Нервы, нервы, нервы
Медальные планы – большая глупость, которая перекочевала к нам из СССР. Начиная с 50-х годов, с первой советской Олимпиады, мы стремимся всех обогнать, перепрыгать, «перестрелять»… Так устроено наше сознание – нужно обязательно доказать Западу, что мы не хуже. Более того – лучше. Мериться спортивными победами модно. Неофициальный командный зачет с безжизненными цифрами важнее самих людей, которые эти медали завоевывают. Олимпиады проходят, медали штампуются – и кто потом вспоминает четыре года про лыжников, саночников, бобслеистов… Редко кто.
Чиновники приучили нас к планам. Спортсмены – к победам. И отвыкнуть от этого в одночасье невозможно. Даже сейчас, когда наши позиции в зимних видах хуже, чем у крошечной Швейцарии, мы все равно надеемся, верим, ждем. И первым делом, просыпаясь, поглядываем в медальный зачет… Но медалей пока негусто. Одна за три олимпийских дня.
Это не трагедия. Никто никому ничего не обещал. В биатлоне у нас нет своего Бьорндалена (который, правда, провалился в первой гонке, но свое обязательно возьмет); в лыжах – Дарио Колоньи, рванувшего на «пятнашке» так, что искры из-под лыж полетели; в фигурном катании – стабильных Сюэ Шень и Хунбо Чжао, которые, кажется, с закрытыми глазами способны исполнить выбросы, прыжки и всевозможные вращения.
Все наши позиции – на тоненького. А где тонко, там частенько рвется.
В биатлоне посыпал мокрый снег – и все стартовые расклады перевернулись с ног на голову. А это спринт – тут прямая зависимость на следующую гонку, пасьют. Фавориты дружно опростоволосились – Бьорндален, Зуманн, братья Фуркады, Ландертингер, Вильхельм, Юнссон, Олофссон… Но вот Нойнер и Свенсен справились. Да и Булыгина с Зайцевой тоже – только вот немного озадачил последний круг. Вся наша сборная синхронно «встала». Акклиматизация? Так вроде уже две недели на месте – и все спады по теории вероятности должны пройти.
Тревожно прозвучала реплика Светланы Слепцовой после финиша, в прямом эфире на всю страну: «Мы сейчас не очень готовы физически». Оба-на! Может, конечно, Света не совсем правильно выразилась, но сразу ведь возникает вопрос: а почему не готовы-то? Рассчитывали пик формы на Олимпиаду, всю подготовку планировали к февралю… Про климат, трассу, условия, погоду всем было известно заранее – ничего нового, собственно.
Булыгина, не остановись на последнем круге, удержала бы более чем весомое преимущество, которое имела после второй стрельбы над Кузьминой, Нойнер и Дорен. Ну да ладно – с кем не бывает.
Главное – на погоду не сетовать. Свенсен вот умудрился в призы заехать, а Чудов проехал мимо пасьюта. Мне кажется, при любых обстоятельствах – буране, цунами, землятресении – Максим обязан (ну вот просто обязан) быть в числе 60 лучших. На финише он откровенно не боролся – возможно, надцатые перспективы не устраивали. Но это Олимпиада – здесь «сливать» как-то не принято.
В санном спорте случилась трагедия. И трассу срочно модифицировали – сделали меньше, проще и, следовательно, не такой скоростной. Демченко лишили козырей – ему как раз такая трасса не подходит. И все победные предстартовые тренировки, подготовка с прицелом на длинную трассу оказались бессмысленными. Да, все находились в равных условиях. Но ведь очевидно, что на Играх мелочей не бывает. Тем более в техническом виде, где сотые секунды – цена медали.
В лыжах у нас не все так радужно, как в биатлоне. На ЧМ-2009 выиграли всего три медали. Но в новом сезоне результаты пошли – Ирина Хазова до Нового года успела побыть лидером тотала, Александр Легков – призером этапов Кубка мира. Но вот в первой гонке никто не блеснул. Хотя коньковая «десятка» («пятнашка») и для Иры, и для Саши чуть ли не коронка. Легков переболел после «Тур де Ски» – возможно, еще не успел набрать кондиции. Рванул со старта очень быстро, но сил на всю дистанцию не хватило. Хотя вот 38-летний Пиллер Коттрер проехал чудовищно хорошо. 38-летний…
Хазова же перегорела. Так тренеры считают. Юрий Чарковский уже говорит о провале – не рановато ли? Первая гонка только прошла…
Но понять тренера можно. В условиях безмедалья чиновники надеются на каждый вид. И с каждой неудачей разочарования все больше. Нервозности – тоже.
Только вот нервами можно объяснить прокат фигуристов Юко Кавагути и Александра Смирнова в произвольной программе. Ребята молодые – первая Олимпиада. Три грубые ошибки и… разочарование. Особенно жаль Тамару Москвину – за короткое время она буквально воскресила наше парное катание. Но совершить очередное чудо не смогла.
Откатайся Кавагути и Смирнов так же, как в январе на чемпионате Европы, были бы вторыми-третьими. Впервые, кстати, СССР/Россия осталась без золота (и вообще без всего) в этом виде с далекого 1964 года.
Все это к вопросу о том, что ничего нельзя планировать. И не стоит накачивать спортсменов – слишком много чиновников поехало в Ванкувер. Слишком много певцов. Слишком много посторонних людей, для которых Олимпиада – развлечение.
Я не знаю про все виды, но вот в биатлоне наша команда давно живет под прессом. Под прессом «надо-надо-надо». Можно догадаться, что и фигуристы тоже.
Вот министр Мутко, например, так верит и надеется на наших биатлонистов. Но при этом, насколько мне известно, запретил им жить вне Олимпийской деревни. В уютных коттеджах, со своей кухней, вдали от шума, гама и суеты. Спустил директиву сверху. Спрашивается, для чего? Чтобы все находились в равных условиях? А кому они нужны? Норвежцы вот спокойно живут отдельно – в замкнутом мирке.
А мы запрещаем. Ну тогда и результаты не стоит требовать. А то разговоры о том, что «государство все для вас сделало» порядком поднадоели.
Давайте просто смотреть Олимпиаду. И болеть за наших. Они стараются. И в скором времени обязательно получится.
Очень хочу ошибиться.