Олимпийская велодорога в Крылатском на грани исчезновения. Идут суды, на землю претендует фирма Абрамовича – хотят построить гаражи
Олимпиада-80 в Москве запомнилась победой советских спортсменов, бойкотом западных стран, безупречной организацией и, конечно, новыми спортивными аренами.
Спустя 40 лет один из знаковых объектов под угрозой исчезновения: уникальную велотрассу в Крылатском, возможно, сменит гаражный комплекс, строительством которого займется фирма, подконтрольная Роману Абрамовичу.
Чтобы разобраться в ситуации, Sports.ru связался с трехкратным олимпийским чемпионом, главой Федерации велоспорта России (ФВСР) Вячеславом Екимовым, вице-президентом Европейского велосипедного союза (UEC) Александром Гусятниковым, организацией «Лата Трэк», которой пока что принадлежит трасса, и другими заинтересованными лицами.
У трассы и раньше возникали проблемы с землей: судились против Лужкова, но выиграли
Велотрасса в Крылатском появилась в 1979-м, ее проектировали специально под Олимпиаду; после там проводили чемпионат Европы, молодежный чемпионат мира, этапы ежегодной многодневки «Пять колец Москвы», чемпионаты России и другие гонки, а еще это популярное место тренировок профессионалов и любителей.
Других трасс в России нет. Наши гонщики и так вынуждены тренироваться за рубежом, а последняя трасса, которая отвечает техническим требованиям Международного союза велосипедистов (UCI), – сейчас под угрозой исчезновения. Ее может постигнуть та же участь, как и других объектов московской Олимпиады – Стадиона юных пионеров (СЮП), стрельбища в Мытищах и малой спортивной арены «Динамо».
Протяженность крылатской дороги – 13,5 км, благодаря уникальному рельефу холмов трасса получилась сложной и живописной. На Играх-80 там разыгрывали медали в групповой гонке – победил советский гонщик Сергей Сухорученков.
Сейчас, помимо традиционных «Пяти колец Москвы», в Крылатском проходит Мемориал Бернацкого, чемпионаты России в категории «мастерс», а также квалификация любительской серии UCI Gran Fondo World Series.
Арены Олимпиады-80: как они выглядели спустя 35 лет после Игр
«Это трасса специализированной велосипедной направленности, которая находится обособленно в центре огромного мегаполиса, вдалеке от проезжей части, – рассказывает Вячеслав Екимов. – Однажды мэр Нью-Йорка после визита в нашу столицу сказал: «Мы можем позавидовать Москве. У нас есть Центральный парк, где тоже катаются на велосипедах, но там невозможно выделить отдельную велосипедную зону, там опушка леса по сравнению с Крылатским».
«Нам важен рельеф трассы с виражами, – подтверждает Александр Гусятников. – Специалисты протоптали эту дорогу – вроде и гор больших нет, а она очень трудная.
Специализированных велотрасс вообще мало, 7 или 9 построили англичане – в основном возле спортивных школ. Но они не такие сложные и значимые, как наша».
До 2002-го трасса принадлежала Московской федерации профсоюзов, а потом сменила владельца – им стал всесезонный спортивный комплекс «Лата Трэк». Пока что любой желающий может прокатиться по олимпийской велодороге, взяв велосипед на прокат.
В 2004-м правительство Москвы подало иск к новым владельцам, утверждая, что регистрация права собственности была незаконной, а трасса принадлежит городу. Тогда «Лата Трэк» выиграла суд.
Но и потом возникали проблемы: Департамент земельных ресурсов подавал иски на организацию за неуплату аренды земли, а сама компания пыталась оспорить проведенное межевание – Арбитражный суд в 2018-м рассматривал заявление «Лата Трэк» (организация хотела, чтобы правительство Москвы и Департамент городского имущества не могли сдавать в аренду участки, по которым проходит велодорога).
«Сначала мы судились с правительством Москвы при Лужкове, – объясняет заместитель гендиректора организации Адам Эльдарханов. – Тогда компания Батуриных хотела осваивать этот участок, но мы выиграли суды. Потом было затишье, после чего опять появились разные люди, которые, скажем так, дезинформировали правительство Москвы. С 2014 года мы пытались исправить давнюю ошибку межевания нашего земельного участка – из-за кадастровых разногласий велотрасса вылезает на смежные земельные участки. Мэрия всячески противодействовала этим процедурам».
Велотрассу в суде называют самостроем и некапитальным движимым имуществом
Финишный отрезок олимпийской трассы проходит по территории владения 13 на улице Крылатской. Именно по поводу этих земель идет спор. И вполне предсказуемо. Если изучить публичную кадастровую карту Росреестра, то легко заметить: 13-е владение идет по касательной к трассе, возможно, даже заходит на нее. Можно ли эксплуатировать трассу, если впритык встанет новое здание?
