9 мин.

«Астана» и «Барыс» потеряли президентский статус. Что это значит?

От редакции: впервые этот текст был опубликован в августе. Мы поднимаем его снова, так как президентский клуб «Астана» официально прекратил существование.

Все члены клуба – ФК «Астана», велокоманда Astana Pro Team, БК «Астана» и хоккейный «Барыс» – более не обладают статусом президентского. 

Что это значит? Как это скажется на казахстанском спорте? И давал ли вообще какие-то привилегии президентский статус? Давайте разбираться.

Что такое президентский клуб «Астана»?

Вернемся на 8 лет назад. В конце 2012-го главные спортивные проекты Казахстана были объединены в одну общую структуру – Президентский профессиональный спортивный клуб «Астана». Проект был создан при участии Нурсултана Назарабаева, получил статус президентского, а сам лидер нации объяснил эту необходимость цитатой из Гебельса: «Если объединяются сильные, то они становятся непобедимыми».

Идея была следующая: создать элитарный спортивный клуб для особенных, только лучших. Цель простая – заявить миру о себе, как о спортивной нации, повысить узнаваемость страны. В общем, имиджевый проект. Возглавил его Олимпийский чемпион-2004 по боксу Бахтияр Артаев. Позже его сменила другая гордость казахстанского спорта – Олимпийский чемпион Лиллехамера-1994, лыжник Владимир Смирнов.

Почти все клубы, вошедшие в Президентский клуб, провели ребрендинг и стали называться «Астана». Исключением стал лишь хоккейный «Барыс», так как он уже был известен за пределами страны под этим брендом. Велокоманда «Astana Pro Team», ралли-команда «Astana Motorsports», ФК «Астана», ранее называвшаяся «Локомотивом», боксерский проект «Astana Arlans» – все они получили не только особый статус, но и мощное финансирование – генеральным партнером клуба стал фонд национального благосостояния «Самрук-Казына».

Место в ППСК нашлось даже команде по конному поло и водному поло! Получить поддержку столь мощного спонсора хотели многие. Одно время в клуб принимали отдельных спортсменов. Например, главную звезду мировой тяжелой атлетики Илью Ильина, фигуриста Дениса Тена, а также главную звезду казахстанского спорта Геннадия Головкина.

Геннадий Головкин

Начало было многообещающим, у отдельных команд росли успехи, как, например, футбольная «Астана», в 2014-м году с первой же попытки попала в групповой этап Лиги чемпионов. Велокоманда и до вступления в ряды ППСК уже была узнаваемым брендом, но все же ее успехи тоже воспринимались как победа Президентского клуба. Головкин бил всех и вся, Ильин ставил рекорд за рекордом.

Президентский клуб = деньги. На них звали легионеров и делали сайт за 15 тысяч евро

«Самрук-Казына» не жалели ресурсов на спортивные успехи. Вот несколько цифр.

·         В «Astana Arlans», участвовавшей во всемирной боксерской серии WSB, казахстанские боксеры получали весьма солидные зарплаты – от 500 тысяч тенге до 1,5 миллионов. «Арланы» могли себе позволить пригласить легионеров уровня Сергея Деревянченко и Филипа Хрговича (оба сейчас высоко котируются в профи-боксе).

·         В футбольной команде зарплаты ушли в космос. По казахстанским меркам, конечно. Например, бывший плеймейкер команды Фокси Кетевоама ежемесячно получал 45 000 долларов. И это только в начале проекта. Позже появились те, кто выбил себе зарплату вдвое больше.

Реклама 18+

Фокси Кетевоама

·         В ППСК все должно было быть самым лучшим, люксовым, дорогим. Даже сайт для клуба заказывали в Испании, за довольно серьезную сумму – свыше 15 тысяч евро.

Но со временем все стало не так радужно: цены на нефть падали, в 2016-м случилась девальвация, что спровоцировало рост расходов. Ведь зарплаты иностранных спортсменов и специалистов были привязаны к доллару. И в «Самрук-Казыне» поняли, что так дальше продолжаться не может. Ряды клуба стали редеть: отказались от таких малоперспективных и малозначимых проектов, как водное и конное поло, борцовский клуб. С провалом проекта всемирной серии бокса WSB, стало сокращаться и финансирование «Astana Arlans». Сгущались тучи и над велокомандой – допинговые скандалы, дисквалификации и прочее. Да и большие победы куда-то ушли: ни «Джиро», ни «Вуэльта», ни «Тур де Франс». Огромные расходы на «Astana Motorsports» сократили. А потом и вовсе ликвидировали команду.

Стоит отметить, что в короткой истории Президентского клуба было два основных этапа: * 1. Первые года генеральными директорами являлись бывшие спортсмены – Артаев, Смирнов. В менеджерский состав также входили борец Юрий Мельниченко, велогонщик Александр Винокуров (он и сейчас является главным в велокоманде).

2. Затем наступила эпоха функционеров из других сфер жизни – юристов, экономистов. На этом этапе спортивные результаты клуба ухудшились.

Ерлан Кожагапанов

Недолгое время Президентским клубом управлял Ерлан Кожагапанов. Раньше он руководил таможенной службой в Алматы, затем стал председателем Агентства по туризму и спорту (по сути, министр спорта и туризма), а широкую известность приобрел, как президент Федерации футбола Казахстана. И именно из-за этой должности ему пришлось оставить свой пост в Президентском клубе. Все дело в футбольной команде «Астана». Общественность посчитала, что быть руководителем обеих организаций одновременно – конфликт интересов. Особенно возмущал этот факт главного антагониста «Астаны» в чемпионате – «Кайрат».    

