13 мин.

1989. Поход на фоне прощального матча Олега Блохина

Тринадцатая статья рубрики «Молодость на фоне матчей сборной СССР чемпионата мира-1990» (условно)

 

ф

Все-таки приятно вспоминать годы молодости, когда сам был рысаком и выбивал искры из-под копыт. Когда, казалось, что весь мир для тебя, и нет невыполнимых задач. Когда все решалось по ходу действия, и все проблемы решались по мере их возникновения. Когда хотелось и моглось. Причем во всех смыслах. Когда воспринимаешь все происходящее вокруг с налетом позитива и юмором. Не дала подруга? Значит, не та подруга. Влетел на «бабки»? Так заработаю еще! И вообще, деньги – это пыль, но лучшие чтобы её побольше было в твоих карманах. А алкоголь и сигареты – это зло, с которым будем бороться, усиленно уничтожая его с подругами, чтобы они потом не оказывались не теми.

В поход мы идти совсем не собирались. Работали себе в командировке на асфальтном заводе (как именно, читайте в предыдущей части сего цикла), ремонтировали дороги в родном селе, по пути «облагораживая» за магарычи и определенные вознаграждения дворы местных жителей асфальтом, и даже не помышляли о каком-либо отдыхе. И тут во время ремонтных работ возле местного продмага, где была конечная остановка автобуса, подъехало несколько машин, принимающих у населения абрикосы. А 1989 год был в этом плане очень урожайным. Вот и решили мы с моим соседом Юркой-афганцем метнуться по своим домам, и набрать абрикос. С кооператорами договорились, чтобы подъехали к нам ко дворам через полчасика. И, в итоге, каждый заработал по две сотки. По тем временам хорошие деньги. И тут же перед нами стал вопрос, куда их потратить? Но он тут же растаял, как июньский туман на первом солнышке на речке, когда к нашей ударной бригаде подошел бывший одноклассник Юрия, Серега. Накачанный такой детина, чем-то напоминающий Шварценеггера. Причем ему не нужно было для этого сильно усердствовать в качалках. Он такой по жизни и сейчас. Девушки его любили, потому, как кроме стальных бицепсов имел еще и смазливое личико. Да и язык был подвешен в верном направлении. Правда, при таких внушительных габаритах часто проявлял, как бы это помягче сказать, нерешительность в драках, там, где сомневался в своей победе. Но кто из нас без недостатков по жизни? Одним словом, Серега пытался быть крутым на фоне более слабых, а с равными старался не связываться, или дружить, в смысле лебезить. Но, опять же, читайте про то, кто из нас без недостатков по жизни?

- Привет, работяги! – окликнул нас Серега, - Над чем замыслились?

- Та вот с Саней четыре сотки с абрикос сняли, теперь вот думаем, куда бы их «определить», - ответил Юрий.

- Так пошли в поход! На три полных дня, с двумя ночевками в плавни. Пока вы тут машину асфальта раскидаете, я все организую! Куплю, что нужно. Только вот с бухлом проблемы. Где взять днем? (Справка, в наших степях в то время алкоголь ровно с двух часов)

- Та без проблем, - подписался в разговор один из наших рабочих. Тезка Р. имел «мохнатую лапу» в местном продуктовом магазине, и мог достать выпивку в любое время, пока заведение работает. Даже если, например, на прилавках один коньяк «Белый аист» по 25 рэ (мож 15, уже забыл), через него можно было достать водку по 12 «рваных» (при официальной цене в 9.10). То есть с переплатой, - Для вас все возьму по госцене. Только мне бутылка белой!

- Пилите, Шура, они золотые! – обрадовался автор этих строчек, тыча тезке сотку.

- Шо, шо?

- В магазин иди, шо, – засмеялся Юрка-афганец, добавляя вторую сотку, - А шо ты имел в виду? – спросил он у меня, когда наш посланец исчез в служебном входе магазина с тыльной части помещения.

- Шура Балаганов, про такого слышал? – ответил вопросом на вопрос. В ответ недоуменный взгляд, - Остап Бендер, знаешь? – утвердительный кивок головы, - Это оттуда.

