэнни Макдональдом. 

В следующем году вместе с «Калгари» Пеплински выиграет Кубок Стэнли, но на решающий матч финала не попадет в состав - тренер Терри Крисп решил поставить на игру Макдональда, и не прогадал - тот забил гол Патрику Руа, ставший для него в победном плей-офф единственным! Тем не менее, вместе с дедушкой Лэнни и ассистентом Тимом Хантером, Пеплински поучаствовал в церемонии вручения Кубка.

Тео Флери в своей книге вспоминал о нем так: 

Джим Пеплински - все звали его Пеп - иногда был жертвой розыгрышей, а иногда прикалывался и сам. Лэнни жил с ним на выездах и при любой возможности старался напугать его. Однажды Лэнни пролежал под кроватью Пепа, наверное, часа три, а когда Пеп пришёл, он заполз к нему в кровать и схватил его за ногу.

Этот Пеплински вообще был достаточно занятным типом. Он обращался со мной, как со своим младшим братом, и повсюду таскал за собой. Как-то в Вашингтоне он спросил меня после тренировки: "Что делаешь сегодня после обеда?". А ему говорю: "Да ничего, у меня нет никаких планов". Мы пошли к мемориалу павших солдат во время вьетнамской войны - это такая длинная стена, на которой написаны имена всех мужчин и женщин, которые там пали. Там около 60 тысяч имён, так что это, конечно, впечатляет. У основания стены лежат цвета и письма. У меня ком в горле встал, и я видел, что Пеп переживает то же самое.

Интересно, что Рэнди Грегг, позднее, довольно критически оценил привлечение этих хоккеистов в последнюю минуту. По его словам, это нарушило командную химию и единство, которые сложились во время победного турнира «Известий» в декабре 1987 года. Безрадостный результат (4-е место) на домашних Играх был обусловлен и этим.

В целом особой выгоды от допуска профи на Олимпиаду не извлек никто. Однако, примерно 21 канадский хоккеист с профессиональным статусом усилил ряд европейских сборных, благодаря двойному гражданству. Например, рожденный в Виннипеге вратарь сборной Германии Карл Фризен.

Понадобилось еще десять лет, чтобы проникшись идеей глобальной популяризации НХЛ, железный комиссар Беттмен привез своих звёзд на первый по-настоящему высококлассный олимпийский хоккейный турнир. Наконец-то бизнес-интересы МОК и НХЛ сошлись в одной точке, которой на тот момент стал японский город Нагано.