12 мин.

Абрамович думал купить ЦСКА, привел туда «Сибнефть» и считался тайным владельцем клуба. На это даже намекал Путин

История отношений, которые не любит обсуждать Гинер.

Впервые за почти 20 лет ЦСКА будет ассоциироваться не только с Евгением Гинером. Контрольный пакет акций перешел ВЭБу – кажется, что захлопнулась целая эпоха. 

Когда Гинер стал президентом ЦСКА в 2001-м, было тяжело поверить, что он управляет клубом один – без места в списке Forbes, упоминаний в новостях и солидных фотографий с политиками. Зато рядом с фамилией Гинера постоянно фигурировала еще одна – Абрамович.

И это не просто фокусы медиа: владелец «Челси» крепко дружит с Гинером, болеет за ЦСКА и мог купить его еще в начале нулевых. 

Летом 2003-го на «Эхе Москвы» сказали, что Абрамович вместе с «Челси» взял еще и 50% акций ЦСКА

Никто не знает, как они познакомились. Гинер и Абрамович не скрывают дружбу, но когда и где впервые заговорили – тайна. Пару раз журналисты пытались аккуратно продавить Гинера, но всегда получали строгое «давно». Только в 2004-м Гинер уточнил: это было до того, как он стал президентом ЦСКА.

В 2004-м клуб прошел в третьем квалификационном раунде Лиги чемпионов «Рейнджерс», и после матча на «Айброкс» (1:1) Абрамович зашел в раздевалку. Он был не один, а с другом и на тот момент владельцем «Крыльев Советов» Германом Ткаченко. Вот что Ткаченко рассказывал лондонскому таблоиду Evening Standard: 

«Роман предан «Челси», но и к ЦСКА у него слабость. Мы вместе были в раздевалке, когда они победили «Рейнджерс», и вместе поздравили команду. В раздевалку нас пригласил Гинер. Роман хочет, чтобы все российские команды показывали хорошую игру, и от того результата он был в восторге. Он был счастлив, хотя никому этого не показывал».

Возможно, игра с «Рейнджерс» и укрепила чувства Абрамовича, но он увлекся ЦСКА раньше. 

Когда в конце 2001-го Гинер впервые раскрыл акционеров клуба, и контрольный пакет значился у британской компании Bluecastle Enterprises Limited, многие подумали, что за ней стоит Абрамович. В феврале 2001-го Bluecastle подписала бессрочное соглашение с ЦСКА и обязалась внести первоначальный взнос до 8 миллионов долларов на трансферы и модернизацию базы. При этом компания получила право на 80% от чистого финансового результата и 100% возмещения части расходов до того, как этот результат будет достигнут.

И хоть доказать причастность Абрамовича к Bluecastle было нереально, в 2003-м интерес бизнесмена к ЦСКА стал очевиден и без конспирологических теорий. В марте «Коммерсантъ» написал, что Абрамович замахнется на 50% акций, а пресс-атташе клуба Сергей Аксенов подтвердил переговоры: «Какие-то контакты есть, но говорить о конкретных цифрах пока рано». 

Когда о сделке спросили Абрамовича, он просто ушел от ответа, но ничего не опроверг: «Про футбол пока говорить не буду». Впрочем, всего через пару недель сценарий переиграли – Гинер назвал продажу клуба бредом, а Сергей Аксенов неловко оправдывался: «Ничего не подтверждал. Меня неправильно поняли. Я сказал только, что телефонные разговоры между Гинером и Абрамовичем действительно были. Ну и что? Непонятно, с чего все вдруг заговорили о продаже акций. Может, люди просто поужинать вместе договаривались».

Аксенов кокетничал, потому что Сергей Капков – в то время правая рука Абрамовича на Чукотке, а позднее вице-президент РФС – спустя несколько лет подтвердил: «До «Челси» Абрамович интересовался покупкой российского клуба, в частности ЦСКА. Ездил на матчи армейцев, в том числе и на выездные, присматривался».

