Звездная болезнь: Ману Чао
Он называет этого человека Великим Артистом, сравнивая его жизнь с самым страстным танцем в мире и полными непредсказуемых поворотов пьесами Шекспира. Именно этот человек является для него олицетворением футбола — и вчера, и сегодня, и на многие десятилетия вперед. Ему он посвящает свои песни и признается в любви. Наш сегодняшний герой — Ману Чао, который не скрывает, что, подобно миллионам людей на Планете Земля, не смог устоять перед обаянием Великого Диего Армандо Марадоны.
Хосе-Мануэль Томас Артур Чао, более известный, как Ману Чао — французский музыкант, в прошлом — вокалист и лидер группы Mano Negra. Основанный в конце 80-х выходцами из Испании, коллектив стал одним из основоположников латино-рока. Тексты о бедности и угнетении, приправленные смесью фольклорных мелодий с панк-роковым ритмом, покорили сначала Европу, а затем и Латинскую Америку, где Mano Negra стали по-настоящему культовой группой. После распада коллектива в середине 90х, Ману Чао выступает, как сольный артист. Его дискография насчитывает 5 альбомов и почти все они разошлись миллионными тиражами.
Что должен чувствовать человек, когда судьба преподносит ему шикарный подарок — не только в виде знакомства с кумиром, но и возможности стать пусть маленькой, но частью его жизни? При этом и сам герой сегодняшнего повествования — личность весьма известная, обладающая и собственной немалой армией поклонников. Да и в годах с кумиром они практически равны — их разделяют всего несколько месяцев. Так что о наивной детской восторженности речь не идет. Восхищение вполне осознанное, взвешенное и лишь крепнущее с годами.
Ману: «Я узнал о Марадоне тогда же, когда и весь остальной мир — летом 86-го, когда аргентинцы взяли Кубок. И точно так же, как и весь мир, переживал историю с «Рукой Бога». Но у меня никогда не было однозначного мнения на этот счет. Ведь что бы там ни говорили, как бы не демонизировали Диего — он всего лишь человек, такой же, как вы или я. Он может ошибаться, может совершать необдуманные поступки. Всю его жизнь на него оказывается такое колоссальное давление, что вообще непонятно, как он с этим справляется. С одной стороны, он купается в обожании и любви, с другой — его буквально накрывают волны ненависти. И когда ты пытаешься поставить себя на его место, первое, о чем думаешь — как же непросто, наверное, быть Марадоной. Затем приходит вторая мысль — а как бы ты сам поступил на его месте? Был бы ты лучше или хуже? И на эти вопросы ответить нелегко».
Свои размышления Ману Чао отразил в песне «Жизнь — это лотерея», которая вошла в звуковую дорожку документального фильма о Марадоне, снятого Эмиром Кустурицей. Однако это был не первый подобный опыт для нашего героя. Еще в начале 90-х, будучи лидером коллектива Mano Negra, он отправился в Неаполь, где провел лучшие годы своей карьеры Марадона.
Ману: «Когда я впервые приехал в Неаполь, то был буквально ошарашен. Нужно обязательно побывать там самому, чтобы понять, насколько прочна та нить, что связывает этот город и Марадону. Диего словно сросся, сроднился с этой землей — с городом, клубом, людьми. В какой бы бар ты не зашел — обязательно увидишь за стойкой два портрета — Девы Марии и Марадоны. Он не просто лучший игрок в истории «Наполи», он — символ этого города. Символ реванша Южной Италии над Италией Северной. Южане, всегда более бедные, всегда высмеиваемые надменными и богатыми северянами, обрели своего посла, который сумел доказать всему миру, что и они тоже чего-то стоят. Да и просто — сумел подарить людям праздник, эмоции и ощущения, которых они никогда ранее не испытывали».
