Молитвы Кордобы и Дзанетти, троллинг Матерацци, величие Снейдера и Это’О. Десять лет назад «Интер» сделал требл
«Лучший зум в истории», – подписал Марко Матерацци фотографию, которую выложил в инстаграм 10 мая. На связь с Матриксом вышли Иван Кордоба, Кристиан Киву, Франческо Тольдо, Паоло Орландони, Тиаго Мотта, Эстебан Камбьяссо, Деян Станкович, Майкон, Жулио Сезар, Диего Милито, Хавьер Дзанетти, Уэсли Снейдер, Жозе Моуринью и Массимо Моратти. «Конечно, мы планировали устроить что-то грандиозное, – рассказывали герои сезона-2009/10 накануне юбилея. Но обстоятельства помешали – праздновать годовщину пришлось на карантине, общаясь по видеосвязи.
В мае 2010-го «Интер» стал первой командой в истории итальянского футбола, которая сделала требл: выиграла Кубок Италии, Серию А и Лигу чемпионов. «Я мог бы написать книгу на тысячу страниц, о том сезоне, – признается Жозе Моуринью The Athletic. – Но сначала нужно спросить разрешения у парней. Слишком много запрещенных историй».
Очень хотелось бы, чтобы португалец все-таки нашел время для книги: за пределами поля было не менее интересно, чем на нем.
«Интер» купил Снейдера по совету бармена (по крайней мере, так говорит Моратти)
«Летом 2009-го мы с сыном отдыхали на море, он познакомил меня со своим другом, который держал бар на пляже, – рассказал недавно бывший президент «Интера» Массимо Моратти Gianlucadimarzio.com. – Тот сказал: «Президент, вам не хватает одного игрока, чтобы сделать команду непобедимой. Это Уэсли Снейдер из «Реала». Я следил за ним целый год, с ним вы можете выиграть Лигу чемпионов». Он казался таким уверенным, что я сразу позвонил Бранке и сказал купить этого Снейдера».
У Жозе Моуринью совсем другая история. «Нам нужно было тактическое разнообразие. Нужен был игрок, который свяжет полузащиту с нападающими, очень подвижный футболист. Уэс был идеальным вариантом, – вспоминает португалец в интервью La Gazzetta dello Sport. – Я слал ему СМС, но, честно говоря, даже не надеялся, что «Интер» его купит. Однако наш директор Бранка сказал, что нужно давить на Моратти. Я начал звонить президенту каждый день: купите Уэса, купите Уэса, купите Уэса».
За Снейдера «Интер» заплатил «Реалу» 15 миллионов евро. Голландец подписал контракт, а на следующий день вышел в старте с «Миланом». «Мы даже не тренировались вместе, – рассказывал Матерацци La Gazzetta dello Sport. – Но никто не удивился, когда Жозе объявил, что Снейдер в основе. Мы уже знали, что Моу – дьявол. Если он что-то делает, то знает, что так и нужно».
«Интер» уничтожил «Милан» 4:0. Снейдер не забил и не ассистировал, но, по словам Моуринью, сыграл невероятно. «Он провел фантастический сезон, – говорит Жозе. – Стал лучшим ассистентом Лиги чемпионов, сделал шесть голевых передач. Не знаю, почему его оставили без «Золотого мяча».
Это’О уговаривали перейти в «Интер» сообщениями. Нападающий согласился на менее выгодный контракт, но потребовал бонус в случае победы в ЛЧ
«Ибрагимович заявил, что хочет уйти и выиграть Лигу чемпионов. Мои помощники-итальянцы чуть не умерли от горя: «Без него мы ничего не выиграем!». Футболисты тоже не хотели, чтобы он уходил, – вспоминал Моуринью. – Я и сам переживал, но сориентировался: «А может ты уйдешь, и мы выиграем ЛЧ без тебя». Сумасшедшие слова, но атмосфера в команде изменилась. А я сказал Бранке, чтобы он попытался заполучить Это’О».
