11 мин.

20 лучших игроков, игравших за New Jersey Devils. №9 – Игорь Ларионов

Мы достигли таких высот, где рейтинги кажутся совсем бессмысленными. Что ни игрок – то эпоха. За 33 года существования «Нью-Джерси» в этой команде сыграли 9 человек, без каждого из которых мировой хоккей был бы немного другим. И перечисление этих легенд мы начнём со знаменитого советского центрфорварда.

09. Игорь Ларионов

Профиль игрока на hockey-reference

Зал славы российского хоккея. Игорь Ларионов

Игорь Ларионов: профессор и дипломат от хоккея

Как Ларионов критиковал Сталина, называл Тихонова монархом и брал Кубки Стэнли

Тот самый Ларионов, то самое письмо в Огонек

Если большинство предыдущих материалов серии можно в какой-то мере назвать ликбезом, то рассказать что-то новое о Профессоре решительно невозможно. Я специально привёл здесь расширенный список статей, чтобы вы могли ещё раз вспомнить, кто такой Игорь Ларионов.

Мы же бегло пройдёмся по его карьере.

Советская армия и хоккей

Дебютировал Игорь во взрослом или, как теперь говорят, профессиональном хоккее в 17 лет, в родном Воскресенске, а первый сезон в качестве звезды провёл три года спустя, набрав 22+23 в 43 матчах за «Химик» (напомним, в СССР практически не считали вторые передачи).

     Да, автор не нашёл цветной фотографии Игоря в форме воскресенского клуба

После этого игроку пришлось перейти в ЦСКА (сделать это «по-хорошему» он отказался, так что его быстренько призвали в ряды Вооружённых сил, модный тогда читерский приём). В первый же армейский год Игорь стал центрфорвардом первого звена как клуба, так и сборной – Виктор Тихонов тогда очищал команду от ветеранов и выстраивал суперпятёрку на десятилетие вперёд.

Годы идут, и мы напомним для совсем молодых читателей состав этого лучшего звена в мировой истории: Игорь Ларионов, Сергей Макаров, Владимир Крутов, Вячеслав Фетисов, Алексей Касатонов. Кстати, трое из них надевали свитер «Нью-Джерси».

В ЦСКА Ларионов провёл восемь лет. За это время он выиграл всё на международном уровне (четыре чемпионата мира, Кубок Канады, две Олимпиады) и стал восьмикратным чемпионом СССР. Его средняя результативность была чуть выше очка за игру. В 1988 году он завоевал «Золотую клюшку», приз лучшему хоккеисту по опросу главных тренеров – советский аналог «Харт Мемориал Трофи». Также у Ларионова четыре «Золотых шлема» – попадания в первую символическую сборную сезона (в последнем сезоне выступления Игоря в СССР этот приз не вручался). Семь раз из восьми возможных попадал Ларионов в компанию «Трёх бомбардиров» – приз самой результативной тройке.

Как видим, лучшие свои хоккейные годы Игорь провёл на родине, но и за океаном, несмотря на относительно скромные показатели, стал знаменит и популярен. Причиной тому стали как личные качества игрока (необычная интеллигентность, хороший английский), так и его очевидный даже профану игровой интеллект, который практически всегда был намного выше, чем у партнёров.

НХЛ. Разминка

Три года провёл Ларионов в «Ванкувере», где приложил руку к становлению Павла Буре, потом съездил в Швейцарию, чтоб обнулить соглашение с российской конторой-посредником («Совинтерспорт»), забиравшей 50% его гонорара, а за это время его на вейвере забрал «Сан-Хосе».

     Ларионов безуспешно объясняет Крутову, что такое НХЛ

Кто не помнит, что такое тот «Сан-Хосе», я расскажу. Это клуб, который проиграл бы современным «Баффало», «Эдмонтону» или даже «Нью-Джерси» с двузначным счётом. Это унизительно плохой тренер Кевин Константин (да, «Дьяволом» он тоже побывал десятилетием позже, и я не хочу это вспоминать) и россыпь звёзд в лице Пэта Фалуна и Юхана Гарпенлова. Это антисоветский голкипер Артурс Ирбе и 35-летний недавний обладатель «Колдера» Сергей Макаров. Это, наконец, перспективный блюлайнер со свинцовыми глазами Сандис Озолиньш.

