6 мин.

4 варианта будущей карьеры Рафаэля Надаля

Рафе есть о чем поразмыслить. Фото: REUTERS/Eliseo Fernandez

Возвращения Рафы Надаля на корт ожидали затаив дыхание и фанаты, и пресса. В последние две недели разговоры только и идут о том, что принесет Надалю будущее, насколько серьезна на самом деле ситуация с его коленями, только ли в коленях дело и когда ждать следующего отпуска по болезни.

Ответы на многие из этих вопросов известны только Рафе, его семье и врачам – как и должно быть, амбулаторная карточка каждого человека его личное дело. И все же, не вдаваясь в спекуляции, давайте попробуем представить себе пути, по которым может двинуться карьера лучшего грунтового игрока всех времен после южноамериканской грунтовой серии. Начнем с наилучшего варианта.

Прежний Рафа

Согласно этому сценарию, Рафаэль постепенно возвращается к топ-форме, выигрывает грунт и продолжает с переменным успехом выступать на прочих покрытиях. Переменный успех в данном случае означает выигрыш титулов там и тут, не исключая и турниров «Большого шлема». Наибольшие шансы на негрунтовой мэйджор у Рафы, конечно, на «Уимблдоне», но при некоторой доле везения почему бы не рассчитывать и на хардовый титул? При таком развитии событий он сможет оставаться в гуще борьбы за первую строчку рейтинга, и хорошим началом на этом пути станет защита весенних грунтовых титулов, включая, конечно, «Ролан Гаррос». А уж после этого набирай очки – не хочу. Если Рафа сможет выйти на пик формы к связке «Ролан Гаррос» – «Уимблдон» и после этого, как ему до сих пор было свойственно, не сбавит обороты, первая строчка после US Open может стать реальностью.

В общем, осторожные взгляды Тони Надаля, который во всех интервью на вопросы относительно перспектив его племянника и прогнозов на будущее отвечает, в сущности, только «Посмотрим», выход Рафы на прежние обороты (хотя бы образца 2011-го – первой половины 2012 года) выглядит вполне реальным. Это не первый вынужденный длинный перерыв в его карьере – он и его команда знают, как справляться с такими ситуациями. Но если судить по предыдущим случаям, им, безусловно, нужно время – хотя бы до «Уимблдона», а все, что еще случится за первую половину сезона, можно уже сейчас смело списывать на трудности адаптации.

Грунтовый Рафа

По этому сценарию Рафаэль постепенно возвращается к топ-форме, и остается на ближайшее время королем грунта – но и только. В бесчисленных своих интервью Надаль не устает повторять, что сезон слишком длинный, расписание в туре слишком плотное, а турниров на харде слишком много. Может быть, пора поберечь себя и начать сокращать участие в негрунтовых турнирах? Хард травмоопасен, способствует быстрому изнашиванию организма (правда, если посмотреть объективно, сам-то Надаль получает травмы по большей части не на харде – и в 2009 году, и в 2012-м он сломался как раз после грунта). Но Рафе виднее – если говорит, что хочет больше играть на грунте, может, пора позволить себе это?

Очевидно, что хард ему никогда в удовольствие не был. На самом деле, одно из самых впечатляющих достижений Надаля в карьере – способность превозмочь свою неприспособленность и антипатию к жесткому покрытию и добиться на нем результатов, соответствующих уровню своего таланта. Возраст у Рафы еще, конечно, не тот, чтобы начинать задумываться о вечном, но с другой стороны – в туре-то он уже ой как давно. «Пробег» набрал немалый. Возможно, все, что он захочет (или сможет – это уж как повернется) сделать после очередного возвращения – это закрепить свою позицию лучшего грунтовика всех времен и народов, а все прочее более или менее спускать на тормозах.

Винья-дель-Мар. Орасио Себальос о таком не мог и мечтать. Фото: REUTERS/Eliseo Fernandez

А-ля Хьюитт

В данном случае предположим, что Рафа продолжает играть на высоком уровне, но в его игре и результатах начинает прослеживаться медленный, плавный спад. Назовем это «вариантом Хьюитта». Рафа сейчас примерно в том же возрасте, в каком был Ллейтон, когда в его карьере начали появляться первые признаки снижения. «Он выписывает чеки и надеется, что его тело сможет их обналичить. Он выкладывается в каждом розыгрыше», – когда-то сказал о Надале Агасси. Надаля часто сравнивают с Хьюиттом – раннее начало карьеры, стиль игры, основанный прежде всего на скорости, феноменальная способность цепляться за каждое очко. Карьера Ллейтона плавно пошла на спад, в основном из-за травм, когда ему было 27 – столько, сколько Рафе исполнится в начале этого лета. По меркам нынешнего тура это не много, но он уже играет в профессионалах 10 лет, и травм у него за это врем было предостаточно.

Конечно, в распоряжении команды Надаля лучшая медицина, которую только можно купить за деньги. Конечно, Рафа уже несколько раз возвращался в строй после травм – и продолжал играть по-прежнему, а то и лучше. Но вечно это повторятся не может – конец веревочке когда-то обязательно придет, и кто может с уверенностью сказать, что он не ближе, чем мы можем (и хотим) себе представить?

Конец сказки

Рафа продолжает играть, но спад наступает быстро – не медленный и плавный, а резкий. Назовем это «вариантом Кории». В данный момент этот сценарий выглядит наименее вероятным из четырех, но судить о чем-то с уверенностью еще рано. То, о чем мы говорили в первой главе, остается верным и здесь – по крайней мере, до окончания «Ролан Гарроса» делать далеко идущие выводы о Рафиных перспективах рано, тем более нам, фанатам, не владеющим, в общем, никакой информацией, кроме общедоступной. И катастрофический вариант, каким бы маловероятным он ни казался, нельзя не рассматривать наряду со всеми прочими.

Можно предположить, что причины возможного падения Надаля будут не теми, что сгубили Корию – основным камнем преткновения у аргентинца стал психологический надлом, а Рафе это вряд ли грозит. Но обвал травм случится может, и может повлечь за собой судьбу, схожую с судьбой еще одного великого грунтовика – Гуги Куэртена. Как бы ни был силен дух и велико желание соревноваться, приличная предрасположенность к травмам у Надаля есть, и нет гарантий, что последняя капля не упадет в ближайшие месяцы.