В сезоне-2008/09 Это’О сделал требл с «Барселоной», забив 30 голов в Ла Лиге и 6 в Лиге чемпионов. «Мне пришло сообщение с неизвестного номера: «Если ты перейдешь в «Интер», мы выиграем все». Я спросил у Альбертини, не знает ли он, кто это. Оказалось, Матерацци, – вспоминает Самюэль в интервью La Gazzetta dello Sport – Такого со мной никогда не случалось. Это сообщение сыграло огромную роль в моем выборе. А Марко стал братом.
Вскоре позвонил Моратти и на идеальном французском заявил: «Это’О, поверь мне: в «Интере» тебе будет очень хорошо, ты будешь чувствовать себя как дома». А потом Моуринью прислал фото футболки «Интера» с девятым номером: «Она твоя, она ждет».
Проблемы возникли, когда нападающий и руководство клуба начали обсуждать контракт. Это’О просил намного больше, чем предлагал «Интер», но уже решил, что хочет играть у Моуринью. Самюэль предложил превратить разницу в бонус для команды в случае победы в Лиге чемпионов в течение двух лет. «Через десять месяцев нам выплатили этот бонус», – вспоминает он.
«Сложно понять, почему он так ни разу и не взял «Золотой мяч», – говорит Моуринью. – Самюэль играл в лучших командах мира. Он забил очень много голов, трижды выиграл Лигу чемпионов, забил в двух финалах. Он многие годы определенно был лучшим нападающим в мире. Не знаю, как можно было не дать ему «Золотой мяч».
Мы играли ответный полуфинал с «Барселоной», остались вдесятером. Это’О перешел на фланг защиты. Он пошел на жертвы ради команды, готов был на все, чтобы победить. Это было именно то, что нужно в тот момент. Нам не требовалось забивать – просто выйти в финал. Самюэль стал символом того «Интера».
Перед финалом ЛЧ Моуринью попросил Это’О произнести речь: «Он уже выигрывал Лигу чемпионов, я попросил его объяснить, как это делается». «Я тогда говорил совсем немного, – вспоминает Самюэль. – Сказал что-то вроде «Финал не играют, его выигрывают. Или мы умрем на поле и привезем Кубок в Милан, или умрем, потому что не вернемся в Милан. Так что давайте постараемся вернуться с Кубком».
Милито называл Камбьяссо самым умным футболистом, с которым играл. От Эстебана вообще все в восторге
«Когда я закрываю глаза, то вижу, как Эстебан Камбьяссо двигает по столу на базе солонку, – рассказывал в книге Дзанетти. – «Если они поставят реджисту сюда – он ставит против невероятного талантливого полузащитника Солонки двух мощных хавбеков: Перечницу и Бутылку масла – мы отреагируем, переведя игру на фланги» и запускает в прорыв быстрого Бутылку с уксусом. Так могло продолжаться очень долго. Официанты наблюдали за тем, как по столу двигаются вилки, ложки, ножи, как защитники отрабатывают искусственный офсайд, и так далее, и так далее. Иногда его так заносило, что приходилось просто смахивать все со стола на пол, чтобы он хотя бы немного расслабился. Я не сомневаюсь, что он будет классным тренером».
«Самый умный футболист, с которым я играл? Нет сомнений – Камбьяссо», – расхваливал Эстебана Милито. «Просто феноменальный полузащитник», – говорил Моуринью.
Логично, что Камбьяссо, говоря о сильных сторонах того «Интера», обращал внимание на игровые составляющие, а не только на характер и сплоченность: «У нас были очень сильные футболисты, но этого мало. Команда должна уметь меняться, играть, исходя из соперника. Иногда мы очень хорошо защищались, иногда – мощно атаковали. Мы умели все. Защитники помогали атаке, нападающие – обороне. В этом секрет». Камбьяссо успевал везде: стал вторым в команде по количеству перехватов в чемпионате и ЛЧ и четвертым (после Снейдера, Милито и Это’О) по пасам под удар в ЛЧ.
