To Finish First First You Must Be Finnish*
Вряд ли кто-то догадывался, что 28 сентября 1968 года в 10 километрах к северу от Хельсинки (местечко Вантаа) родился будущий двукратный чемпион мира по гонкам в самом престижном спортивном классе. Меньше всего об это думали родители – секретарша Айла Хаккинен и ее муж Харри, работавший радиооператором, а в свободное время пополнявший скудный семейный бюджет за рулем таксомотора. Но уже в пятилетнем возрасте будущая звезда «Ф-1» в полный голос заявила о желании сесть за баранку автомобиля. Возможно, мальчика прельщала атмосфера небольшого трека Кимола, располагавшегося неподалеку от конторы отца (Мика зачастую гостил у папы на работе, так как присмотреть за ребенком было некому).
Сорванец добился желаемого банальным, но действенным способом: он ежедневно досаждал родителям просьбой «отвести покататься», что в конечном итоге возымело эффект. В один из дней Харри арендовал карт, осуществив мечту отпрыска. Правда, благие намерения едва не привели к печальным последствиям: уже на первом круге Мика оказался вовлечен в аварию, однако выбрался из переделки целым и невредимым. Несмотря на неудачу, юнец требовал «продолжения банкета». В итоге, родители не устояли под напором любимца и через некоторое время – деньги копили всей семьей – приобрели тому отдельный «экипаж». К слову, до Хаккинена-младшего на железном коне рассекал известный финский раллист Хенри Тойвонен.
Молодой спортсмен быстро прогрессировал. К 1986 году в его активе значились пять (!) чемпионских титулов в картинговых сериях. Мало кто знает, но именно тогда оформился стиль шлема, в котором финн добивался успеха на самых высоких уровнях. «Идея раскраски пришла в голову в период выступлений за Blue Rose Team, – вспоминает Мика 1981 год (тогда северянин стал сильнейшим в классе F-mini). – В основу была положена цветовая гамма национального флага. Задумку поддержали партнеры по команде Мика Сольберг и Себастьян Линхольм, которые «подогнали» свои аксессуары под единый стандарт».
Продвижению соотечественника в автоспортивную жизнь всячески способствовал чемпион мира 1982 года Кеке Росберг. Благодаря стараниям и финансовому содействию Кейо молодое дарование проходило закалку испытаниями «Формулы-Форд» (Хаккинен гонял в ней на машине, ранее принадлежавшей Джей Джей Лехто), Евросерии и британской «Формулы-3». Одновременно с приобретением опыта Мика регулярно пополнял собственную коллекцию призов. Поэтому в том, что Нового Летучего Финна – журналисты не стали заморачиваться и окрестили новую звезду по аналогии с Росбергом – заметили и пригласили на тесты «Ф-1», ничего удивительного не было. После пробы пера в «Бенеттоне» Хаккинен получил место боевого пилота в команде «Лотус», которой принес очки уже в третьей гонке (финиш на пятом месте в Имоле).
О дальнейшем пути, включившем серии громких побед, драматичную историю взаимоотношений с напарником и два чемпионских титула финна, написаны целые трактаты, поэтому позволим себе сосредоточиться на событиях вне трека, которые зачастую оставались незамеченными болельщиками, но очень много значили для пилота.
В 1995 году на одной из вечеринок в Монако, организованной друзьями, Мика познакомился с сотрудницей туристического агентства Эрьей (владевшая пятью языками девушка возглавляла филиал скандинавской компании в Ницце). Взаимные интерес и привязанность переросли в серьезные отношения, которые завершились церемонией бракосочетания 30 мая 1998 года. Свидетелем со стороны Мики был «ангел-хранитель» пилота Кеке Росберг, на тот момент ставший менеджером Хаккинена. Хотя хэппи-энда в истории могло не случиться: на Гран-при Австралии-95 спортсмен попал в ужасную аварию, из которой чудом вышел живым (спасла экстренная трахеотомия, сделанная в полевых условиях Джеромом Кокинзом и Стивеном Льюисом).