Еще в октябре 2016-го Департамент градостроительной политики Москвы опубликовал новость о проекте строительства многоуровневого паркинга, который решил бы проблему парковки для сотрудников бизнес-центров в Крылатском.
Работает над проектом ООО «Медикал эстейт», причем со временем проект паркинга перерос в большой гаражный комплекс с кафе, фитнес-клубами, магазинами и бассейном. Эта компания уже начинала строить медицинский центр по адресу Крылатская, 15, но проект тоже изменился: в итоге на этом месте возвели офис adidas.
ООО «Медикал эстейт» управляется инвестиционной компанией Millhouse, которой в свою очередь владеет Роман Абрамович.
Компания надеялась арендовать участок, а потом подала иск в Арбитражный суд Москвы, еще один иск направил Департамент городского имущества. В документах велотрасса названа самостроем, а правительство города попросило снять ее с кадастрового учета.
«В одном из исковых требований говорится, что часть велодороги – самострой, а еще часть велодороги – проезжая часть, – говорит Эльдарханов. – Правительство Москвы утверждает (не знаю, по просьбе ли «Медикал эстейт»), что вся трасса – некапитальное движимое имущество. Они говорят, что велотрасса не создавалась изначально как спортивный объект, что частично это были городские улицы, а частично – дорога для обслуживания земельного участка под ней. Это конечно, абсурд.
Мы в суде задаем вопрос: правительство Москвы 15 лет берет у «Лата Трэк» трассу в аренду для детских школ и соревнований, чтобы спортсмены и дети обслуживали земельный участок?».
Увидели «Олимпийский» будущего: фасад сохранят, добавят дайвинг-центр, кинотеатры, планетарий
Недоумение ситуация вызывает и у Александра Гусятникова:
«Не может быть самострой под Олимпийские игры-1980. Это вызывает грустную улыбку. Если уничтожат эту велотрассу, то где же будут тренироваться велосипедисты? Где соревноваться? Если стране не нужен велоспорт, то закройте его вообще. Объявите: велоспорт нас не интересует, будем все заниматься футболом и хоккеем, Формулой-1».
По информации ФВСР, решение по искам объявят осенью: «Все отложилось до сентября – и тот, и другой иск, – рассказывает Екимов. – Там уже финальная стадия, потому что до этого были и арбитраж, и кассация, и апелляция».
Если владельцы трассы проиграют суд, то она исчезнет
Компромиссным решением стало бы изменение профиля трассы, но оно невозможно по нескольким причинам. Первая из них – спортивная:
«Крылатский круг изменить нельзя, – объясняет Гусятников. – Он сразу потеряет смысл, потому что трасса очень хорошо выверена. Тот дальний маленький круг, который попадает под застройку, очень удачно вписывается в трассу – получается «восьмерка».
Просто интересы тех, кто претендует на землю, перехлестнулись, и они начинают все ломать. Ломать – не строить. Извините, ребята, зарывайтесь в землю – делайте подземный паркинг. Почему бы не перейти дорогу? Там за Крылатским есть место, пусть рядом или вместе с парковкой ледового дворца построят многоэтажный паркинг».
В федерации тоже уверены, что новая трасса – нереальный проект: «Альтернативы бесполезны, потому что кольцо должно быть не меньше 10 км – это требование Международной федерации (UCI), чтобы регистрировать групповые гонки, а не критериумы.
Где взять такое рядом с Москвой и Подмосковьем? Сложно где-то выделить 10 км земли, чтобы построить трассу. Такое никто никогда не найдет и не будет этим заниматься, потому что у нас политика простая: есть кусок земли – его застроят многоэтажками. Такая вот современная политика урбанизации», – отмечает Екимов.
В «Лата Трэк» думали над изменением трассы, но не только со спортивной точки зрения, а еще и с юридической:
«Если мы проиграем эти суды, то велодорога как спортивный объект прекратит существование, а дальше уже, наверное, пойдет дробление участка, его освоение разными олигархическими структурами. Если они выигрывают суд, то объект юридически перестанет существовать – трассы не будет в принципе, аннулируется ее спортивная сертификация».
При этом был шанс мирным путем решить проблему, но в «Медикал эстейт» от него отказались.
«Сначала ООО «Медикал эстейт» почти утвердило с нами мировое соглашение: если бы они чуть-чуть скорректировали проект, можно было бы возвести их строение, чтобы велодорога не пострадала. Потом они заявили: нам правительство сказало сидеть и не выходить из судов», – рассказывает Эльдарханов.