Традиция аргентинцев перед матчами – мате с Самуэлем. Вальтер забил один из важнейших голов сезона, сыграв в атаке
Пикники, на которых Самуэль, Дзанетти, Камбьяссо и Милито готовили для всей команды асадо – южноамериканское блюдо из жареного на гриле мяса – футболисты «Интера» вспоминают с такими же эмоциями, как и победы в важных матчах. Но у аргентинцев была еще одна традиция – накануне матчей они пили мате.
Жена Дзанетти Паула говорила, что на поле Вальтер Самуэль напоминает убийцу из американских фильмов: борода, убийственный взгляд, абсолютно безжалостный. «Точно так же он вел себя, когда готовил мате, – рассказывал Хавьер. – Никто не мог вмешиваться. Он контролировал весь процесс, вплоть до самых мелочей».
В чемпионате-2009/10 дуэт Лусио и Самуэля в центре защиты обеспечил «Интеру» лучшую оборону – команда пропустила всего 34 гола. Но был момент, когда Вальтер сыграл в атаке, и это сработало.
«Интер» играл в гостях с «Сиеной», в матче 19-го тура. Худшая оборона против лучшей атаки Серии А, но к 85-й минуте «Сиена» вела 3:2. Моуринью был немногословен: «Самуэль! В их штрафную».
Снейдер сравнял счет со штрафного, а на 93-й Вальтер забил победный гол. «Я никогда не видел его таким взволнованным, – вспоминал Дзанетти.
Киву чуть не стал инвалидом – после перелома черепа он потерял чувствительность в левой руке
6 января 2010-го столкновение с нападающим «Кьево» Серджо Пеллиссье закончилось для Киву переломом черепа. «Я никогда так быстро не принимал душ, – вспоминает Матерацци. – После игры мы сразу помчались в больницу».
Операция прошла успешно – Кристиан мог стать инвалидом, но все обошлось. «Я скоро вернусь», – пообещал он одноклубникам и через два с половиной месяца уже был на поле. В старте его подменял то Давиде Сантон, то переходивший на левый фланг Дзанетти, но в финале Лиги чемпионов Киву вышел в основе.
Румын играл еще четыре сезона, но без последствий травмы не обошлось. «Когда я бил по мячу головой, левая часть тела немела. От головы до ног, – рассказывал он La Gazzetta dello Sport. – Когда такое случилось впервые, я в панике обратился к нашему врачу, а тот набрал моего нейрохирурга. «Не переживай, это просыпаются нервные клетки». Он меня успокоил, но привыкнуть к этому было очень нелегко. Это ощущение не пропадало до конца карьеры. Конечно, мне повезло, ведь все могло быть намного хуже. Я отделался тем, что потерял чувствительность в левой руке. Но с этим научился справляться».
«Балотелли страдал с Моуринью, а Моуринью страдал с ним»
Такими словами описывал отношения нападающего и тренера Хавьер Дзанетти. 19-летний Марио играл регулярно, с 9 голами стал третьим бомбардиром команды в чемпионате, но доставлял много проблем. Известной историей о том, как Моуринью на протяжении всего перерыва просил Марио играть аккуратно, а тот, выйдя на поле, получил красную карточку, все не ограничивается.
«Мы договорились встретиться в два часа в офисе, – рассказывал Моуринью. – Балотелли не приехал. Оказалось, он поехал смотреть квалификацию «Формулы-1». Сказал, что встретиться в офисе мы можем каждый день, а «Формула-1» в Италии бывает один раз в год».
Матерацци рассказывал, что после матча с «Барселоной» ударил Балотелли: «Перед игрой в автобусе, после того, как он узнал, что не попал в старт, Марио сказал: «Когда я выйду на поле, то буду плохо играть». Я сразу предупредил его. Он вышел и в контратаке ударил издали – черт знает как. Милито хотел его убить. Потом я ударил его – он заслужил. После игры я попросил Моуринью ставить меня против Балотелли в тренировочных матчах. Через несколько секунд игры он уже уходил в раздевалку».
