«Лейпциг» – «Байер»: подробный разбор
Выезд «фармацевтов» в музыкальную столицу Германии казался прекрасной проверкой чемпионских волеизъявлений банды Алонсо. В едва начавшемся 2024-ом схожих по статусу встреч-маркеров у «Байера» намечено всего три: с «быками» в январе, с «Баварией» в феврале и со «Штутгартом» в апреле. По результатам таких вот лакмусовых поединков с прямыми (или уже не очень) конкурентами, как правило, оценивают подлинность притязаний на титул.
Впрочем, начали леверкузенцы вчерашний матч отнюдь не по-чемпионски. Сложно сказать, что лежало в основе блеклости «Байера» в стартовые полчаса, так как помимо зависящей сугубо от соперника игровой агрессии, такую инертность вряд ли объяснишь. Вероятно, имел место хитрый замысел Алонсо, сознательно решившего отдать мяч хозяевам (подобный сценарий испанский коуч уже трижды проворачивал по ходу сезона), но потом что-то пошло не так, ведь даже после эпизода с голом Симонса, в котором из обороны гостей «быки» сделали полчище скоморохов, «Байер» не только не воспрял, но и отдал больше пространства справа.
Слева каждый квадратный метр выгрызал фактурный Раум, а в подыгрыше своевременно участвовали Ольмо и Шлагер, мощно перегрузившие полуфланг на подступах к штрафной и в ней самой. Испанец так и вовсе на 29-ой смимикрировал под Альфонсо Дейвиса, практически повторив полулегендарный слалом канадца из матча с «Барселоной» (2:8). Правая бровка пустовала, но в полуфланговом коридоре со временем стал появляться Симакан. Тем не менее, крен налево был очевиден, а во втором тайме и вовсе закрепился в качестве единственного игрового нарратива: «Лейпцигу» попросту не давали продохнуть справа. Отсюда почти половина атак через левый край.
Как видно из инфографики, «Байер» тоже непривычно много для себя задействовал фланги, проведя совокупно менее четверти атак через центр. Но почему? Дело в том, что активное использование «быками» флангов в высокой позиции вынудило «фармацевтов» обороняться а) средним, а то и низким блоком б) делать это в центральном коридоре даже у своей штрафной. Следовательно, при перехвате мяча архитектура билд-апа строилась от имеющегося пространства, а оно было лишь по центру. Столь стеснённые условия вынуждали леверкузенцев эпизодически играть не в свой футбол. Например, в первом тайме гости были ужасны в переходной фазе между первой и второй третями. Тут у них абсолютно ничего не клеилось, особенно при игре без мяча. «Лейпциг» несколько раз ловил Джонатана Та и компанию на контратаках, закидывая им за шиворот передачи на Опенда и Симонса. Первый, к слову, был главным адресатом лонгболов, а ещё против него опасно играли в штрафной, но искомого Лои не добился – пенальти Маттиас Йолленбек так и не назначил.
Подопечные Марко Розе комбинировали контроль через фланги со своим смертоносным оружием – контратаками. Характерно, что наставник «быков» не стал изобретать специфического способа разрешения главной дилеммы: закрыть одновременно Гримальдо и Вирца. Ранее я пытался предугадать действия тренера, наивно полагая, что он либо прицепит к Флориану персонального опекуна, либо начнёт игру с тройкой ЦЗ, сильно изменив себе, либо задействует 4-3-3 билд-ап, чтобы растянуть фланги, нивелируя Гримальдо. Из всего перечисленного Розе испробовал лишь схему 4-3-3, да и то во втором тайме, однако как только гости заходили на чужую половину поля, «Лейпциг» активно насыщал центр с полуфлангами, не позволяя Гримальдо и Вирцу играть узко. Нужно ли говорить, что для испанского латераля это вообще не проблема? Он просто стал чаще отклеиваться от основной массы игроков, чувствую себя комфортно на профильной бровке. Вот характерный эпизод под занавес первого тайма.
Видно, что абсолютно все десять полевых у хозяев находятся в первой трети, да к тому же грамотно разбирают леверкузенцев по персоналиям и зонам. Кстати, Вирца опекает лично Симонс (даже видно, как он старается сопровождать его взглядом). А вот про Алекса все забыли, причём во втором тайме ситуация для бровочника только улучшилась.
Лучше всего попустительство Розе в отношении опеки двух плеймейкеров «Байера» характеризует итоговая карта передач с продвижением игры.
