Хоккей на траве и не только
2000
Кто: хоккеисты «Металлурга» Мг. Что: какой-то загадочный препарат, благодаря которому Гомоляко удивлял руководство «Ак Барса» активностью в четырех матчах подряд.
«С противником произошли волшебные изменения. Вы видели, к примеру, в нынешнем сезоне, что бы тот же Сергей Гомоляко в четырех матчах подряд выглядел столь активно? То-то и оно», – разорялся тогдашний директор «Ак Барса» Александр Корчагин на страницах «Спорт-Экспресс» во время финальной серии с «Магниткой».
Начальник «Ак Барса» Виктор Левицкий сказал прямо: «После 12 напряженных матчей в серии плей-офф наши тренеры ломают головы, как восстановить и подготовить ребят к решающему матчу с «Металлургом». Уральцы же поступили подло, воспользовавшись таким средством, как допинг. Разве тот же Виталий Прохоров в минувшем сезоне в «Ак Барсе» летал надо льдом так, как сейчас в «Металлурге»?» («Спорт-Экспресс»)
На тот момент казалось – скандал. Дальше таких разговоров будет столько, что все к ним уже привыкнут.
2002
Кто: Алексей Чупин и Эдуард Кудерметов («Ак Барс»). Что: карфедон.
В финале с ярославским «Локомотивом» не играли два хоккеиста казанского «Ак Барса» – Алексей Чупин и Эдуард Кудерметов. Сначала говорили про пищевое отравление. Тема допинга в хоккее на тот момент была не сказать что сильно актуальна. И мы бы, наверное, поверили в отравление кумысом или шоколадом. Но история вылезла на поверхность. Выяснилось, что принимали хоккеисты карфедон – разработанный в России препарат, который применяется для улучшения концентрации внимания, зрения и кровоснабжения нижних конечностей. Их пожурили, результат полуфинала с «Авангардом» оставили в силе, а хоккеисты уже спокойно играли в следующем сезоне.
Следует отметить, за карфедон была дисквалифицирована и лишена серебряной медали Турина-2006 биатлонистка Ольга Пылева.
2004
Кто: Сергей Зиновьев («Ак Барс»). Что: марихуана.
Это, разумеется, самое громкое дело. Нападающего «Ак Барса» тогда с этой чертовой травой затравили – и подтравливать продолжают до сих пор. Перед чемпионатом мира его допинг-проба дала положительный результат на каннабиноиды. Сам хоккеист, поначалу отмалчивавшийся, через какое-то время нашел-таки слова для прессы. Слова эти были произнесены в интервью «Спорт-Экспресс»: «Факт налицо, отнекиваться не стану. Я действительно находился в обществе людей, которые курили марихуану, но не знал об этом. Вот и надышался. Выяснил все это только после происшедшего».
По словам Зиновьева, в сборной еще какое-то время решали – что с ним делать. А теперь еще раз: решали – применять препараты для вывода следов марихуаны из организма или нет. Заявлять на чемпионат мира или подстраховаться. То есть такие вопросы они, в принципе, обсуждаются.
На тот момент генеральный менеджер сборной Анатолий Бардин зачем-то рассказал всем о случае с Зиновьевым – и рассказывал потом еще и еще. Для чего это требовалось – не совсем понятно. Сам хоккеист объяснял это тем, что Бардин вел с ним переговоры о переходе в «Авангард» – и переговоры эти так и закончились ничем. Бардин держал ответ перед корреспондентом «Советского спорта»: «Наверное, Зиновьев снова обкурился!»
Олег Твердовский, помнится, удивлялся: «Мне не совсем понятно, зачем вообще надо было так раздувать проблему. Во всех цивилизованных странах, когда человек оказывается в трудной ситуации, ему стараются помочь».
На том, впрочем, история не закончилась. Перед Олимпиадой-2006 и по ходу плей-офф суперлиги-2007 у Зиновьева отмечали сильно повышенный уровень тестостерона. Сторона хоккеиста доказала, что это природное свойство организма Сергея.
2005
Кто: Тимофей Филин («Ошава Дженералс»). Что: нандролон.
Белорусский нападающий Тимофей Филин попался на допинге, как и Зиновьев, аккурат перед чемпионатом мира.