Ларионов сделал из этого команду. Он вежливо заткнул главного тренера, когда тот попытался учить его хоккею, в 60 матчах (помешали травмы) набрал 56 очков и способствовал первому в истории «Акул» выходу в плей-офф. Где акулята убрали мощный «Детройт» (запомните это слово) и выжали все соки из «Торонто» Дага Гилмора и Дэйва Андрейчука. В 14 матчах плей-офф Ларионов набрал 18 очков и стал шестым в том розыгрыше по количеству очков за игру. Сразу после своего ванкуверского ученика Буре.

Это был третий НХЛовский плей-офф Ларионова и, как и в прежние годы, он гладко выбрит; центрфорвард всегда придавал большое значение аккуратному внешнему виду (так, чистка ботинок перед матчами СКА, где он подвизался в качестве функционера, была для него особым обрядом). Слишком много Ларионов выиграл до НХЛ, чтобы серьёзно относиться к забавным местным приметам. Будь его воля, он бы и кубок за победу в конференции над головой поднял. Только не было такого шанса в «Ванкувере» и «Сан-Хосе». Сколько ни старайся, но звезду из Линдена и хоккеиста из Фалуна не сделаешь.

Русская пятёрка

Тем не менее «Сан-Хосе» и в следующем, укороченном сезоне вышел в плей-офф, и снова прошёл первый раунд. Правда, воскресенский волшебник не так блистал – и всё же был мозгом своей команды. Его талант заслуживал большего, и это понимали даже в Калифорнии. 24 октября 1995 года, едва начав сезон, его обменяли в «Детройт» на недавно ещё элитного снайпера Рэя Шеппарда. Которого, однако, на ближайшем дедлайне скинули во Флориду, сделав тем самым единственным игроком Лиги, проигравшим два подряд финала со счётом 0:4 за разные команды.

А Игорь Ларионов в «Детройте» того сезона до финала не доиграл, наткнувшись на мозг Джо Сакика, мощь Петера Форсберга и плечи Клода Лемье.

Здесь заканчивается история великого советского игрока, поигравшего в НХЛ (как Макаров, Крутов, Касатонов), и начинается легенда.

За следующие 6 лет 35-летний на тот момент игрок выиграет три Кубка Стенли, и ни в одном из них он не будет пассажиром. Даже результативность не снижалась: в 20 матчах Кубка-97 он набрал 12 очков, в 22 матчах Кубка-98 – 13, в 18 матчах Кубка-02 41-летний форвард набрал 11 очков. Нарочито хрупкий, внешне субтильный, с литературной речью, в пижонских очках, он делал результат собственными руками. Между кубками была «командировка» во «Флориду» к Павлу Буре, закончившаяся обменом обратно, но главное – Ларионов сформировал легендарную русскую пятёрку «Детройта», одно из самых знаменитых звеньев Лиги.

     «Пантера» Ларионов не в состоянии остановить будущего одноклубника Брайана Рафалски

Для особо юных читателей: русская пятёрка – это Игорь Ларионов, Сергей Фёдоров, Вячеслав Козлов, Вячеслав Фетисов, Владимир Константинов. Кубок-1997 и страшная авария шесть дней спустя. Подробности – по ссылкам в начале статьи.

Скомканный финал в Нью-Джерси

Летом 2003 года Ларионов понял, что новому «Детройту» он не нужен. И тогда ему позвонил Лу Ламорелло. Этот человек умеет уговаривать как никто иной. Аргументов у него было два – приличный контракт и свежий Кубок Стенли.

Ларионов подписывал контракт с командой-чемпионом, а оказался в клубе-середняке, и причиной тому стали кадровые потери. В межсезонье команду покинул лучший центрфорвард Джо Ньюиндайк (предполагалось, что именно его заменит Ларионов). Закончил играть легендарный Кен Данейко. Ушёл талантливый, но беспутный Олег Твердовский. Значимых новичков при этом не появилось. По ходу сезона получил сотрясение мозга и фактически завершил карьеру Скотт Стивенс, а также обнаружились первые проблемы со здоровьем у тренера Пэта Бёрнса – рак у него диагностировали прямо во время первой и последней для «Дьяволов» серии плей-офф.

Регулярку команда тем не менее прошла хорошо, однако оказалась лишь пятой в посеве и в принципиальнейшем противостоянии с «Филадельфией» («классико» Востока десятилетия 1995-2005) выиграла всего один матч. На первую игру серии Ларионова попросили не раздеваться – впервые в его кубковой карьере. А следующие 11 минут и 38 секунд стали последними для него в НХЛ. «Дьяволы» проиграли второй матч со счётом 2:3, а Ларионов записал на свой счёт «–1» полезности. Не нужен был ему этот «Нью-Джерси»… 1+10 в 49 матчах под руководством канадского полицейского – нет, это не ларионовский хоккей.

