Этюд в красно-белых тонах
Бежать впереди межсезонного паровоза и размышлять о судьбе японской конюшни автора этих строк заставила новость, пришедшая утром понедельника на электронную почту. Проверенный давним сотрудничеством коллега не без иронии поделился любопытным инсайдом. «Ты будешь смеяться, но «Тойота» позвонила Накадзиме», – гласило послание, чем, признаться ввергло в нешуточный ступор. Да, Казуки – кровь и плоть «красно-белой» программы подготовки молодых пилотов. Чадо, ради раскрутки которого японцы по заниженной цене принялись поставлять силовые агрегаты «Уильямсу». Бренд, выросший из фамилии – даже режиссеры трансляции на «Сузуке» пару раз в ущерб гоночным событиям выхватывали план Накадзимы-старшего, отдавая дань уважения Сатору-сан, которого по-прежнему в стране уважают… Но чтобы отправить этого парня в собственный кокпит да еще вместо прогрессирующего Тимо Глока и опытнейшего Ярно Трулли? Это же нонсенс! Однако, усмирив эмоции, принялся вдумываться в смысл хода. И обнаружил немало интересного.
Начнем с того, что «Тойота» всерьез задумывалась об уходе из «Формулы-1». При одном из самых крупных бюджетов в королевском классе команда не просто по сей день не знает побед, но и не может конкурировать на равных с топ-дружинами. Престиж движков в последние годы также сходит на нет, проигрывая в стабильности «Мерседесу», «Феррари» и даже «Рено». Да и мерчандайзинг отдача от «циркового» проекта минимальна: на автомобильном рынке повышения спроса не наблюдается, а в спонсорской среде в немецко-итальянский тандем попросту не верят. Да и с чего бы, если на бюргерских землях нынче боготворят Себа Феттеля, а на Апеннинах даже у Роберта Кубицы рейтинг популярности выше, чем у Трулли… Вот и получается, что в эпоху мирового финансового кризиса дополнительный непрофильный актив оттягивает карман концерна впустую.
Тем не менее, просто так хлопнуть дверью японцам не хочется. Во-первых, не позволяет гордость – даже почившие в бозе конкуренты из «Хонды» добились большего. Во-вторых, откровенно жаль выброшенных на ветер денег. Да и команду – к слову, очень дружную и высокопрофессиональную (с приходом Тадаси Ямасины об этом можно говорить с уверенностью) – распускать без выходного пособия не хочется. В-третьих, «Тойота», одобрив Договор Согласия, подписалась на участие в ближайших чемпионатах – отказ от обязательств повлечет за собой выплату солидной неустойки. Она, конечно, меньше состязательных расходов, но тоже вполне себе неприятна. Особенно если учесть, сколько обязательств конюшня набрала перед подписанием Договора, а также при калькуляции сумм, должных уйти на компенсации работникам. Наконец, прогресс в проектировании и улучшении шасси последних лет намекал на то, что команда двигалась в верном направлении (особенно при доработке подвески и коррекциях развесовки). Так что при досрочном и бесславном выходе из игры, аки «БМВ-Заубер», «Тойота», во всех аспектах, кроме финансового, теряла…
В свете приведенного расклада хитроумные японцы выбрали, пожалуй, единственно верный путь, следование которому объясняет и странный ход по обрыванию телефона Накадзимы, и заявления Джона Хоуэтта о том, что «Тойота» останется в элитном пуле. Как кажется, команда нацелилась на кардинальное сокращение расходов и попутную активацию национального вектора. Сокращение расходов, продвинутое ФИА, «красно-белым» только на руку: под этим предлогом они проведут сокращение и реорганизацию штата (то, чего давно требовали боссы концерна), устроят чистку рядов в среде гонщиков и возьмут под контроль траты на разработку шасси. Проще говоря, пойдут не экстенсивным, как это делали, раньше, а интенсивным путем развития. В принципе, о нем в последний год правления заикался Цутому Томита, но желание добыть первую победу в «Ф-1» заглушило голос разума. Разумеется, результаты при подобном развитии событий могут ухудшиться. Но, с другой стороны, стоит ли 300 с лишним млн евро в год пятая позиция в Кубке конструкторов с опережением идущего следом «самопального» «Уильямса» всего-то на 16 очков?
Теперь по пилотам. Крайне высока вероятность того, что в следующем сезоне боевую пару составят уже упоминавшийся Накадзима и Камуи Кобаяси. Думается, лишний раз расписывать маркетинговые выгоды линейки смысла нет – достаточно вспомнить, какие суммы готовы были выложить азиатские магнаты для возвращения в обойму Такумы Сато. Плюс в зрителях региона наверняка проснется интерес к «Тойоте»: национальные проекты «местный пилот в местной команде» всегда работали в «Формуле-1» безотказно. Если же эксперимент удастся, и достижения напарников затмят (в хорошем смысле слова) неудачные попытки закрепиться в Больших призах Юдзи Иде и Сакона Ямамото, то «красно-белые» вовсе могут стать монопольными разработчиками золотой жилы. Разумеется, надежды в этой области больше связаны с Кобаяси, который выступлениями в Евросерии «Формулы 3» и победой в азиатской версии GP2 за рулем болида «ДАМС» оставил весьма неплохое впечатление. Порой он выглядел ничуть не хуже раскрученного Ромена Грожана в составе «АРТ» и, думается, при правильном подходе к делу имеет шанс раскрыть потенциал. Накадзиме же останется «торговля лицом» и привлечение инвесторов под знакомое громкое имя.
Напоследок еще об одном принципиальном моменте, отваживающем «Тойоту» от досрочного расставания с «Ф-1». Если идея по приведению моторов к единым характеристикам получит зеленый свет, выявившаяся в нынешнем сезоне ущербность японских силовых агрегатов перестанет таковой быть. А это значит, что появится возможность на равных конкурировать с соперниками, как минимум, на новых рынках сбыта – среди конюшен, только-только принятых в элитную семью. Согласитесь, хоть какая-то, но окупаемость для избравшей новый курс «Тойоты» – уже хлеб.
Раньше этой кузней была Минарди, и где она???
Опять же из свободных нормальных пилотов к ним врятли кто-то сунется, если только бабла отвалят.
Хотя наверняка есть и другие причины, не менее важные, почему «Тойота» не хочет видеть Такуму в своих рядах.