У Моуринью были более гуманные методы. В матче с «Фиорентиной», уходя с поля, Балотелли бросил на землю перчатки и явственно проговорил в сторону тренера: «Какого хера ты хочешь?» После игры Жозе недвусмысленно хвалил Макдональда Маригу: «Умный человек, тренируясь с настоящими чемпионами, растет как футболист. Но если кто-то работает с лучшими и ничему не учится, то, возможно, у него в мозгу одна клетка, да и та повреждена».
Милито уверен – выиграть скудетто «Интеру» помогла его дочь
После 34-го тура «Рома» опережала «Интер» на одно очко. Римлянам оставалось сыграть с «Сампдорией», «Пармой», «Палермо» и «Кьево». Все были уверены – если команда Клаудио Раньери обыграет «Самп», то уже не упустит лидерство.
«Интер» играл на день раньше и победил «Аталанту» 3:1. Милито позвал Дзанетти смотреть игру «Ромы» к себе домой: «Я не справлюсь с давлением. Давай закажем пиццу».
К перерыву римляне выигрывали 1:0, разрывая «Сампдорию». Милито был на гране истерики, Дзанетти подбодрил товарища: «Не спеши, все еще может поменяться».
В перерыве доставили пиццу, и курьер чуть ли не бросился обнимать Милито: «Диего! Сколько голов ты забил! Я обожаю «Интер» и тебя!». Диего не выдержал: «Мои голы?! Мои голы?! Кому они теперь нужны? Вся проделанная работа, все жертвы… Посмотри на счет – «Рома» побеждает!»
Жена Милито заплатила за пиццу и передала ему на руки маленькую дочь. Девочка уснула, «Сампдория» пошла в атаку. Софи хотела забрать малышку, но Диего прижал ее к груди: «Даже не мечтай. Как только я взял ее на руки, игра изменилась. Она останется со мной».
Диего Милито с дочерью в 2020 году
Паццини сравнял счет, мы праздновали словно ультрас на стадионе. Софи не сдавалась: «Диего, дай мне ее. Я хотя бы поменяю подгузники». Милито даже не смотрел на жену: «Она будет со мной до самого конца. Разговор окончен».
Раньери выпустил четвертого нападающего. Малышка открыла глаза. Софи завелась: «Диего! Сейчас она расплачется!» Милито стоял на своем. Через пять минут Паццини забил второй гол. «Софи, дорогая! Держи! Она выиграла этот матч!»
«Интер» вышел на первое место, опережая «Рому» на два очка. Команда Моуринью выиграла три последних матча: у «Лацио», «Кьево» и «Сиены». Единственный гол «Сиене», принесший «Интеру» скудетто, забил Милито. До этого – победный гол в финале Кубка с «Ромой». После этого – дубль в финале Лиги чемпионов с «Баварией».
В полуфинале с «Барселоной» Жулио Сезар сделал лучший сэйв в карьере. Моуринью мотивировал бразильца, унижая его
«Когда я возвращаюсь в Милан, меня узнают на улицах и говорят только о том сэйве», – рассказывает Жулио Сезар. После победы дома 3:1 «Интер» остался в меньшинстве на 28-й минуте ответного полуфинала с «Барселоной» – удалили Тиаго Мотту. На 33-й Лионель Месси бил из полукруга перед штрафной – рядом со штангой, почти наверняка. Но Сезар в прыжке дотянулся до мяча. Марко Матерацци на радостях сломал скамейку запасных.
«Лучший ли это сэйв в моей карьере? Так все говорят, хотя я много раз спасал свои команды. Но, знаете, в детстве нас учили – радоваться нужно не красивым сэйвам, а важным. А этот – точно самый важный за все время, что играл. Я взял практически неберущийся удар», – говорил бразильский вратарь.
По словам Жозе Моуринью, только в команде, которая на 100% уверена в себе, вратарь может делать такие сэйвы. Мотивировать Сезара приходилось по-разному: Жозе говорил ему, что бразилец боится мяча, что он вратарь уровня Серии С. После ошибки Жулио в матче с «Фиорентиной» (2:2) Моуринью выдал: «Тебя не видно на поле, даже когда ты выходишь из ворот. А вратаря должно быть видно, он должен пугать соперников. С завтрашнего дня играешь в желтом – чтобы тебя было видно».
