6 мин.

Победа для деда

Сюжет

Нынешний сезон удивительный во многих отношениях. Острая борьба в квалификациях, гонках – и пять разных победителей в пяти Гран-при. После Испании во главе чемпионата находятся Себастьян Феттель и Фернандо Алонсо (по 61 очку), однако немец впереди по дополнительным показателям – приходится учитывать даже шестые и седьмые места гонщиков.

Однако еще необычнее то, что в этом году побед добиваются не только привычные лидеры – «Макларен», «Ред Булл» и «Феррари» (если говорить об общей картине за последние годы): в Китае первый успех отпраздновали в «Мерседесе», а сегодня в Барселоне Пастор Мальдонадо порадовал специально приехавшего на гонку 70-летнего сэра Фрэнка Уильямса.

Испанские чудеса начались в субботу, когда Пастор квалифицировался вторым (а через несколько часов стал первым, после исключения из протокола Льюиса Хэмилтона). В воскресенье венесуэлец стартовал чуть хуже соседа по первой линии Фернандо, но больше никого не пропустил.

Два гоночных отрезка «Уильямс» шел позади «Феррари» – чистой скорости не хватало, чтобы догнать соперника и, не убив шины, вырваться вперед, – так что реально изменить ситуацию можно было только во время второй волны остановок в боксах. Ранний (в сравнении с соперником) заезд, свежие шины и небольшая заминка Алонсо с круговым позволили Мальдонадо вырваться на первое место.

В этом году Пастор прогрессирует от этапа к этапу. В Австралии он разбил машину из-за потери концентрации, но сегодня оказался невероятно собранным, и главное, прекрасно знающим, что нужно делать, чтобы остаться впереди. В заключительной части гонки шины на «Уильямсе» были разрушены сильнее, чем на «Феррари», однако венесуэлец и его гоночный инженер внимательно следили за состоянием резины: Пастор не нагружал покрышки сверх меры в затяжном третьем повороте – в котором Алонсо не смог бы обогнать соперника без явных ошибок, – зато активно действовал в 10-м вираже, а также на выходе из последней связки, чтобы не дать возможности Фернандо воспользоваться DRS – и защитил первое место почти так же, как и в прошлом году Феттель.

Потрясающая победа!

Третьим финишировал Кими Райкконен, но, судя по настроению финна, можно догадаться, что он рассчитывал на большее. Большую часть гонки оба «Лотуса» тихо ехали на третьем и четвертом местах, постепенно отставая от «Уильямса» и «Феррари», поэтому стратеги конюшни модифицировали тактику, растянув третий отрезок так, чтобы на заключительном «стинте» шины у Кими и Ромена были значительно свежее, чем у Пастора и Фернандо. Задумка не удалась: на потрепанных шинах Райкконен потерял слишком много времени, и новый комплект позволил финну лишь сократить отставание до минимума, но не вырваться вперед.

Герои этапа

«Уильямс»

Вплоть до Гран-при Монако (а может и после гонки в Монте-Карло) все прогрессивное человечество будет задаваться вопросом: почему поехал «Уильямс»? Кто-то считает, что скорость машины связана с обновленной аэродинамикой, кто-то указывает на прогресс команды в работе с шинами… однако четкого ответа нет.

Действительно ли «Уильямс» быстр настолько, чтобы регулярно претендовать на победы, или Мальдонадо (отметим, что лишь один гонщик команды) был так хорош именно «здесь и сейчас»?

Уже нельзя точно узнать, каким был бы темп команд в условиях жары: удержались бы Пастор и Фернандо под напором Кими и Ромена? А смог бы Мальдонадо опередить Алонсо, используй испанец не три прикатанных «харда», а свеженькие комплекты? В конце концов, совершено неизвестно, как бы «Уильямс» смотрелся на фоне «Ред Булл» и «Макларена», если бы эти команды ехали в непосредственной близости от лидера Гран-при.

Но «Уильямс» выиграл квалификацию, а «Макларен» и «Ред Булл» ее проиграли, застряв где-то в середине пелотона. И пит-стопы сегодня парни из Гроува проводили вовремя (в отличие от коллектива из Энстоуна), и шины свежие на все отрезки сохранили (привет, Скудерия!).

Успех в нынешней «Формуле-1» достигается не столько за счет чистой скорости – практически все команды, как мы видим, равны, – а благодаря накоплению и использованию небольших преимуществ в течение уик-энда. В Барселоне «Уильямс» справился со своими задачами лучше конкурентов, и заслужил победу.

Огорчил лишь пожар после гонки, да надышавшиеся дымом механики «Катерхэма», «Уильямса» и «Форс-Индии». Однако огонь очищает? Может быть, именно с сегодняшнего дня мы все-таки станем свидетелями долгожданного возрождения команды Фрэнка Уильямса?

Плюс к репутации

Льюис Хэмилтон: пробился с 24-го места на 7-е с необычной тактикой двух пит-стопов. Сражался аки лев, но корректно, в борьбе с Феттелем защищался хорошо, но подвели изношенные шины, был близок к тому, чтобы обогнать Росберга, но не хватило совсем чуть-чуть.

Себастьян Феттель: несмотря на ляп с желтыми флагами и штраф, сумел порадовать своих болельщиков хорошим прорывом с девятого места на шестое, поочередно обогнав Баттона, Хэмилтона и Росберга. Ничего героического в выступлении нет, но смотрелся достаточно сильно.

Камуи Кобаяси: сильное выступление. Японец стартовал 10-м, но по ходу гонки сумел пробиться в пятерку лучших, причем на заключительном отрезке замучил Нико Росберга (который защищаясь извел резину).

Пастор Мальдонадо и Фернандо Алонсо: главного оба добились еще в субботу – заняли первый ряд стартового поля. Гонку венесуэлец и испанец провели без срывов (если не считать махания Нандо рукой Шарлю Пику), но так и не порадовали острой борьбой непосредственно на трассе.

Со знаком «минус»

Михаэль Шумахер и Бруно Сенна: в столкновении на 13-м круге стюарды нашли только одного виноватого (Шумахера), хотя на наш взгляд, ситуация не столь однозначна. Бразилец крайне неумело защищался, сначала сместившись вправо, а затем возвращаясь влево для входа в поворот – Сенна не слишком хорошо обозначил свои намерения, чем ввел Шумахера в заблуждение. Немец в свою очередь запамятовал, что имеет дело с малоопытным соперником, и слишком поздно попробовал сменить траекторию.

Шарль Пик: нервный пилотаж, разворот в начале гонки, путание в ногах у лидеров. Не лучший уик-энд француза.

Дженсон Баттон: что это вообще было?

Интересные факты уик-энда

– Пастор Мальдонадо стал первым венесуэльцем, добившимся победы в «Формуле-1», причем сделал это всего лишь в своей 24-й гонке. Кроме того, Пастор впервые лидировал в Гран-при и впервые поднялся на подиум;

Ромен Грожан установил первый в карьере быстрейший круг гонки;

– «Уильямс» одержал первую победу с Гран-при Бразилии 2004 года (то есть, подобного успеха пришлось ждать 7 лет, 6 месяцев и 19 дней), и первую с моторами «Рено» с Гран-при Люксембурга 1997 года;

– Во всех солидных статистических справочниках обладателем поул-позиции на Гран-при Испании числится Пастор Мальдонадо.