Абрамович часто смотрел матчи красно-синих – конечно, из вип-ложи и в компании Гинера. В 2004-м президент ЦСКА сказал: «Я всегда приглашаю Абрамовича на игры ЦСКА, а он меня на матчи «Челси» в Лондон». Об этом писал даже депутат Госдумы Александр Хинштейн, который в 2007-м выпустил книгу «Березовский и Абрамович. Олигархи с большой дороги»: 

«Заполненный до отказа огромный, враждебно настроенный стадион в Лиссабоне, не помешал ЦСКА одержать победу 3:1 и впервые в истории российских клубов выиграть европейский кубок. Вот только Абрамович, который ходил на матчи ЦСКА при первом удобном случае, увидел это историческое событие лишь по телевизору. Как раз в тот день Владимир Путин назначил встречу с губернаторами. Да не в Москве, а в Хабаровске».

Нобель Арустамян вспомнил: «Во второй половине нулевых я ездил в Израиль на Кубок Первого канала: там Абрамович и Гинер всегда очень близко общались, проводили время в одних компаниях, в одних ложах. Было видно, что это дружеское общение».

Летом 2003-го Абрамович действительно купил футбольный клуб – только это был лондонский «Челси». Правда, в день объявления сделки Александр Вайнштейн (журналист, один из создателей теннисного Кубка Кремля, кинопродюсер и король маркетинга 90-х) сказал в эфире «Эха Москвы», что Абрамович приобрел еще и половину акций ЦСКА. Вайнштейн взбудоражил наш футбол, подавая новость как факт, но он не подтвердился.

Абрамович обещал построить ЦСКА стадион, «Сибнефть» платила клубу больше, чем Vodafone «МЮ». Никто не верил, что до «Сибнефти» ЦСКА жил без денег Абрамовича

Купив «Челси», Абрамович все равно не оставил ЦСКА. 30 июля 2003-го мэр Москвы Юрий Лужков на заседании правительства гордо рассказал, что Абрамович намерен построить команде стадион. К тому времени уже подготовили проект, который постоянно рекламировал Гинер: 40 тысяч зрителей, стеклянная раздвижная крыша, несколько ресторанов, помещения под офисы. Выбрали даже подрядчика – немецкий концерн Walter Bau AG, который построил аэропорт в Мюнхене, метро в Берлине, университет в Эр-Рияде и 15 тысяч квартир в России (в 2005-м компания закрылась). 

В один момент все сорвалось, проект передали российской строительной корпорации и спонсору ЦСКА КОНТИ, но сроки опять сдвинулись, потому что не удавалось найти землю.  

Пауза в отношениях ЦСКА и Абрамовича была едва заметной, в марте 2004-го бизнесмен подобрался к клубу максимально близко: его нефтяная компания «Сибнефть» стала титульным спонсором, заключив контракт на 3 года. «Теперь мы можем позволить себе больше», – улыбался Гинер и добавил, что деньги «Сибнефти» пойдут и на детскую школу, и на новый стадион. 

При этом Гинер старался увести сделку от имени Абрамовича: на презентации он перехватывал неудобные вопросы журналистов президенту «Сибнефти» Евгению Швидлеру и в один момент не выдержал: «Я с трудом понимаю ваши ассоциации по поводу Абрамовича. И могу четко сказать: мы подписываем договор с президентом «Сибнефти» Евгением Швидлером о спонсорстве».

Но старания Гинера не помогали. «Коммерсантъ» намекнул, что бизнесмен просто узаконил отношения с клубом, а на самом деле вкладывался в него и раньше. Несостыковки действительно были: в 2003-м Гинер сказал, что годовой бюджет ЦСКА – 12 млн долларов в год. Это при том, что клуб платил около 4 млн евро «Спарте» за Иржи Ярошика, и около 5 млн евро загребскому «Динамо» за Ивицу Олича. Медиа были уверены, что 12 млн долларов в лучшем случае покрывали операционные расходы, но уж точно не полное содержание.  