Москвичи обращались за помощью к Собянину
Новость о том, что Москва, вероятно, лишится уникального спортивного объекта, ударила по российскому велоспорту. Владельцы трассы, спортсмены и любители писали коллективные письма властям, горожане направили петицию на имя мэра Сергея Собянина.
«Все, кто сейчас узнают о ситуации, спрашивают: а куда писать, мы поддержим, все подпишем. Как же так, мы ведь остаемся без достояния, без нашей истории. Несколько дней назад в ФВСР прошло заседание Президиума федерации. Мы также вопрос Крылатского велокольца обсуждали.
Вячеслав Екимов, президент нашей федерации, выразил общее мнение: все за то, чтобы трассу наконец-то оставили в покое и чтобы нам дали возможность проводить спортивные и массовые мероприятия», – рассказывает Гусятников.
«Мы писали во все структуры – государственные, правительственные, в Департамент городского имущества Москвы, в мэрию – всем писали, – говорят в «Лата Трэк» о начале тяжб с «Медикал эстейт». – Мы сообщали: вы не можете законно передать в аренду земельный участок, на котором находится наш зарегистрированный объект собственности. В договоре аренды земельного участка «Медикал эстейт» фигурирует, что на нем находится объект собственности – олимпийская велодорога».
ФВСР не вмешивается в судебный процесс, так как это общественная организация. Но тоже вносит вклад – выпускает пресс-релизы, привлекает внимание к проблеме:
«Позиция федерации простая: нам неважно, кто собственник, важно, чтобы объект сохранился как велодорога. Чтобы мы могли проводить там соревнования, чтобы дети из спортивных школ могли тренироваться, массовый спорт развивался. Чтобы люди, которые катаются в центре Москвы по велодорожкам, могли добраться до Крылатского и поездить на свежем воздухе вместо набережных, которые у нас загазованы. Из этого кольца можно сделать мегапроект и совместить интересы всех: и окружающих, которые там живут, и спортсменов.
Но для начала нужно иметь огромное желание со стороны городских властей и хозяйствующих субъектов, а потом уже – творческий подход, потому что там очень много нюансов, которые надо связать воедино, чтобы получилась «конфетка» и не было конфликта интересов», – отмечает Екимов.
Почему парковка вытесняет олимпийский объект? И есть ли шанс его сохранить?
У ФВСР есть идеи по модернизации трассы, там надеются, что новый (или старый) владелец прислушается к ним. Идея мультиспортивного объекта наверняка спасет велодорогу – несмотря на моду на велосипед, у профессионального спорта много проблем.
«Отношение к велоспорту в стране – никакое, – сетует Екимов. – Это у нас называется бомжовый вид спорта. Но сейчас появился новый тренд: велосипед выбрали в качестве спортивного оборудования для людей, занимающихся массовым спортом. Речь идет о майских указах президента РФ. Велоспорт вошел в число базовых видов.
Получается, если эту трассу снесут и застроят очередными многоэтажками, коттеджами или гаражами, то мы будем сами себе противоречить. Во-первых, мы полностью раскроем отношение к велоспорту. А ведь это вид спорта с многолетней историей у нас в стране: Гонка по садовому кольцу, которая вошла в «Пять колец Москвы», проводилась с 1920 года, и традиция не прерывалась даже во время Великой Отечественной войны. Во-вторых, такой жест продемонстрирует наплевательское отношение к майским указам».
На прошлой неделе прошли слушания по делу о велодороге, в сентябре – возможно, состоится финал этой истории. Представители спорта и владельцы надеются, что ситуация решится в их пользу и трасса сохранится. Но такое отношение к историческим объектам рождает опасения насчет будущего и других спортивных построек.
«На проектах и эскизах видно, что это строительство – только начало. Проект захватывает не только наш земельный участок, там и гребной канал. Начинают с социалки и спорта, а потом расширяются.
Чем все закончится? Россия – страна чудес, в любой момент все может повернуться в другую сторону. Но мы надеемся, что эта история закончится победой спорта», – говорит Эльдарханов.
«Думаю, что шанс сохранить трассу есть, – рассуждает Гусятников. – Сейчас все во власти мэра Москвы Собянина. Неважно, кому она будет принадлежать – главное, чтобы она осталась на службе велоспорту и массовому спорту. Ведь и «Лата Трэк» вкладывала деньги в поддержание трассы, она в достаточно неплохом состоянии до сих пор, в некоторых местах даже сохранился асфальт 1979 года – как положили, так и лежит».
В фирме Абрамовича обещают не трогать трассу, а вот у властей есть претензии к владельцам
Sports.ru связался и с ООО «Медикал Эстейт». Там в комментарии по поводу тяжб с «Лата Трэк» отказали.
