6 мин.

Фанаты ЦСКА правы: в FAN ID нет ничего хорошего

На дерби с «Динамо» фанаты ЦСКА провели акцию - снова протестовали против FAN ID (система должна заработать с 1 июля). Почти все болельщики московских клубов этой осенью уделяли время, чтобы выразить однозначное и единодушное мнение по этому вопросу. Но ЦСКА отличается особой упёртостью.

Помимо небольших плакатов с перечеркнутыми надписями «FAN ID» «армейцы» выкатили ещё и большой баннер с надписью: «6 млрд рублей – внедрение Fan ID или годовая пенсия для 35714 человек, 4 новых роддома, 7 новых школ, 1 современная онкобольница или 31 новый детский сад»

Это почему-то страшно огорчило людей в РПЛ.

- Конечно, такое нельзя допускать, - сказал директор по безопасности и работе с болельщиками РПЛ Александр Мейтин.

Вот любопытно - что именно нельзя допускать? Какую толику экстремизма обнаружили в этой акции? Или нельзя допускать потому, что звучит неприятно?

Но какая в конце концов разница: нашим чиновникам никогда не мешали абсурдные мотивировки. Правда, в этот раз они превзошли самих себя. Оказалось, авторов баннера уже ищет полиция.

Когда появилась информация, фанаты ЦСКА ответили. И сделали это красиво. За отечественных болельщиков так гордо не было уже давно (а, может, и никогда):

«Уважаемые полицейские, вам не надо никого искать, просто напишите нам. Это представители нашей инициативы вывесили баннер, и мы готовы прийти в полицейский участок по первому требованию. Берем на себя всю ответственность за каждое написанное слово на нем.

Вообще, вся эта история с Fan ID – одна из самых позорных страниц в истории российского футбола. Когда люди, принимающие решения, открыто и демонстративно плюнули в лицо футбольному сообществу. Просто поставили перед фактом, никого не спросив – ни клубы, ни болельщиков, ни фанатов.

На всех совещаниях, круглых столах и редких дискуссиях, представители РФС клятвенно обещали, что закон будет принят только после «широкого обсуждения с футбольной общественностью». Но никаких обсуждений не было, так как любые их аргументы элементарно уничтожались.

Не было ни одного публичного обсуждения закона, который коренным образом меняет устройство российского футбола. И если стадионы станут полупустыми, как в Турции и Италии, о никто не возьмет на себя ответственность и не подаст в отставку, потому что в стране нет института репутации.

И так как стране нет спортивной журналистики, то и в СМИ полная тишина или редкие статьи одобрения, пахнущие «заказухой». Все просто тихо сидят, чтобы не перейти дорогу людям, которые могут мигом лишить их работы. Поэтому и имеем то, что имеем. Вернее, снова имеют нас»

Пока ситуация развития не получила. По крайней мере, никаких новостей про полицию и фанатов в сети не мелькало.

Так что самое время поговорить о FAN ID. Объяснить, почему болельщики ЦСКА правы.

Хоть мы все понимаем, что это всё равно уже ничего не изменит. Потому что сам президент сказал:

- Это возможно и целесообразно. Будем делать.

После этого надежд не осталось.

Почему FAN ID не нужен

Система, по которой у каждого из болельщиков был удостоверяющий личность документ, без которого невозможно купить билет и попасть на стадион, прекрасно подошла Чемпионату мира. Во-первых, было гораздо легче отслеживать уйму людей. По нынешним временам не стоит пояснять, почему приходится относиться к этому так щепетильно. Во-вторых, упрощалось посещение страны. Иностранным гостям не нужна была виза.

Но, как понимаете, ни массовый поток туристов, охочих до матча «Уфа» - «Ахмат», ни бесконечные армии фанатов, заполонивших города России, нашему футболу больше не грозят.

В будничных реалиях FAN ID сделает только хуже.

Мы уже долго боремся за то, чтобы футбол перестали считать кастовым (если конкретнее: откровенно маргинальным) развлечением. Но до сих пор бытует стереотип, будто стадионы это место, куда страшно сходить на выходных, тем более с семьёй: потому что сумасшедшие фанаты, мат, пиротехника, драки и насилие, а при всех этих условиях надо ещё умудряться и получать удовольствие от техники (тройной тулуп Алан Гатагов больше не показывает) наших игроков.