Обратите внимание – и Гримальдо, и даже Вирц просто смещались во фланг. Флориан же в качестве альтернативного коридора для атаки использовал правый полуфланг. Умно. Для большей наглядности прикрепляю карту EPV-действий Вирца – она здесь самая показательная.
Удивительно, но наибольшую полезность 20-летний немец продемонстрировал на левом фланге – в ни разу не профильной для него зоне.
А вот ожидаемая польза от владения Гримальдо.
Во-первых, отмечаем выходящие за рамки человеческого восприятия цифры Алекса на корнерах – сумасшедшие 0.797 и 0.748. Общий EPV, не имеющий аналогов в этом сезоне, составил 1.674. Для сравнения посмотрите на топовые показатели этого сезона.
Во-вторых, принимая в расчет то, что эти цифры формируются не за счёт лайв-болов, а сугубо (или преимущественно) угловых, смотрим, где у испанца лучшие оценки по игровым зонам. Правильно: снова не на излюбленном полуфланге, а на бровке и в центре перед чужой штрафной.
Впрочем, Гримальдо не был заметен в первом тайме, а во втором он, равно как и его партнёры, обрели уверенность благодаря… самим хозяевам. Всё началось с нелогичного первого гола. Мяч Нейтана Тела – апофеоз сумбура и дереализации у «Лейпцига». Во время прострела к мячу не успел ни Клостреманн, ни Раум, ни, что самое ужасное, Бласвих. Янис, до этого момента проводивший прекрасный матч, ошибся на выходе не только здесь, но и в случае со вторым голом гостей. Конечно, можно апеллировать к арбитру: опасная, мол, игра. Но справедливости ради, Вирцу с его габаритами довольно сложно удержать кипера «быков», а тем более столкнуть его, поэтому Янис виноват сам.
В итоге «фармацевты» совсем осмелели, всем составом перейдя в финальную треть. Чего стоит дриблинг центрального защитника Та в чужой штрафной! Но с игры у парней Алонсо получилось забить лишь самый первый и по иронии наиболее абсурдный мяч, третий же влетел в ворота после очередного фокуса кудесника Гримальдо. Как итог, «Лейпциг» пропускает два прямых мяча с углового за игру. Вспомните, когда такое было последний раз?
В завершение стоит поговорить о ключевых цифрах. Field Tilt: 34.3% - 65.7% – это, безусловно, прямое унижение футбола Марко Розе. «Байер» настолько освоился в чужой штрафной, что двукратно превзошёл хозяев по действиям в финальной трети. Если вспомнить первые полчаса, подобное кажется сюром.
Вирц явно не солировал, но даже сугубо визуально оставил приятное впечатление по дриблингу и Progressive Carries. Цифры подтверждают: Флориан совершил 22 передачи в финальной трети, 6 с продвижением; трижды перехватывал мяч и трижды бил сам. Для примы, разумеется, маловато, но его неброская роль внесла неоценимый вклад в аннигиляцию «быков» при обороне. Опорники, как и защитники, проигрывали в тет-а-тет дуэлях с Вирцом.
Гримальдо просто невероятен. К уже упомянутым EPV-показателям прибавьте 86% точности паса, 20 передач в финальной трети, 8 с продвижением, 5 под удар и сразу 2 голевые! Совокупно Алекс набрал 0.66 xThreat (0.41 со стандартов).
Что касается главной надежды хозяев в лице Хави Симонса, ему не так много позволялось, как могло показаться. Да, он исполнил акробатический этюд на 7-ой минуте, а кроме того разогнал голевую атаку «Лейпцига», но в сухом остатке мы видим лишь 30 попыток сделать передачу за игру, из которых только 22 достигли адресата (всего 8 в финальной трети). Вкупе с 0.1 очков по xThreat – не так, чтобы убедительно.
Следующая проверка боем для «Байера» – ключевая. Через три недели к ним пожалует Рекордмайстер, после игры с которым расклады в борьбе за салатницу могут повернуться на 180°. Одно можно сказать точно: после победы над «Лейпцигом» и поражения «Штутгарта» в Бохуме, пара гегемонов оформилась окончательно. Квартета и даже триумвирата лидеров мы не увидим до конца сезона. Теперь уж точно.
Дорогие читатели, напоминаю, что на «Спортсе» появились донаты. Если вы захотите поддержать блог или канал, то вы можете сделать это в комментарии.