- А-а-а, - протянул Юрка, - Ну, не всем же быть профессорами, типа тебя, - засмеялся…

«Юхим» был хулиганом. Из тех, для которых любимая книга – это «Букварь». А после Афгана и отсидки, так и вообще книги в руки не брал. Тем более что Ильф и Петров в программе изучения литературы советских школ отсутствовали.

 

Пока мы затаривались водкой и вином, к магазину подлетел на «Яве» еще один дружок и одноклассник Юрки и Сереги – Витек. Именно тот, с которым я играл-переиграл в группах, а в 1989-ом в веселовском «Кроссворде».

ф

Группа «Кроссворд»-1988. В этом коллективе я играл зимой-весной 1989 года на электроударнике. Есть здесь и Витек. Кстати, «Ямашка», которая слева, и до сих пор пылиться в моей хате в очень даже рабочем состоянии. «Кроссворд» официально назывался кооперативом. То есть официально зарегистрированным коллективом, который исправно платил налоги, и выступал на свадьбах, вечерах и концертах. Причем репертуар был самый разнообразный, больше 500-от отрепетированных песен и композиций. Ветеранам на 9 мая сыграть – пожалуйста. «Молодежи» 1960-х – тоже. Не говоря о новых популярных хитах и шлягерах. И лично мне это очень импонировало. Каждый музыкант покупал себе личный инструмент за свои деньги. Витек, кроме того, что был вокалистом, еще мастер на все руки – соло-гитара – та ради Бога! Клавиши – вперед! Саксофон – сейчас возьму, и понеслась «Долгая дорога в дюнах». Баян, или аккордеон на свадьбах для раздушевных песен в толпе приглашенных, пока мы, музыканты, отдыхаем, тоже не проблема. Незаменимый человек.

Для игры на концертах «Кроссворд» брал типа в аренду YamahaDX7, дорогущий аппарат по тем временам. Стоил больше «Жигулей». А для свадеб и других мероприятий годилась и  советская «Электроника». «Ямашку» PSR-ку, что на фото, тоже брали на время. «Корг» лично Лариса купила. Просто я клавишник, и интересовался. Усиление – советская «Эстрада» с мечтой купить трехполоску.

Одна была проблема у «Кроссворда». Текучка кадров-ударников. На фото по центру парень, у которого имелось «Амати» (нормальная такая кухня). Но он часто был занят. После был односельчанин (тоже в первой половине 1980-х играли в родном селе), который купил в Харькове самопальную двойку-электроударник типа «Сименс». Когда уезжал, оставил на время двойку шестигранников «Кроссворду». На нем я и гепал палочками, пока не пошел работать в стройбригаду по истечению положенных трех месяцев «отгула» после дембеля в Советской Армии.

 

 

К походу подготовились быстро. Хоть нам и нужно было работать в пятницу – напомнили нашему официальному бригадиру, как его дважды отпускали на похороны и он потом еще по пару дней не работал. Прикомандированный к нам водитель с «ЗИЛом» тоже имел свои планы насчет пятницы-субботы, чтобы подзаработать налево на асфальте. Ну Саня Р… Ему все равно было. Могарь поставили, и хорошо. Отмажу, типа поработаем и так дальше. Дома продуктов завались. Выкопал каждый на своем огороде по пару ведер картошки – с головой хватит. Сало, рыба, соль, сахар, укром, петрушка, огурцы… Все на огородах, в погребах и хатах. Консервы, крупы и прочую продуктовую лабуду в магазе приобрели. Все в течение двух часов. Лодка для перевозки всего у Юрки. Палатки тогда были в каждом доме. Решили взять три. Одну – для продуктов, плюс четырехместную и двухместную.

Но самое главное, это были подруги. У Юрки проблем не возникло – будущая жена. Витек тоже мотнулся в Берислав и под вечер привез еще одну Танюху. Когда я ее перевозил на лодке в плавни, она меня сразу не узнала. Усы я сбрил. С зимы отростил патлы, что даже когда раков ловил, то маску иногда застилали….