«Курс инъекций делал исключительно для себя. Вечно были проблемы с весом, хотел набрать десять-двенадцать кило, чтобы быть помощнее. И все уколы закончились еще в феврале», – рассказывал Филин спустя два года изданию «Прессбол».
В апреле его в составе белорусской сборной проверяли в минском диспансере. И ничего. «Перед вылетом в Вену на всякий случай связался с нашим доктором: «У меня точно все нормально?». – «Да, ты чистый, приезжай», – в том же интервью. Он и приехал. «Минуты за три до конца нашего стартового на чемпионате мира матча со словаками. Наш доктор Вася Таран подошел ко мне, когда я сидел на скамейке, хлопнул по плечу и сказал, что я выбран для допинг-контроля. Ну все, думаю, приехали. Я же отлично знал, что и когда употреблял, как долго это действует и остается в организме… Первая реакция отца была простой и короткой: «Дурак».
Концентрация препарата в крови Филина превышала норму в 250 раз. Вскоре после дисквалификации Филин открыл свой сайт, который претендует на статус обязательного чтива для молодых хоккеистов.
Кто: Максим Кондратьев («Лада»). Что: эфедрин.
После первого полуфинального матча плей-офф «Лада» – «Локомотив» у защитника Кондратьева взяли допинг-пробу, которая дала положительный результат на эфедрин. Генменеджер «Лады» Леонид Вайсфельд называл превышение «незначительным» и заявлял, что вероятнее всего произошла ошибка с лекарствами, так как эффективная норма препарата много выше.
В финале, в котором Кондратьев не играл, «Лада» уступила чемпионство московскому «Динамо». Максим следующий сезон провел в «Нью-Йорк Рейнджерс».
Кто: Стефан Кинтэл. Что: псевдоэфедрин.
Защитник, завершивший на тот момент карьеру (17 сезонов в НХЛ), сделал громкое заявление: 40 процентов хоккеистов лиги употребляют допинг. Сам Кинтэл признался, что, играя в АХЛ, употреблял псевдоэфедрин с кофе в больших количествах – для повышения агрессивности.
2006
Кто: Жозе Теодор («Монреаль»). Что: сокрытие применения допинга.
Вратарь «Монреаля» несколько лет применял средство для наращивания волос «Пропеция» – и знать не знал, что в 2004 году «Пропецию» внесли в список запрещенных препаратов: она помогает заметать следы применения допинга. Запрет участвовать в международных соревнованиях? Хм… А какого игрока НХЛ это всерьез расстраивало?
2007
Кто: Михаил Чурляев («Металлург» Мг). Что: диуретики
Диуретики сами по себе не являются допингом. Это мочегонные средства, позволяющие выводить из организма стероидные следы. Ему грозила дисквалификация, однако удалось доказать, что прием препаратов происходил по ошибке.
Кто: Дэйв Кинг. Что: вспоминает «уколы Гудзика».
Бывший тренер «Металлурга» Дэйв Кинг написал книгу, в которой посвятил несколько строк магнитогорскому тренеру по фитнесу Виктору Гудзику. По словам Кинга, таблеток Гудзик игрокам не давал – зато постоянно делал им инъекции. Генменеджер «Магнитки» Геннадий Величкин в интервью «Советскому спорту» тут же дал гневную отповедь, но куда там. Гудзика теперь к месту и не к месту вспоминают при каждом допинговом скандале.
2008
Кто: Максим Мамин («Металлург» Мг). Что: нандролон.
Форвард «Магнитки» попался на норандостероне – продукте распада стероида нандролона – еще на молодежном чемпионате мира, однако результат стал известен лишь спустя полгода. Содержание препарата в крови хоккеиста превышало норму более чем в два раза, но Мамин точно не принимал его для улучшения собственной формы – в сборной на том чемпионате он не блистал, да и за «Магнитку» его достижения были весьма скромны.
Генменеджер уральского клуба Геннадий Величкин сразу прояснил ситуацию, сославшись на тренера по физподготовке в фитнес-клубе, который посоветовал Мамину некачественную пищевую добавку.
Нападающий все равно получил стандартные два года дисквалификации, но уже через год его «амнистировали» за примерное поведение – Мамин всячески сотрудничал с антидопинговыми службами, медицинским центром КХЛ, неоднократно выступал на тему борьбы с допингом.
