СуперКлопп
Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, бундеслига обнаружила, что она у себя в постели превратилась в серую мышь. Немецкий футбол в марте 2011-го: сверкающий чемпион, возвышающийся надо всеми остальными, которые скорее напоминают один большой коллективный ФК «Бохум».
Серость всех оттенков: начиная с «Баварии», ныне пятой, посадившей своего босса на трибуну, как если бы они были княжеской семьей в Монако – богатой, всеми любимой, старой и глупой. «Гамбург» – седьмой, его положение можно увидеть лишь через кривое зеркало неразберихи в руководстве клуба, где все действительно так плохо, как на самом деле. Страх провалиться сквозь жуткую дыру-червоточину прямиком в восьмую лигу, парализует всех без исключения. В «Шальке» в то же время потерпел крах мегаломанский проект единоличного господства Феликса Магата.
Последствия для всех троих таковы: тренеры должны довести свои команды до конца сезона, в ожидании собственного отречения от должности. Что может быть лучше такого предвкушения?
Чемпионы 2004, 2009, 2007: 12-й, 17-й, 15-й
Далее: в «Хоффенхайме» командный меценат Дитмар Хопп решил упразднить все прочие цвета – конечная остановка – всеобщая серость. То, что серый цвет трудно перепутать с серебряным хорошо знают во франкфуртском «Айнтрахте» (12-е место): без голов, а в ближайшем будущем и без Скиббе тоже. «Вердер», «Вольфсбург», «Штуттгарт»: чемпионы 2004, 2009 и 2007 сейчас 12-й, 17-й и 15-й, все без исключения оплакивают свое положение все в том же цвете. Серее всех на свете: бывший главный тренер «Вольфсбурга» Литти, герр Литтбарски. Если собственное самодовольство запрещает тебе смеяться: спокойной ночи, туши свет.
Нет ничего необычного в том, что команды, вроде «Баварии», укомплектованные множеством игроков национальных сборных, играющих сезон после чемпионата мира, уступают «малышам» вроде «Фрайбурга» и «Ганновера». Настроение во многих бундесгородах таково, что к маю девятерым из восемнадцати придется выбраться из седла, и многим будет, чего стыдится.
Как мне испечь своего собственного Юргена Клоппа?
Симптом зарождающейся депрессии заключается в том, что для всех ныне освобождающихся позиций («Бавария», «Гамбург», «Штутгарт», вероятнее всего и «Вердер») нужен новый Юрген Клопп: энергичный, полный юмора и безусловно успешный. Клопп поднял дортмундскую «Боруссию» на вершину. Фейерверк его блестящих молодых футболистов и превратил остальные команды в коллективную серость. И чем серее они становились, тем ярче переливалась красками его собственная работа.
Человек со сверкающей Блендакс-улыбкой превратился в самого желанное существо немецкого футбола, от него исходит сияние – как от Беккенбауэра, только компетентности у него чуть-чуть побольше. Для многих, кто жаждет его особенно сильно, фигура Клоппа одновременно олицетворяет в себе угрозу. Они боятся людей его типа, кусачих как медведи, с трехдневной щетиной. Они выбирают того, в ком уверены. И это трусливый выбор. Когда Юрген Клопп в 2008-м перешел из «Майнца» в Дортмунд, он принял команду, которая была так же сера, как и «Хоффенхайм» в тот момент, когда его футболисты два дня кряду смотрели на линолеумный пол в кабинете своего главного тренера Марко Паццаюоли.
Гора стыда давила на игроков, которые с Томасом Доллем заняли в прошедшем сезоне лишь 13-е место, с парнями вроде Диего Климовича, Ларса Риккена и Роберта Ковача. Клопп оценил красоту предоставившегося ему шанса и стал ковать из молодых никому не известных парней банду, которая тремя годами позже с большой долей вероятности станет чемпионом Германии. Предпосылки к этому: коммерческий директор Ханс-Иоахим Ватцке и спортивный директор Михаэль Цорк, доверившиеся ему и оставившие его работать. Он был человеком их типа, тем самым, что способен вдохнуть жизнь в команду, пережившую клиническую смерть.
История, которую мы сегодня рассказываем, похожа на сказку. С Юргеном Клоппом в роли волшебника. Едва ли кто-то может воспроизвести еще раз этот фокус Клоппа. Разве что Томас Тухель, принявший его «Майнц», у которого есть хорошие шансы на карьерный скачок. Еще, пожалуй, скромный Робин Дутт, который поднял свою рыночную стоимость работой с «Фрайбургом». Впрочем, там, где царит штиль, легко стать возмутителем спокойствия.
Ждать, пока трава не станет молоком
Однако они должны хорошо обдумать, чего именно они ждут от своих новых команд. Как показал опыт нетерпения «Баварии» с Клинсманном во главе. Так и в «Шальке», и в «Гамбурге» людям не хватает терпения смотреть, как трава, транзитом через корову, превращается в молоко.
«Тренер в развитие» – это знаковый термин нашего времени, но само слово «развитие», «процесс» вызывает раздражение. Тот, кто берет Юргена Клоппа, или хотя бы Томаса Тухеля, или Робина Дутта, должен быть готов воспринимать новое. Он должен быть готов принять перемены, должен быть готов терпеть. Он должен быть готов усмирить свои амбиции. Не начинать задумываться о будущем главного тренера после двух поражений подряд. И терпение должно дать возможность родиться искусству.
Очень позорно для немецкого автора не знать, что Томас Долль, этот самый, как раз ни фига не использовал Риккена в основе, усадив в дубль, когда все от него требовали вернуть его в стартовые, так как не хватало опытных игроков в команде! Вместо этого играли неопытные Брженски и так далее, от которых, конечно, нельзя было уберечься от 13 места.
Вообщем, этому Дирку Гизельману по многим фактам большой минус! И это писал немец???