С приходом «Сибнефти» Гинеру уже не приходилось маневрировать от вопроса «откуда деньги?». Он получил порядка 18 млн долларов на сезон (еще были деньги от других спонсоров) – самый пухлый контракт в истории российского чемпионата. Сделка поражала даже Европу, потому что Vodafone платил «Манчестер Юнайтед» только 16,2 млн в пересчете на доллары. 

ЦСКА продолжил тратить: отдал больше двух миллионов евро за Красича, больше трех – за Дуду и больше шести – за Вагнера Лава. The Guardian для текста «Абрамович присмотрел второй клуб» брал комментарий у Игоря Порошина (тогда – шеф-редактора журнала PROспорт) и писал, что Абрамович лично договаривался о 5-летнем контракте ЦСКА с Роберто Манчини из «Лацио». В Италии обсуждали, что тренера манят зарплатой в 25 миллионов евро за пять лет. 

Поскольку УЕФА запрещает одному человеку влиять на несколько клубов, чиновники анализировали финансовые потоки ЦСКА, но не нашли нарушений. В сентябре 2004-го Гинер говорил про Абрамовича теплее, чем когда-либо. Вот отрывок из интервью «Советскому спорту»: 

– Вы советуетесь с Романом Абрамовичем по поводу трансферов?

– Мы очень много по-дружески разговариваем с ним о футболе.

–  Спорите?

–  Спорим. Но не ругаемся.

– Вы можете назвать Абрамовича другом, или это больше теплые, дружеские отношения?

– Да, могу. Это прекрасный человек.

– Он переживает за ЦСКА?

– Думаю, за меня переживает. 

– В Лиге чемпионов предстоят очные встречи ваших клубов. Сложная ситуация?

– Нисколько. Мы с Романом Аркадьевичем ее абсолютно нормально воспринимаем. Ничто не сможет испортить наши отношения.

Речь про Лигу чемпионов-2004/05 – ЦСКА попал в группу к «Челси», «ПСЖ» и «Порту». В Англии смеялись, что не удивятся, если красно-синие отберут у Моуринью хотя бы 3 очка, но «Челси» выиграл оба матча – 2:0 и 1:0. Перед игрой в России Жозе признался: «Босс очень просил нас победить».

ЦСКА занял третье место в группе с 7 очками, но точно не жалел о вылете, потому что весной устроил России праздник, выиграв Кубок УЕФА. Тандем Абрамовича и Гинера был предельно эффективен, но уже в сентябре 2005-го Абрамович продал «Сибнефть» – свой последний крупный актив в России – «Газпрому» за 13,1 млрд долларов. Через два месяца «Сибнефть» расторгла сделку с ЦСКА, объяснив, что «Газпром» не хочет раскручивать бренд с помощью футбола. 

Еще через месяц «Газпром» купил «Зенит». 

Про влияние Абрамовича на ЦСКА в 2010-м намекал Путин. Недавно медиа обсуждали, что клуб хочет купить старший сын бизнесмена

История ЦСКА и Абрамовича стихла, но не закончилась. В 2009-м Абрамович с радостью принял в «Челси» Юрия Жиркова, а Гинер подчеркивал, что для его клуба трансфер не очень-то и выгоден: «Думаю, если бы мы продавали его в другое место, получили бы больше денег («Челси» заплатил 18 млн евро – Sports.ru). Но я знал, что Юра перейдет в топ-клуб мирового уровня, что отношение к нему будет хорошее. И поэтому я пообещал Роману Абрамовичу отдать игрока ему».

Во время трансфера Жиркова вспоминался еще один переход из ЦСКА в «Челси» – в 2005-м в Лондон перебрался Иржи Ярошик, наговорив лишнего за неделю до сделки: «Абрамович действительно влияет на оба клуба. И если я буду нужен Моуринью, я согласен, что он может рассчитывать на соглашение между двумя русскими».

