7 мин.

Казахстанский боец с именем воительницы: вышла замуж вместо UFC, ждет дебюта в Америке, а еще служит в ЦСКА

Интервью Замзагул Файзоллановой.

Замзагул «Бопай» Файзолланова из-за проблем с американской визой не смогла дебютировать в американской лиге PFL в августе, но надеется сделать это позже. У нее за плечами рекорд 6:1, победа над бойцом UFC, успешная карьера в российском промоушене и теперь двое детей.

Об этом и не только Замзагул рассказала Даурену Торгайбаеву в интервью для Sports.ru Казахстан.

«Предложение от UFC. Контракт с PFL»

– Как возник вариант с PFL? Не было ли переживания по поводу Америки, с учетом трехлетнего простоя?

– Еще 2018 году поступило предложение от UFC для участия в шоу претендентов в весовой категории до 66 кг. Приглашение было озвучено менеджером Саятом Абдрахмановым. Тогда мы не успели с визой, а затем я вышла замуж. В феврале 2021 года Саят написал, что есть реальная возможность подписать контракт с UFC. Я переправила его к своему тренеру Алмату Тажибаеву. Они обсудили  варианты сотрудничества, и я подписала контракт с Абдрахмановым, который и приступил к переговорам. А мы в свою очередь с марта возобновили тренировочный процесс. 14 июля мы подписали контракт с PFL.  Кроме промежуточных боев я должна принять участие на гран-при 2022 года в весовой категории до 70 кг.

– Что сейчас? Из-за проблем с документами бой перенесен. Известна ли новая дата и соперница готова ли ждать?

– На этот раз петицию на рабочую визу в американское консульство подавала американская сторона – PFL. В связи со сжатостью сроков рассмотрения документов, Саят буквально вчера решил перенести бой. И ведет переговоры по назначению новой даты.

– Удалось изучить бразильянку Мариану Мораис?

– Конечно. Мы с командой изучили все ее бои – технику нанесения ударов и ее возможности в партере. Мы понимаем, что она является очень серьезным соперником, прошедшим 17 боев, из которых 3 боя в PFL. Я считаю, что мы хорошо подготовились под нее, и я имела все шансы на победу.

«Тигрица, защищающая своих тигрят»

– Вместо PFL вы выступите теперь в Alash Pride. Нет ли боязни получить ненужную травму? И что думаете о своей сопернице по турниру в Алматы?

– Мы согласовали этот вопрос с менеджером, и считаю, что этот бой мне необходим. Я не подбирала соперника на турнир. Кого мне дали в Alash Pride, с той и буду драться. По информации, которую мы получили – соперница является мастером дзюдо, чемпионкой Азии. Кроме того, представительница Узбекистана имеет регалии по боксу.  Она выше меня по росту. 

Я думаю, что она готовилась под меня, скорее всего попробует блокировать мою борьбу, тем и интересней будет бой. Я всегда с уважением отношусь к своим соперникам.

– Вернемся к трехлетнему простою, как он прошел, удалось ли вернуть былую форму после рождения детей?

– Я вышла замуж, родила двух батыров. Конечно, это повлияло на мое мировоззрение. Как сказал мой тренер Алмат Тажибаев: «Теперь ты похожа на тигрицу, защищающую своих тигрят». А если серьезно, в период простоя я не переставала следить за событиями в мире ММА. Постоянно анализировала бои, отмечала общий прогресс женского ММА. И все время думала о возвращении. Думаю, что я вернула форму, и есть потенциал для дальнейшего роста. 

«Реванш с Лианой Джоджуа в UFC»

– Одним из самых ярких боев была схватка с Лианой Джоджуа. И Вы, и Лиана в интервью говорили о реванше. Спустя пять лет есть ли в этом смысл? 

– Я всегда готова доказать ей, что я сильнее. Считаю, что Лиана такого же мнения. Считаю, что смысл в реванше есть, есть определенная недосказанность.

– Кстати, Лиана сейчас в UFC, нет ли желания добраться до нее там?

– Думаю, такая возможность предоставится. UFC, учитывая нашу историю противостояния, будет интересен этот бой, и они дадут нам возможность встретится в клетке.

«Издревле воительницы почитались в тюркских кочевьях»

– Какие задачи сейчас в ММА Вы видите и ставите перед собой?

– Мы ставим реалистичные задачи и будем идти к ним поэтапно. Первый этап мы прошли и подписали контракт с мировым топовым промоушеном, которым однозначно является PFL. Второй этап — это постоянная работа над собой, упорство, чтобы закрепиться в промоушене. А в дальнейшем, конечно, стремиться наверх в топ.

– У вас интересное прозвище «Бопай». Почему именно «Бопай»?

– Это имя великой воительницы, сестры последнего хана казахов Кенесары. Предложил этот псевдоним мой тренер – Алмат агай. Он сказал ее казахи начали забывать, а мы поможем вспомнить, и что я по характеру и внешне очень похожа на нее. Я с гордостью ношу это имя. Это наша история, история нашего народа.

– У нас в стране есть мнение, что женщины не должна участвовать в соревнованиях по ММА. Как Вы на это реагируете?

– Казахстан — страна с преобладанием мусульманской веры. Но мы – светская страна. Я воспитывалась в строгой семье, мой отец сам в прошлом дзюдоист. Он во мне воспитывал целеустремленного человека. И всегда поддерживает меня в моих начинаниях. Я считаю, что традиции казахов, не запрещали воительницам выступать против врага наравне с мужчинами. Геродот в своих трудах писал, что женщины саки не могли выйти замуж за джигита пока не победят в схватке троих мужчин. Издревле воительницы почитались в тюркских кочевьях.

– Помимо спорта вы служите в ВС РК. Не мешает одно другому?

– Да я служу в ЦСКА и являюсь капитаном вооруженных сил. Для каждого спортсмена ЦСКА важны показатели в спорте, это ведь военно-спортивное воспитание, воспитание патриотизма. На выступления я выхожу с пониманием, что за меня болеют мои сослуживцы, и моя страна.

«ММА настолько прогрессировал, что одной базой невозможно успешно драться»

– По базе вы дзюдоист, часто получаются броски, которые позволяют соперниц переводить в партер. Есть мнение в ММА, что ударников легче научить бороться, чем борцов бить. 

– Все зависит от бойца. Конечно, сейчас ММА настолько прогрессировал, что одной базой невозможно успешно драться. Необходимо быть разносторонним, и использовать в комплексе возможности основных видов единоборств.

– Вы продолжите делать ставку на борьбу?

– Конечно, я буду бороться – это моя база. Но, тем не менее, я очень много работаю над ударной техникой. И даже если в моих боях будет преобладать борьба, но в стойке мне также придется работать. Я усердно работаю, чтобы быть успешной и в партере, и в стойке.

– Сейчас женский ММА получил новый виток развития, появляются новые спортсменки, Мария Агапова в UFC, стали проводиться бои среди девушек в NFC. С чем вы связываете подобный рост интереса и кого считаете лучшей девушкой бойцом в Казахстане?

– Я уважаю каждую из наших девушек-бойцов. Слежу за их карьерой. Агапова уже в UFC, хочу отметить прогресс Соры Рахмоновой. Считаю, что еще не время кого-то отмечать. Они все лучшие и все герои. Пусть все достигнут своей цели и все будут лучшими в своем деле.

Казахстанский боец резко оборвал карьеру и пропал на четыре года. Сейчас он возвращается: бодро ворвался в азиатскую лигу и снова готов побеждать

Казахстан впервые без олимпийского золота в боксе. Судейский заговор или ошибки тренеров? Отвечают Сарсекбаев, Артаев и Сапиев