Кое-что из этого есть. Но всё это давно настолько безобидных масштабов (по сравнению с концом нулевых, например), что всерьёз испортить досуг могут лишь непечатные заряды. Фанаты выбрали путь добровольной сегрегации и живут своей агрессивной жизнью в лесах и на полях – и уже давно не устраивают крупных беспорядков в общественных местах (вроде того, что случилось на улице 1905 года).

И вот мы вроде бы сражаемся за некий элемент болельщиков, для которых игра не будет тем сумасшедшим влечением, каким она является для фанатов. Миролюбивых гостей стадиона, идущих на центральные сектора, чтобы приятно провести вечер. Именно ради них все размышления об улучшении обслуживания и бесконечные разговоры Прядкина про «сосиски и пиво».

Фанатам (разве что кроме пива) все эти улучшения даром не нужны. Им хватает трибун за воротами, возможностью петь и жечь.

И теперь на государственном уровне принимается решение о том, что теперь, чтобы пойти на футбол, нужен отдельный документ, на который придётся тратить время. Ставится огромное дополнительное препятствие между более нейтральной футбольной публикой и посещением матчей РПЛ.

Просто представьте, какой процент «случайных» посетителей стадионов мы исключаем. Это же реально дикое решение, превращающее футбол в ещё более кастовое увлечение. Хотите в кои-то веки захватить с собой подругу, которая не особо любит футбол, но сегодня в хорошем настроении? Или, например, наконец-то выбраться с отцом, не смотревшим футбол вживую со времён Романцева?

Извините, у нас FAN ID.

Лишний посредник

Самое неприятное, всё выглядит так, словно работать с этими документами будет не футбольное руководство, а силовые структуры. И тогда ситуация неприятнее вдвойне.У нашего государства немного другие интересы, чем у футбольных клубов, поэтому тяжело сказать, насколько адекватно будет работать система. Вдруг произойдёт, как это было на Чемпионатах мира? Тогда отказ получали те, у кого есть тюремное прошлое, например, или просто фанаты, участвовавшие в громких околофутбольных историях (рубились на Евро-16, например).

Но в театре не просят предоставить справку о несудимости. Так почему спрашивают на футболе?

Раньше на матчах нашей лиги рулила полиция. И когда их заменили стюардами, стало намного круче: общение внутри стадиона стало на порядок человечнее, непринуждённее и спокойнее. Теперь силовики вновь возвращаются на футбол, правда, в другой форме.

Есть подозрение, ничего хорошего из этого не выйдет.

А будет хоть что-нибудь позитивное?

По факту ничего нового система FAN ID не позволит. Запрещать болельщикам посещать или не посещать стадион? С этим вполне по силам справиться Гинеру, Федуну и Медведеву (при желании это контролировать). Фиксировать нарушения на трибунах? На каждом из наших стадионов, что принадлежат топ-клубам (именно у них самые активные фанаты), прекрасные системы видеонаблюдения.

Банить нарушителей будет легче, это правда. Но разве стоит одного этого всей возни?

Не говоря уже о потраченных деньгах. 6 млрд рублей! Впрочем, в этом плане власть удивлять не заставляет. 60 млрд у нас готовы отдать на создание собственного тепличного интернета, в котором нашим блюстителям политической нравственности будет легче полоть сорняки. Насчёт официальной мотивировки в данном случае ещё хуже - она вообще абсурдная, если примерно понимать, как устроена мировая сеть.

Обидно, ведь улучшить безопасность на стадионах можно было бы не столь затратными методами. И сделать поход на футбол действительно привлекательнее.

Но очевидно, что речь здесь не только о футболе. Система FAN ID прекрасное дополнительное средство контроля. В интересах государства это очень привлекательное решение.

Только вот если говорить об интересах российского футбола, это дополнительный способ задвинуть его ещё глубже, чем он есть.

Rusfootball.info