После «дьявольского» разочарования Игорь отметился ещё в третьем шведском дивизионе –1+3 в двух матчах за неизвестный нам клуб «Брунфло». Наконец, в 45 легендарный хоккеист объявил о завершении карьеры.

Почти как Легуанд

Перед нами тот случай, когда нельзя оценивать игрока по цифрам. Если посмотреть на интересную табличку Similarity Scores на hockey-reference.com, мы увидим, что результативность Ларионова сравнивается с показателями Томаса Стина, Мартина Ручински, Дэвида Легуанда… В выстроенном по шахматной системе Эло «Фан рейтинге» там же он находится на 140-м месте между Дэниэлом Седином и, простите за пошлость, Патриком Марло. Кстати, по слухам, в шахматы Ларионов играет лучше, чем какой-либо другой известный хоккеист. Правда, известно это исключительно от проигравших ему партнёров. К числу которых персонаж с фотографии ниже наверняка не относится.

Ларионов обошёлся без индивидуальных призов НХЛ: его упоминали в голосованиях по поводу главного джентльмена и лучшего оборонца среди форвардов, но высшим местом было лишь седьмое. Лишь однажды Игорь играл на Матче всех звёзд. Зато членом Зала славы НХЛ – честь, недоступная сотням игроков с более впечатляющей статистикой – он стал с первой же попытки. Разумеется, включён он и в Зал славы ИИХФ.

Один из четырёх игроков в истории хоккея, который побеждал на Олимпиаде, чемпионатах мира – взрослом и молодёжном, Кубке Канады (Кубке мира), Кубке Стенли. Трое других – Вячеслав Фетисов, Скотт Нидермайер и Джо Сакик. Интересно, что только последний не выступал за «Дьяволов».

О чём не следует говорить

Самое время закончить статью, но есть ещё один аспект, без которого разговор будет неполным. Ларионов – единственный великий советский игрок, который не скрывает своего отрицательного отношения к современной российской действительности. Давно уже перестал быть бунтарём сенатор Вячеслав Фетисов (скромная квартирка в центре Москвы площадью 1052 метра – аргумент неотразимый), вписался в систему КХЛ Александр Могильный, и только Профессор после недолгого пребывания в СКА прекратил попытки примириться со сложившейся в России системой. Последний диссидент советского хоккея остался при той позиции, которую отстаивал ещё в 1981-м, не желая переходить в ЦСКА, – свобода превыше всего.

Именно поэтому в многочисленных комментариях по поводу роли Игоря Ларионова сплошь и рядом встречаются подобные перлы: «судя по его многочисленным интервью, это абсолютно западный человек с соответствующей моралью... ничего в нем русского нет» (пользователь Katz). К сожалению, с каждым днём в этом хамском высказывании всё больше правды: наша мораль и впрямь уезжает в глубокое озлобленное средневековье.

Номер Ларионова не выведен из обращения в ЦСКА: до звания легенды мозг команды 1980-х не дослужился. Впрочем, здесь не надо искать политической подоплеки: без лести преданный Алексей Касатонов тоже не удостоился такой чести. Но Ларионов никогда не скрывал своей нелюбви к армейскому клубу – и ему платят взаимностью.

     Великая армейская пятёрка на склоне спортивной формы

Учитывая современные тенденции политизации спорта, Ларионова легко можно было бы представить в координационном совете какого-нибудь оппозиционного движения, но спортсмен в политике – это всегда глупо, исключений нет. И кому, как не Профессору, знать об этом.

Тем не менее Ларионов действительно не слишком популярен на родине, и грустно, что статья о нём в англоязычной Википедии профессиональнее и полнее, чем в русской.

Сейчас Ларионов является агентом ряда игроков и хозяином винодельческого бизнеса в Калифорнии. Автор полагал, что в какой-то момент он станет генеральным менеджером одного из клубов НХЛ, но, кажется, шансы на это снизились почти до нуля. Хотя, по слухам, в Ньюарке есть клуб НХЛ, которому очень нужен здравомыслящий руководитель.

P.S. И почитайте ссылки в начале статьи. Хорошие материалы.

Продолжение рейтинга >> #8

Ранее в рейтинге:

#10 – Дэйв Андрейчук

#11 – Пэт Вербик

#12 – Джо Ньювендайк

#13 – Александр Могильный

#14 – Фил Хаусли

#15 – Берни Николлс

#16 – Нил Бротен

#17 – Клод Лемье

#18 – Патрик Элиаш

#19 – Илья Ковальчук

О рейтинге и #20 – Джон Ванбизбрук