Кто: Флориан Буш («Айсбэрен»). Что: отказ от допинг-теста.
Пожалуй, самое нелепое наказание от Всемирного антидопингового агентства. Нападающий «Айсбэрена» и сборной Германии, уединившись с девушкой, отказался впускать в себе домой представителей WADA, которые прибыли для взятия допинг-теста. Обидчивые допинг-ищейки сначала впаяли Бушу штраф в 7000 долларов, 56 часов общественных работ, а затем взяли паузу и через сезон накинули два года дисквалификации.
В декабре 2009 года Буш был оправдан, но ему пришлось завершить карьеру в сборной Германии. Представители немецкой команды не были уверены, что форвард больше не совершит подобных ошибок.
2009
Кто: Дино Визер («Давос»). Что: марихуана.
Вокруг этого «косяка» хоккеиста не было столько шума, сколько из-за ошибки Сергея Зиновьева. Швейцарский форвард позволил себе расслабиться во время плей-офф, а дисквалификацию получил только летом. Олимпийский комитет страны вынес чисто формальное наказание – 5 месяцев без хоккея. Так что в начале октября Визер уже вновь набирал очки за «Давос».
Кто: Дмитрий Вишневский («Спартак»). Что: гидрохлортиазид.
Для Дмитрия Вишневского 2009-й год получился очень непростым. Сначала лига запретила защитнику выступать из-за проблем с сердцем, а затем после курса лечения и возвращения в большой хоккей в организме игрока нашли гидрохлортиазид. Антидопинговая палата КХЛ не стала во второй раз за год разлучать Вишневского со льдом. Хоккеисту и его лечащему врачу были лишь вынесены предупреждения.
2010
Кто: Любомир Вишневски («Эдмонтон»). Что: псевдоэфедрин.
Еще одно преступление без наказания. Во время Олимпиады в Ванкувере словацкий хоккеист принимал средство от простуды, в котором содержался псевдоэфедрин. Сложно понять, как Международный олимпийский комитет прознал про это – обе пробы Вишневски, взятые во время турнира, были отрицательными. Защитник «Эдмонтона» отделался легким испугом и предупреждением «на первый раз».
2011
Кто: Дмитрий Суворов («Шериф»). Что: что-то «легкое» .
«Как допинг попал в мой организм, говорить не хочу. Тяжело… Жизненный урок я получил. Впрочем, сам во всем виноват и готов понести наказание», – заявил форвард «Советскому спорту».
Лига не стала подставлять сознавшегося спортсмена, заявив журналистам только, что препарат относится к разряду «легких». В итоге за что-то «легкое» МХЛ отстранила Суворова на три месяца.
2012
Кто: Джошуа Грэттон. Что: вещество класса S6.
Допинг-проба, впоследствии ставшая роковой, была взята у канадского тафгая 24 января после матча с «Авангардом», а уже в следующем туре Грэттон забросил свою первую шайбу за «Барыс». Казалось бы, налицо применение стимуляторов, но гол нападающего говорит об обратном.
«Скорее всего, оно попало к нему случайно с какими-то некачественными пищевыми добавками или медикаментом, в котором не все было прописано на этикетке. Так что, это не умышленное нарушение и паниковать сейчас не нужно. Это пока предварительная информация, а не сам факт нарушения. Вина Грэттона не доказана», – заявил «Р-Спорту» начальник медицинского центра КХЛ Сергей Российский. Однако казахстанские менеджеры клуба не стали слушать Российского и разорвали контракт с Грэттоном от греха подальше. Вот теперь чеховским тафгаям в КХЛ точно биться не с кем.
Главное для омского клуба сейчас совсем в другом. С Беловым или без Белова, но сегодня, 23 апреля, «Авангард» имеет все шансы, чтобы оформить своё чемпионство. И если это, наконец, произойдет, то никакая допинговая шумиха не сможет испортить сибирякам праздника.
Несмотря ни на что и вопреки всему омичам нужно поставить последнюю точку в противостоянии с «Динамо». Выходя на холодный лёд «Лужников» к враждебно настроенным трибунам, пусть игроки «Авангарда» знают, что миллионный Омск, прильнувший прохладным апрельским вечером к экранам своих телевизоров, будет болеть и переживать только за них.
Руднев и Лютиков - других рекомендаций материалу не требуется.