«Мы много ссорились, – вспоминал Сезар. – В конце сезона я чуть ли не угрожал ему – говорил, что лучше не доводить все до разговора один на один. Этого Жозе и хотел».
Кордоба и Дзанетти считают, что победить в ЛЧ им помогли молитвы
15 мая, за неделю до матча с «Интером», «Бавария» забила «Вердер» в финале Кубка Германии – 4:0. Моуринью был на матче и после финального свистка отправил сообщение Марко Матерацци: «Мы победим. 2:0». По словам Жозе, после матча в Барселоне у него не было сомнений – «Интер» выиграет Лигу чемпионов.
В команде не были настолько уверены в успехе. 22 мая – день памяти Святой Риты Кашийской, монахини, которая считается заступницей в безнадежных ситуациях. Верующие южноамериканцы решили, что это знак.
«Я очень набожный, – рассказывал колумбийский защитник Иван Кордоба. – Мы с Дзанетти зажгли свечи в честь Святой Риты, молились. Просили о чуде. Рассказывали, что болельщики «Интера» 45 лет ждут эту победу. Я считаю, что нам помогли небеса. Милито, который забил два гола, играл под 22-м номером. Это не может быть совпадение».
«Мой отец не особо религиозен, – писал Дзанетти в книге «Персональная опека». – Он бывал в церкви всего несколько раз: на венчании, на крещении детей. Мама – очень верующая, и я всегда ходил с ней в старенькую церквушку на окраине нашего города. Так что я сходил в церковь в Милане, перед вылетом в Мадрид. А потом, вечером перед матчем, молился вместе с Кордобой».
После победы над «Баварией» Матерацци надел футболку с надписью «Вернуть вам и этот трофей?» – стебал «Ювентус». Марко был любимцем тифози, хотя и играл мало
«Тогда как раз пошли разговоры, что «Юве» хочет вернуть себе скудетто 2006-го, – рассказывал Матерацци. – Я должен был отреагировать. Осталось подождать подходящий момент».
Если кто-то из игроков «Интера» и должен был задеть «Ювентус», то именно Матерацци – история его нелюбви к туринскому клубу тянулась с начала нулевых, когда «Перуджа» не дала «Юве» стать чемпионом, и Марко с Антонио Конте через журналистов обменивались оскорблениями. Принт, придуманный Матерацци, стал очень популярен среди болельщиков, которые обожали Матрикса. В том сезоне он играл мало (13 выходов в основе), но Моуринью называет Матерацци одним из важнейших игроков команды, а Марко португальца – отцом, братом и другом.
Символично, что именно на плече у Матерацци Жозе расплакался после финала, когда уже подписал контракт с «Реалом». «Я двадцать дней уговаривал его не уходить, говорил ему: «Ты понимаешь, на кого нас оставляешь?», – рассказывал Матерацци. – Тогда уже ходили слухи о Бенитесе, но не в нем было дело. Я просто не хотел расставаться с Жозе».
«Почему я обнял тогда Марио? Он был воплощением всей нашей грусти и символом той команды, – вспоминает Моуриньо. – Матерацци не играл в основе, но всегда помогал, когда мы в нем нуждались. Я – католик, верю в знаки. Возможно, в тот момент его ко мне послал бог. Обнимая его, я обнимал всех моих футболистов».
«Не хотел прощаться с игроками и просто сбежал». Моуринью вспомнил великий требл-2009/10
Фото: РИА Новости/Антон Денисов; Gettyimages.ru/Claudio Villa, Shaun Botterill/; globallookpress.com/Alan Walter/ZUMAPRESS.com, Andy Hooper/ZUMAPRESS.com, Xinhua/ZUMAPRESS.com, Zeng Yi/ZUMAPRESS.com, Panoramic/ZUMAPRESS.com, imago sportfotodienst; instagram.com/diegomilito
Типикал бчк.
Ps. Каким же нужно быть идиотом, чтобы не взять Камбьяссо и Дзанетти на чемпионат мира и сделать ставку на Игуаина, когда Милито рвал и метал. Марадона...