Именно в Неаполе записывался последний альбом группы Mano Negra «Casa Babylon», в трек-лист которого вошла песня «Santa Maradona», посвященная аргентинскому футболисту. Видео можно посмотреть по ссылке, а здесь - один из моих любимых треков, Senor Matanza
В 1995 году коллектив Mano Negra прекратил свое существование. Ману Чао начал сольную карьеру, которая, неожиданно для многих, да и для него самого, принесла музыканту и коммерческий успех. Уже первый его альбом «Clandestino» разошелся тиражом в пять миллионов копий и принес автору «Викторию», одну из самых престижных музыкальных наград Франции. Три года спустя, в 2001-м, был издан второй альбом «Próxima Estación: Esperanza», который упрочил положение артиста, как одного из лидеров альтернативной музыки. 17 треков, записанных на шести языках стали своеобразной иллюстрацией к бурной жизни Ману Чао, известного не только своей музыкой, но и активной политической деятельностью. Для стран Латинской Америки Ману Чао — культовая фигура, точно так же, как и Марадона. Журналисты часто проводят параллели между ними, да и сам музыкант как-то сравнил жизнь легенды мирового футбола с жизнью артиста.
Ману: «Жизнь Марадоны - как жизнь артиста. Она напоминает мне пьесы Шекспира, с их непредсказуемыми сюжетными поворотами. В этот сюжет органично вплетена и «Рука Бога, и тот знаменитый полуфинал чемпионата мира-90 в Неаполе, на родном для Диего стадионе, когда забитый им пенальти оставил Италию за бортом турнира. Разве это не похоже на театральную постановку? Не каждому голливудскому сценаристу под силу создать что-либо подобное. А еще я сравнил бы жизнь Марадоны с танго — в ней столько же страсти и эмоций».
Когда несколько лет назад Ману Чао позвонил Эмир Кустурица и предложил встретиться, музыкант был уверен, что речь пойдет о новом фильме, который собирался снимать сербский кинорежиссер. Слухи о том, что это будет фильм, посвященный Марадоне, ходили давно, и кому как не Ману Чао было делать музыкальное оформление картины? Однако в тот вечер разговор о фильме так и не зашел. Лишь через год Кустурица вновь позвонил нашему герою и предложил поработать вместе.
Ману: «Это предложение я воспринял с энтузиазмом, поскольку являюсь большим поклонником таланта обоих — и Эмира, и Диего. Я очень хотел с ними работать и просто не мог не ухватиться за эту возможность».
Музыкант вновь, спустя десятилетие, отправился в Неаполь, где, похоже, ничего не изменилось — все те же портреты Марадоны и все те восторженные речи о нем. Когда таксист, который вез Ману Чао в отель, узнал, зачем в их город прибыл известный музыкант, он воскликнул: «Как, ты будешь встречаться с самим Марадоной? И у тебя не трясутся поджилки при мысли о встрече с Богом?». Ману Чао ответил ему, что для него это все-таки вещи разного порядка.
Ману: «Я обожаю Диего и восхищаюсь им. Выбраться из того гетто, где прошло его детство и оказаться на самой вершине, упасть с нее и снова подняться — для этого нужно обладать совершенно особым характером. Он невероятно сильная личность, очень умный и интересный собеседник. А самое главное - он человек с большим сердцем. Но — всего лишь человек. Такой же, как вы и я. А песня. которую я написал для фильма — она ведь со множеством смыслов. Всегда легко критиковать других, а вы попробуйте поставить себя на их место. Но прежде всего, это песня- посвящение. Ода великому человеку, посвятившему свою жизнь борьбе».
В качестве бонуса: Ману и Лилиан Тюрам в Барселоне, несколько лет назад они делали перекрестное интервью для одного из французских изданий (среди команд, за которые он болеет, Ману называет «Атлетик», «Депортиво», «Барсу» и «Олимпик»)
Так держать!
PS При прочтении всем советую слушать
http://www.manuchao.net/fr/manuchao/la-radiolina/
Для полноты восприятия
Спасибо, Элла.
Каждый раз, когда слушаю его музыку, смотрю клипы, читаю интервью (тем более про Диего) становится так хорошо и светло. По-моему, он самый классный музыкант и вообще))
Спасибо, Элла! ))
Esa la Rumba de Barcelona
В последнее время эта песня напрочь засела в голове))) вместе с Me llaman calle ну и, естественно, «томболой».
http://www.youtube.com/watch?v=DHzH3eiaNno&feature видео к одиннадцатой фотке.
за «Мано Чао» отдельное спасибо вам, Элла !
Элла, спасибо!!!
Спасибо!