В 2010-м Абрамовича и Гинера засмущал уже не футболист, а премьер-министр Владимир Путин. На пресс-конференции в Цюрихе обсуждали чемпионат мира в России, и Путина спросили о помощи владельца «Челси»: 

«Он несколько лет работал на Чукотке и работал неплохо. С этой стороны его мало кто знает, все говорят о том, что он олигарх, купил футбольный клуб «Челси», это встречает в России положительные и отрицательные эмоции. Но господин Абрамович помогает и в развитии российского футбола, поддерживает и один из российских клубов». На этом моменте Путин обратился к Абрамовичу, который сидел в зале, с вопросом: «Какой клуб?». Абрамович не ответил, и Путин продолжил: «Он не скажет, это запрещено внутренним распорядком в вашем лагере».

 

На следующий день пришлось выкручиваться Гинеру: «Роман Аркадьевич спонсирует «Челси», а не ЦСКА. Я не знаю, что имел в виду Путин». 

Продолжения не последовало, но в 2014-м Гинер сделал красивое признание – впервые рассказал, что болеет за «Челси». Правда, уточнил, что Абрамович здесь совсем ни при чем: «Болею, и не потому, что его владелец Роман Абрамович. Я болел за «Челси» еще тогда, когда Абрамович не понимал, почему в футбол играют ногами, а ауты вбрасываются руками. Болел из-за того, что мне нравились игроки которые играли тогда в «Челси», особенно Дзола».

В июне 2016-го у ЦСКА наконец-то появился стадион, и Гинер мечтал открыть его товарищеским матчем с «Челси», но долго не мог получить разрешение пускать на трибуны людей. В итоге первая игра была в чемпионате – против «Терека». Гинер сильно переживал, его выступления редко звучали так скомкано:

«Мне очень неудобно. Считаю, что я даже подвел Романа Аркадьевича. «Челси» рассчитывал приехать к нам в рамках тренировочного периода, провести матч. Но, к сожалению, мы не успевали получить все необходимые бумаги. А играть без болельщиков мы не могли. Я очень благодарен Роману Аркадьевичу. Он решил вопрос, и «Челси» должен был приехать, но мы не успели. 

Надеюсь, что до весны мы все доделаем, и я буду снова просить Романа Аркадьевича, чтобы «Челси» в свободное время к нам приехал. Может, после окончания сезона или в какой-то другой момент. Многие удивляются: ты уже сделал открытие стадиона, зачем еще одно? Но мне бы все же хотелось устроить такой матч, порадовать болельщиков». 

Матча так и не было, но спустя год (Гинер к тому моменту не покупал игроков три трансферных окна) все снова обсуждали Абрамовича и ЦСКА. Только на этот раз Аркадия Абрамовича – старшего сына и главного наследника. Тогда ему было 23 года, он владел инвесткомпаниями ARA Capital Limited (названа по инициалам Аркадия), Crosby, Zoltav resources и газовым месторождением Бортовое, которое купил за 77 млн долларов. 

Российские медиа, ссылаясь на профессора-экономиста, бывшего главного научного сотрудника РАН (2013-2016) Никиту Кричевского, писали, что младший Абрамович вот-вот выложит за ЦСКА 300 млн долларов. Новость обсуждали около недели, но потом слухи разбил Роман Бабаев: «Это абсолютная чушь и не соответствует действительности ни в каком смысле. Думаю, эта информация появилась неслучайно накануне матча Лиги чемпионов, напоминает провокацию, рассчитанную на то, что футболисты будут думать не об игре. Зачем это делается, непонятно. Люди, которые распространяют подобную информацию… мягко говоря, не являются патриотами и делают все возможное, чтобы мутить воду».

Возможно, если бы ЦСКА все-таки перешел к Абрамовичам, мы не обсуждали бы сейчас госденьги в еще одном нашем клубе. 

Но уже, кажется, поздно. Тайная мечта бизнесмена (если она и была) в ближайшие годы точно не сбудется. 

ЦСКА стал государственным клубом из-за кредита по стадиону. Объясняем эту грустную историю

Похоже, в «Челси» все налаживается: Абрамович больше не продает клуб и снова думает про реконструкцию стадиона

Но он действительно мог продать «Челси». На него давили из-за политики

Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Илья Питалев, Владимир Вяткин, Алексей Никольский; Gettyimages.ru/Phil Cole, Tal Cohen