Загадки Валенсии
«Формула-1» готовится провести второй подряд этап на чем-то, похожем на симбиоз стационарной и уличной трассы – в Валенсии. Формально испанское кольцо является городским, однако ширина полотна и наличие длинных прямых приближает его к постоянно действующим трассам.
Уличный трек, который примет в ближайший уик-энд Гран-при Европы, сам по себе ставит перед командами уникальные задачи – ширина трассы позволяет атаковать смелее, чем, например, в Монако, но стены здесь не мягче, чем в Монреале, в связи с чем одна-единственная ошибка может привести к не самым приятным последствиям.
«Веселья» командам решили добавить шинники «Пирелли», которые наметили дебют средней смеси резины на предстоящую гонку. Этот компаунд жестче «суперсофта» и обеспечивает меньший уровень сцепления, чем шины, привезенные в Монте-Карло. Сцепление понадобится гонщикам не только на торможениях, которыми изобилует, например, третий сектор, но и для эффективного разгона на прямых.
Опробовать данный состав резины гонщики могли лишь на свободных заездах в Канаде. Многие отмечают, что между трассами в Монреале и Валенсии есть много общего, однако погодные условия в Северной Америке в тот уик-энд не очень способствовали сбору информации. При этом прогнозы погоды в Валенсии обещают 30 градусов жары на весь день. Это тоже сулит некоторые сложности.
Дело в том, что местная трасса используется лишь раз в году – асфальт в пятницу будет очень пыльным, что не даст пилотам возможностей атаковать в полную силу, а значит, не позволит понять пределы поведения автомобиля и помешает верно оценить уровень прижимной силы. Ведь пока асфальт будет очищаться, его температура будет сильно расти, а с полным баком расход шин будет еще выше.
Кроме того, в Валенсии очень важны аэродинамические настройки машин – повороты требуют высокого уровня сцепления, тогда как на прямых необходимо меньшее сопротивление воздуха. Но, как мы уже говорили, «Пирелли» привезет более жесткие шины, чем в Монако.
Все это вместе взятое может подтолкнуть команды к риску. В предыдущих гонках в Валенсии обгонов было не так много, однако две зоны, отведенные для использования DRS в воскресенье, увеличивают шансы на проведение успешной атаки. Исходя из практики предыдущих Гран-при, команды начали придавать квалификации несколько меньшее значение, но до начала гонки никто не в состоянии гарантировать сумасшедшего количества обгонов.
И, конечно, еще одна немаловажная интрига – ФИА, начиная с Гран-при Европы, запретила использование разных настроек двигателя в квалификации и гонке. По слухам, больше всех этими регулировками «игрались» в «Ред Булл». Эта версия может прояснить причины доминирования «быков» в квалификации, но может оказаться лишь одной из этих причин, притом, не самой главной.
В любом случае, имя обладателя поул-позиции в Валенсии будет известно только в субботу, но шансы гонщиков «Макларен» зацепиться за пилотов «Ред Булл» в квалификации стали чуть выше. При этом некоторые специалисты отмечают, что темп в гонке у представителей британской команды чуть ли не выше, чем у подопечных Кристиана Хорнера, однако в ближайший уик-энд этот вопрос встанет заново.
Более эффективная аэродинамика «Ред Булл» RB7 позволяет Феттелю и Уэбберу лучше проходить скоростные повороты. В Валенсии их не так много, но совокупность разных виражей и прямых может дать лидерам чемпионата возможность избрать аэродинамические настройки с меньшей прижимной силой – они не будут проигрывать «Макларену» на медленных частях трассы, но благодаря меньшему сопротивлению воздуха получат преимущество на прямых.
С другой стороны, рискнуть агрессивными регулировками антикрыльев могут и в «Макларене», но тогда Хэмилтон и Баттон могут столкнуться с другими проблемами. Во-первых, речь идет о шинах, предел которых пока толком не знает никто, в связи с чем совсем небольшое опоздание с торможением приведет гонщика прямиком в стену. Во-вторых, могут возникнуть неприятности с тормозной системой – на нее в Валенсии оказывается значительная нагрузка, а за экстренными торможениями последует износ данного узла, что может негативно сказаться в концовке гонки – критично важной части заезда, исходя из последних опытов в Барселоне, Монако и Монреале.
Ну а самой главной опасностью малой аэродинамической прижимной силы может стать пробуксовка. Мы уже отмечали важность разгона на прямых и необходимость снижения сопротивления воздуха, однако нехватка сцепления может серьезно снизить показатели машины в гонке. В Монако «Пирелли» привезли «суперсофт» именно для того, чтобы не допустить пробуксовок на выходах из медленных поворотов.
Как команды справятся с Гран-при Европы – на этот раз станет ясно лишь в воскресенье, но интересно отметить, что стабильно хорошо на этой трассе выступал Льюис Хэмилтон – каждый раз англичанин стартовал из первой тройки, а на финише был неизменно вторым. Вряд ли Льюиса устроит второе место на этот раз, а запас невезения должен был подойти к концу еще в Канаде.
Но и Себастьян Феттель не понаслышке знаком с местным шампанским, ведь в прошлом году немец с поула выиграл гонку. А вот для Дженсона Баттона выступления здесь складываются сложнее – он ни разу не квалифицировался в Валенсии на первой или второй линии стартового поля, даже в 2009 году, когда «Браун» обладал доминирующей машиной. Но на этот раз Баттон, славящийся умением контролировать расход шин, а также находящийся на волне победного импульса, привезенного из Канады, может улучшить свою статистику.
Большое значение также будет иметь скорость машин «Феррари». В квалификации в Канаде машины «Скудерии» были ближе к «Ред Булл», чем «Макларен», но у автомобилей, построенных в Маранелло, в этом году наблюдались значительные проблемы с прогревом жестких шин. Речь, конечно, шла о составах «хард», но если пилотам на красных болидах удастся вновь оказаться близко к лидерам, значит, фундаментальные проблемы команды решены. А если нет – значит, Гран-при Канады был разовой вспышкой.
Вкупе со всеми запретами на диффы и калибровки моторов, двойной ДРС должно быть не так скучно, как в предыдущие годы..