В декабре 2000-го у четы Хаккиненов появился первенец Хуго Ронан, а пятью годами позже Эрья подарила мужу дочку Айну Юлию. Семья, обосновавшаяся в Монте-Карло, редко покидает резиденцию, хотя Мика владеет апартаментами во Франции и Финляндии. Дома кроме близких неизменными спутниками нашего героя являются черепашка Кларенс и пес Тото. Довольно часто экс-пилот навещает родителей, которые с 1998 года обосновались в пригороде Хельсинки в пентхаузе, приобретенном сыном за миллион долларов, или же посещает сестру. Любители автоспорта наверняка помнят Нину Хаккинен – вдохновительницу и движущую силу первого официального фан-клуба брата, – ныне тихо и мирно обитающую в скромном Мартинлааско.
Чемпион обожает музыку Фрэнка Синатры и Фила Коллинза. По утверждению друзей, она постоянно доносится из «Мерседеса» Хаккинена (вот она, настоящая верность «стрелам»!). Кроме высоких скоростей финн обожает плавание, теннис и лыжные гонки, а когда пребывает в особо хорошем расположении духа, с удовольствием наматывает круги в воздушном пространстве княжества на собственном двухмоторном самолете, приобретенном в конце девяностых у менеджера. Из пассивного отдыха человек-легенда предпочитает чтение «ужастиков» и просмотр киноновинок (как ни парадоксально, любимым фильмом Хаккинена является картина «Четыре свадьбы и одни похороны»).
Если у вас есть огромное желание повидаться с самым популярным жителем Финляндии 1995 и 1997 годов, не поленитесь зайти в бар Stars and Bars, расположенный рядом с королевским яхтклубом, – Мика там частый гость. И уж поверьте, он не откажется оставить на память автограф, такой же необычный и уникальный, как сам Хаккинен – The Flying Finn…
(*) – чтобы финишировать первым, для начала надо быть финном.
А Мика... Мика - Летучий Финн и этим все сказано. И хотя я болел и болею за Феррари и Шумахера я не согласен, что Мика «доехал» свои два титула на «самовозке». Он заслужил оба эти титула и звание Великого.
Каждому своё, естественно. При всём преимуществе в скорости надо было ещё учесть то, как кругом ранее вёл себя Шумахер и предположить, что и далее Михаэль не стал бы церемониться. Впрочем, в любом случае это - дело вкуса :)
В том-то и дело, что обгон был ещё до начала торможения, то есть налицо большое преимущество в скорости МакЛарена, так что, как Вы написали ранее - «кругом позже было бы тоже самое».
Так что, думаю, здесь каждый останется при своём. Меня этот обгон не впечатлил до такой степени, чтобы называть его лучшим.
Хаккинен прошёл Шумахера ещё до торможения, вот в чём фишка. А время реакции (обгон именно через Зонту) просто поражает. Я же говорю, посмотрите запись с машины Мики. С других камер всё далеко не так очевидно. Тем более с камеры в конце подъёма - там вообще кажется, что ничего особенного нет
На торможении, где все обгоняют.
Вы так говорите, будто в Ле Комб на торможении не обгоняют. ИМХО, всё то же самое.
Чтобы понять, насколько красив и рискован был обгон Хаккинена, нужно посмотреть этот обгон с камеры на машине Мики. Кроме того, надо учесть ситуацию на тот момент - Мике позарез нужно было обгонять Шумика - это раз. И два - Мика был уже не тот лихач, который в 94-м в Германии 7 машин на старте убрал. После Аделаиды-95 он стал гораздо спокойнее. Вильнёв в Эшториле - это тоже классный обгон, но тогда Жак был молод, лихачил, и ТАКОГО турнирного значения обгон не имел. Впрочем, повторюсь, трудно из сравнивать, эти обгоны. Про Алонсо - красиво, безусловно. Особенно в свете, когда чемпионатом не рискуешь. Но я бы сказал даже, что тот обгон был просто безрассуден. Эта лихость ЛЕГКО могла обернуться повтором Интерлагоса-2003. По мне, так обгон Кими Физико в Сузуке был интереснее. Что касается Дэвида, то тут...ну разве что дождь, а так какое сравнение. На торможении, где все обгоняют. Ну «Хилл» оказался в этом месте. А так... кругом позже было бы тоже самое. По мне интереснее, когда Дэвид того же Шума обогнал в Сильвере-98, когда съехал с траектории в лужу, но всё равно обогнал. Правда, потом итоги гонки сложились совсем иные, но это уже другая история :)