Почему все развалилось?

А весной этого года случился большой скандал, подпортивший имидж организации: руководителей Astana Pro Team Ляззат Шамшиевой и Astana Motorsports Артура Ардавичуса заподозрили в крупном хищении средств! Антикоррупционная служба расследовала разработку и реализацию преступной схемы. А главным подозреваемым в этом действии был назвали исполнительного директора Президентского клуба Аманбека Кульчикова.

«В преступном сговоре с руководителями входящих в его состав частных учреждений «Astana Pro Team» Ляззат Шамшиевой и «Astana Motosports» Артуром АРДАВИЧУСОМ, в 2016-2018 годах, Кульчиков, зная о фактических потребностях клуба, умышленно принимал заявки на финансирование сумм, в разы превышающих размеры расходов, а также принимал подложные отчеты о целевом использовании денег, представленных Шамшиевой и Ардавичусом» – говорилось в сообщении антикора.

Аманбек Кульчиков

Следствие выявило ряд противозаконных действий. По их версии, подозреваемые в период с 2016-го по 2018-й год через различные схемы вывели немало денег – более 2 миллиардов тенге (5,2 миллиона долларов). Схемы махинаций были незамысловатыми. Например, спонсоры ежегодно предоставили 200 велосипедов для Astana Pro Team, а Кульчиков со своими подельниками заключал фиктивные договора с какими-то компаниями о закупе 200 велосипедов. Фактически никто ничего не закупал, а 220 тысяч евро выводились из бюджета. И подобных моментов в этом деле много.

Кульчиков и Шамшиева сейчас арестованы и помещены в следственный изолятор, их дорогие авто и элитная недвижимость конфискованы, а бронзовый призер ралли-рейда «Дакар»-2012 в классе грузовиков Артур Ардавичус скрывается за рубежом. Он объявлен в розыск по линии Интерпола.  

При этом нельзя сказать, что черные дни для Президентского клуба настали лишь в марте. Еще в январе штат клуба существенно сократили, с 80 процентами сотрудниками не продлили контракты. Но самое главное, изменилась система финансирования оставшихся клубов. Деньги из «Самрук-Казына» теперь поступали не в Президентский клуб, а в другое дочернее предприятие «Самрук-Казыны».

Что дальше?

Президентский клуб окончательно расформировали. Руководитель проекта Аскар Баталов переведен на другую должность внутри фонда. Все клубы продолжат работу, но теперь официально будут финансироваться не через ППСК.

Реклама 18+

«Все права и обязательства переходят к фонду Samruk-Kazyna Trust. Теперь он будет являться учредителем спортивных клубов. Это решение было принято в целях исключения многоуровневой отчетности, а также исключения дополнительных затрат на содержание административно-управленческого персонала, – заявил Баталов. –  Клубы будут финансироваться напрямую из фонда «Самрук-Казына». До конца 2020 года будет разработан план мероприятий на 2021 год. Я продолжу курировать спортивное направление в составе Samruk-Kazyna Trust в качестве заместителя генерального директора. Время покажет, какие будут объемы финансирования в дальнейшем. В краткосрочной перспективе вопрос на 2021 год».

Что это значит для ФК и БК «Астана», велокоманды Astana Pro Team и хоккейного клуба «Барыс»? Потеря статуса Президентского сулит немало неприятностей в будущем. Это можно сравнить с лишением дипломатической неприкосновенности консула какой-либо страны. Тревожный звонок, означающий, что более эти клубы не являют собой особую ценность. Они не застрахованы от потери. 

Проблемы, кстати, уже начались. Пусть с потерей статуса напрямую это и не связано. В начале года генеральный партнер клуба «Самрук-Казына» выделил 28 миллиардов тенге (примерно 56 миллионов евро) на четыре клуба. Из них футбольная «Астана» должна была получить 11. Среди остальных федераций (их порядка 40) хотели распределить 8,7 миллиардов.

Но из-за пандемии спонсор сократил расходы. В итоге, Президентский клуб вместо 28 миллиардов получил 21,2, а федерации – 2,2. И никто не даст гарантии, что в следующем году финансирование не урежут.  

«Президентский клуб «Астана» – это современное, отвечающее последним тенденциям в области спортивного менеджмента объединение, призванное усилить государственную поддержку спорта, укрепить позитивный имидж Казахстана и его столицы на мировой арене», – так сказано о самой организации на сайте Президентского клуба. За 7,5 лет существования вряд ли удалось всерьез укрепить позитивный имидж страны на международной арене, а вот сохранить кристальную репутацию не вышло. Вряд ли о таком имидже мечтал отец-основатель клуба Нурсалтан Назарбаев.

Реклама 18+

Больше казахстанского спорта – здесь. Все про Головкина, Вагнера, Зайнутдинова и «Барыс»

«Кайрат» потролил «Астану» после разгрома: запостил музыку из мема с танцующими гробовщиками

Фото: globallookpress.com/Gong Bing/Xinhua; Gettyimages.ru/Gonzalo Arroyo Moreno, Jonathan Moore; kazfootball.kz; vk.com/astanafootballclub