Кстати, про раков. Смотрим на первое фото. Сейчас так выглядит бывшее рачное место под названием Вал. Там, где трава и песок, раньше рос густющий камыш, гораздо больший, чем со стороны плавен. А где два п-образных настила, там и был обрыв метров на шесть со сплошными норами. А там клешня на клешне, да и еще по ракушняку по дну столько же (200 – 400 штук максимум минут за 20 запросто, особенно если помощник на лодке сверху и две руки свободны). Причем один наловил раков, второй, за ним, смело может через полчаса нырять. В норах, конечно же, прежнего изобилия уже не будет, так, на треть. Зато по дну собираешь раков, словно урожай абрикос с деревьев) Конечно же, классное место для отдыха предприниматели забацали. Но какое же отличное рачное место угробили(

 

Вот если плыть слева направо (на фото), то, как раз скоро и было место нашего отдыха в плавнях.

ф

Это для пущего ощущения, в какой мы красоте живем. Фото со Скели. Вдали Коса и выход с Малого Козака в Козак. А где на фотке дерево «перекрывает» речку, там и есть Вал. Видно, кстати, какой был камыш.

 

Поход удался. Впрочем, как и все, которые были до и после него. Только у каждого свои приколы. Здесь вышло, что нам с Серегой нужно искать пару, потому как на данный момент ни с кем не встречались. Юрка с будущей женой и Серега поплыли в соседнее село за девушками, прихватив дэбэлый магарь. А мы с Витьком и его Танюхой развели костер, и под варево мною наловленных два ведра раков начали петь под гитару. Танюха все сокрушалась, мол, не знала, что ты будешь в походе, иначе бы позвала с собой подругу Свету. А я был рад, что ее не было…

Познакомились мы на февральской свадьбе (где играл «Кроссворд») в Бериславе, которая мне запомнилась тем, что по неопытности стер руки до кровавых мозолей, ведя ритм в вечных пятнадцатиминутных умцалках (это когда одна забойная песня ум-ца, блатняк, типа, «Ах, Одесса…», в одной тональности без перерыва сменяет другую, например «7.40», в тональности ля минор). Витек с Танюхой уже до этого был знаком и времени от времени устраивали между собой страстные «романтические» встречи. Я со Светой тогда только познакомился. Эффектная длинноволосая шатенка с красивыми зелеными глазами. Про фигуру промолчу. Увидел – захотел. Потом парочку раз Витек брал меня с собой в Берислав, где оставлял тет-а-тет со Светланой (дальше сам ездил по желанию). Все было класс. Поначалу. Близость в экстремальных условиях (была ведь зима, а хаты у нас не было), а потом и в тепличных. Букеты цветов от меня и куча страсти в ответ от нее. Но, увы, меня к этой красавице сильно не тянуло. Было что-то в ней такое… отталкивающее. Встретились – искры! Нет, та й ладно. Как говорят в народе: «Это не любовь»…

 

 

Представьте себе. Блики костра. Запах раков, которые варятся в укропе. Гул комариных роев, которые к костру не рискуют приближаться. А которые рискнули, тут же и сложили свои хоботы под хлесткими ударами человеческих ладоней на своем лице. И подобная песня под акустическую гитарку. Причем не под какой-то там «шестирублевый» (12-рублевый) совок (где нужно настройку вести чуть-ли не плоскогубцами), а под старый болгарский «Хемус». Да и еще солист петь дока. И все ему подпевают. Так потом делали все время своего присутствия в походе.

А было еще, на вторую ночь. Напились днем, конечно, мы прилично. Проспались. Украинская ночь. Тишина над гладью реки – обалдеть. Отдыхать местных в подобные нам походы приплыло с десяток компаний. Все знают, что посередине два музыканта. Я сажусь за весла. Рулю лодку на середину реки. Бросаю весла. И в тишине Витек, Юрка и я во все горло под гитару…

 

Сразу же со стороны плавень появляются фанатки, которые орут вместе с нами. Хлопцы то их бухают как раз, про них на время забыли, а тут такая романтика. Не успели закончить одну песню, пошли «заказы» с берега. А нам не привыкать. И понеслось…

 

 

Акустика такая в тишине ночи, что любой концертный зал отдыхает!!! И понеслись вопли: « Хлопці, давай до нас!». Не-е-е, у нас своя свадьба, а у вас своя.

Отдохнули хорошо. Юрка с Танюхой и Серегой привезли двух «недостающих» красавиц. Еле нагнали по «шабашу» в воскресение. Все просили продолжения банкета. В смысле, во всем. Если музыканты отдыхают, то это красиво. Мы бы и сами были бы не против еще пару деньков кутнуть, как следует. Тем более, что не ужирались, все в меру, без излишеств.