После этого мы обратились к ООО «Миллхаус» (инвестиционная компания Millhouse, управляющая «Медикал Эстейт») – в официальном комментарии нам снова отказали, но предложили внимательнее изучить кадастровую карту, а также план будущей застройки: действительно ли по спорному участку проходит олимпийская велотрасса?
На сайте Росреестра есть публичная кадастровая карта. Участок с номером 77:07:001003:1002 – тот самый, на который претендует «Медикал Эстейт» – там есть. Только вот на 100% заявить, что часть трассы не проходит по нему, сложно. Определенно владение заходит на асфальтовое покрытие, но часть ли это трассы?
В иске к «Лата Трэк» потенциальный застройщик просит признать эту часть «самовольными постройками асфальтового покрытия».
Но даже если суд удовлетворит требование «Медикал Эстейт», граница участка пройдет вплотную к трассе. Можно ли будет там проводить гонки, будет ли она соответствовать международным стандартам – непонятно.
При этом на генеральном плане застройки гаражного строения трасса есть, но почему-то она значится как обычная велосипедная дорожка.
Вверху – генеральный план застройщика, внизу – публичная кадастровая карта Росреестра
Иск от Департамента городского имущества (ДГИ) Москвы масштабнее. Дело в том, что участок парка в Крылатском не принадлежит «Лата Трэк» – компания его арендует у города, а вот объекты недвижимости, расположенные на участке, – собственность организации. В числе этих объектов и велодорога.
ДГИ требует лишить «Лата Трэк» права собственности на трассу, снять велодорогу с кадастрового учета и исключить ее из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). То есть фактически признать трассу движимым имуществом.
Sports.ru отправил запрос в Департамент, и в пресс-службе нам объяснили предпринимаемые действия. Оказывается, граждане жаловались на «Лата Трэк» и то, как организация обслуживает трассу:
«В Правительство Москвы поступило множество обращений граждан, которые жалуются на действия ЗАО «Спортивно-экологический комплекс «Лата Трэк». Основные претензии жителей: ограничение доступа на территорию Природно-исторического парка «Москворецкий», где проходит велодорога; размещение здесь торговых объектов, не соответствующих статусу территории; незаконная вырубка деревьев и стихийное асфальтирование.
В своих обращениях в мэрию граждане требуют расторгнуть договор аренды с ЗАО «СЭК «Лата Трэк», обеспечить беспрепятственный доступ на территорию парка и его благоустройство.
В ходе проведенного обследования земельного участка, арендуемого ЗАО «СЭК «Лата Трэк», Государственная инспекция по недвижимости выявила многочисленные очаги захламления строительным и бытовым мусором, бытовой городок и тентно-каркасные павильоны, а также незаконное асфальтирование. На этом земельном участке расположены парковые дорожки, которые не отвечают требованиям «велодороги» из-за утраты части элементов и являются территорией общего пользования, входят в инфраструктуру парка.
Правительство Москвы и Департамент городского имущества обратились в Арбитражный суд города Москвы с требованием признать отсутствующим право собственности ЗАО «СЭК «Лата Трэк» на кольцевую велодорогу».
***
Сейчас судьба олимпийской велодороги под большим вопросом при любых раскладах. Закроют ли трассу или это лишь опасения нынешних хозяев? Смогут ли велогонщики соседствовать с многоуровневым гаражом, если его построят?
Возможно, ответы появятся уже в сентябре, когда пройдут очередные слушания.
40 лет назад: открытие московской Олимпиады
Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев, Антон Денисов, Владимир Федоренко, Юрий Абрамочкин, Юрий Сомов; globallookpress.com/imago sportfotodienst, Javier MartÃÂ�Nez De La Puente/ZUMAPRESS.com, Kremlin Pool/Global Look Press, Yorick Jansens/ZUMAPRESS.com
Я тоже так могу: нужно уничтожить ядерное оружие по всему миру, ликвидировать бедных и богатых, засадить военные полигоны цветами, а все 7 миллиардов человек выйдут на улицы и возьмутся за руки под песню Джона Леннона "Give peace a chance".
Не будет так. Как и с велоспортом. Бросят финансовую поддержку вида спорта - бабки пойдут в карман чинуше, на дворцы и сыну на Лондон, а не на пенсии и не на пособия. Какой же лютый бред вы несете, еще и верите в это.
Общими усилиями замкнули малое кольцо (около 4 км), а потом устроили небольшой заезд вокруг Крылатского. Велоспорт и триатлон сейчас на подъеме и лишать тысячи любителей единственной трассы просто нельзя. Я уже не говорю про детский и проф спорт. Людям просто негде будет тренироваться. За Крылатское велокольцо!!
А вообще - давно ли вы были в Москве?) Тут парки облагораживаются по несколько штук в год. Сейчас с ними всё стало очень даже неплохо. Чуть ли не у каждого района Москвы стало по благоустроенному парку.