Отвезли «арендованных» девушек к их селу. Отдали половину спиртного, что осталось (где-то около десятка бутылок водки), и поплыли обратно домой. Опять перевозка. Помощь другим односельчанам, отдыхавшим в плавнях, в этой самой перевозке вещей с плавни на Косу. Свое развезли. И снова начались трудовые будни.

Через парочку дней нас с Юркой обломали, что мы не прикомандированные к асфальтному заводу. А уже, было, приготовили свои дворы к асфальтированию, ждали до последнего, потому что нас проверяли, и не могли сразу этого сделать. Здесь, как в пословице, сапожник без сапог. А потом и подошла очередь мне сдавать документы в Львовский институт имени первопечатника Федоровича (Федорова). Об этом у меня есть на личном блоге. Кто захочет, тот найдет.

 

Прощальный матч Блохина описывать не буду. Даже не скажу, когда он произошел – до, или после нашего похода. Но я его СМОТРЕЛ! Это был ПРАДНИК! Но вы только представьте себе. Переполненный стотысячник Республиканского стадиона. Ажиотаж в самом Киеве невероятный (со слов бывших на трибунах). На поле выходят «звезды» советского футбола.

ф

Фёдор Черенков («Спартак» Москва), Олег Лужный («Динамо» Киев), Виктор Чанов («Динамо» Киев), Сергей Горлукович («Локомотив» Москва), Сергей Алейников («Динамо» Минск), Александр Чивадзе («Динамо» Тбилиси - ветеран). Нижний ряд: Олег Блохин («Динамо» Киев), Юрий Савичев («Торпедо» Москва), Александр Бородюк («Динамо» Москва), Сергей Балтача («Ипсвич» Англия), Владимир Бессонов («Динамо» Киев).

 

По большому счету, это была та сборная СССР, за некоторым исключением, которая играла в отборочных играх чемпионата мира-1990. Тренировал всю эту «звездную» компашку Валерий Васильевич Лобановский. Думаю, все догадывались, что матч завершится вничью. Но все равно шоу удалось.

Кстати, вызывали вопросы, кто такой, например, Касало? Не все мировые «звезды» смогли приехать в тот день, 28 июня 1989 года в Киев. Всех остальных в той, или иной мере болельщики знали. Кто был действующим игроком в самом расцвете сил, кто подавал большие надежды (как вот Савичевич), а кто уже и завершил карьеру. Ну и приколы Пфаффа с Блохиным… артисты)

 

СССР - «ЗВЕЗДЫ МИРА» - 3:3 (1:1)

28 июня 1989 г. 

Прощальный матч Олега Блохина.

Киев. Республиканский стадион. 100000 зригелей. 

Судья: Алексей Спирин (СССР).

СССР: Чанов (Черчесов – «Спартак», 46), Бессонов (О. Кузнецов- «Динамо» Киев, 80), Чивадзе (Баль – «Динамо» Киев, 46), Балтача, Горлукович (Оганесян - ветеран, 75), Лужный (Яремчук – «Динамо» Киев, 50), Алейников (Литовченко – «Динамо» Киев, 46), Черенков (Родионов – «Спартак», 46), Бородюк, Ю. Савичев (Протасов – «Динамо» Киев, 46), Блохин (к) (Беланов – «Боруссия» Менхенгадбах, 46).

Тренер: Валерий Лобановский.

Звезды мира: Пфафф (Бельгия), Джентиле (Италия), Кирарте (Мексика), Спасич (Югославия) - Штилике, (ФРГ, 69), Штилике (ФРГ) - Фёрстер, (ФРГ, 46), Касало (Югославия), Антоньони (к - Италия) – Дирсеу (Бразилия, 46), Брайтнер (ФРГ), Рошто (Франция) -  Охана (Израиль, 46), Детари (Венгрия), Савичевич (Югославия) -  Блохин, ( СССР, 46).

Тренер: Франц Беккенбауэр.

Голы: Бородюк (19), Савичевич (20), Беланов (51 - с пенальти), Дирсеу (56), Блохин (90 - с пенальти), Балтача (90).

Предупреждение: Черчесов (68).