8 мин.

Что такое Мультиметр – как пользоваться, для чего нужен

Не секрет, что с того самого момента как вы купили новый автомобиль, он тут же начал стареть. Хорошо, если он не подбрасывает вам сюрпризов в течение долгого времени. Однако рано или поздно поломки возникнут. Чего уж говорить о подержанных автомашинах со сроком эксплуатации от пяти и более лет. Ничего не бывает вечным, особенно если речь идет об узлах и агрегатах, на которые постоянно выпадает нагрузка. Они начинают выходить из строя. Одна из таких проблем бывает связана с электрикой. Даже самые надежные автомашины японского производства порой начинают хандрить, чего уж говорить о европейских, американских или южнокорейских марках. О «китайцах» в связи с этим вообще отдельный разговор. Если перефразировать главного героя из фильма «Белое солнце пустыни», — электрика дело тонкое. Удалось выявить проблему, считайте, что на две трети ремонт выполнен, а то и наполовину. Но как ее обнаружить? Вот тут и понадобится простой, но очень важный прибор — мультиметр.

Какие виды ремонта не стоит делать у официального дилера

Что такое мультиметр

Мультиметр — это электрический прибор, который измеряет напряжение, сопротивление и силу тока. Его можно приобрести как в любом автомагазине, так и заказать по онлайн. Стоимость варьируется от нескольких сотен рублей до тысячи и больше. При этом дорого, не значит хорошо. Иногда самый простой и дешевый мультиметр позволяет быстро найти проблему и разобраться с ней. С помощью мультиметра можно провести диагностику электрики автомобиля. Иногда ремонт, который кажется очень сложным, можно выполнить самостоятельно и очень быстро. Мультиметр в этом случае надежный помощник.

Из чего состоит мультиметр

Сначала познакомимся с прибором. Он электрический, значит, не будет работать без источника питания. Обычно им служит простая батарея типа «Крона». Она может проработать не один год и даже посоревнуется в долговечности с самим прибором, учитывая, что проблемы с электрикой возникают не каждый день и даже не каждый месяц. Зачастую такой батарейки хватит на весь срок эксплуатации мультиметра.

Устройство прибора тоже предельно простое. В него встроен дисплей как на обыкновенном калькуляторе, куда выводится информация. На корпусе есть круглый переключатель управления режимов, два провода, обычно красного и черного цветов, с щупами. Для этих щупов в корпусе есть несколько гнезд или портов. Их важно знать и не путать.

  • первый подписан тремя литерами СОМ, в это гнездо вставляется щуп черного цвета, он выполняет функции «минуса», «ноля» и «земли»;

  • посредине порт, куда вставляется щуп красного цвета, это делается для измерения напряжения и сопротивления в сети;

  • третий порт тоже для красного щупа, но функции другие, сюда он вставляется для измерения силы тока постоянного напряжения в сети до десяти ампер.

В большинстве случаев для замеров и проверок используется только первый и второй порт, поэтому можно просто запомнить, что черный щуп для заземления вставляем в крайнее отверстие, оно же «земля», а красный посредине. В данном случае не возникнет никакой путаницы. Третий порт используется очень редко.

Панель управления мультиметром

На рынке можно встретить мультиметры разной конфигурации, размера, не говоря уже о расцветке. Но, главное, принцип их работы один, и так или иначе все их детали похожи. Везде есть дисплей, «пульт управления», три отверстия, куда вставляются красный и черный провода. Для примера возьмем самый распространенный вариант и разберемся, что означают те или иные положения переключателя управления. Идем по часовой стрелке:

  • OFF — в этом положении мультиметр отключен и работать не будет, если же он в любом другом положении, то значит потребляет электроэнергию, будьте внимательны и отключайте прибор после работы;

  • V~ — в данном положении измеряют переменное напряжение;

  • А (ампер) — все просто, измерение силы тока;

  • hFE — важное положение, в котором происходит измерение состояния транзисторов, обратите внимание на неровный «дуршлаг» расположенный рядом;

  • °⁾)) (точка, как в обозначении с градусами и три смайлика) — конечно, скобки это не смайлики, а обозначение того, что в данном положении проверяется рабочее состояние проводов и клемм, наверняка слышали выражение «прозванивать провода», это наиболее популярная процедура у электриков и автолюбителей;

  • Омега Ω — вспоминаем школьный курс физики, тут измеряется сопротивление тока;

  • V⎓ — и еще раз физика, в данном случае измеряется постоянное напряжение.

Как работать с мультиметром в автомобиле

Теперь приступаем к работе. В теории мы ознакомились, как должен действовать этот прибор, теперь применим знания на практике. Итак, какая-либо из кнопок, клавиш автомобиля не срабатывает после нажатия. Как говорят учебники, сначала нужно проверить, жив ли предохранитель. Допустим, с ним все в порядке, значит проблема с электрикой. Тут немного теории, как правило электросистема автомашины состоит из соединений проводов, они последовательно переходят друг в друга. Нам нужно найти «начало» и «конец». Достаточно один из щупов, неважно какого цвета, присоединить к началу, другой к концу. Если все прозванивается, значит электросистема в порядке. Ничего не слышно, — возникла проблема и проводку нужно заменить.

Второй эпизод. Проверяем состояние аккумуляторной батареи. Любой водитель… хорошо, большинство водителей знают, что АКБ представляет собой обыкновенную батарею, источник тока, в ней он постоянный, а напряжение составляет 12V. Ставим на мультиметре рычагом управления положение V⎓20 и начинаем замер. Для этого щуп черного цвета должен быть установлен в положение «минус», красный на «плюс». Смотрим на дисплей, если АКБ заряжена полностью, то на экране увидим значение 12,6V. Если напряжение меньше 12 вольт, то аккумулятор нуждается в дозарядке, если меньше 11,6 вольт, то батарея полностью разряжена.

Переходим к следующему этапу. Предположим, что аккумуляторная батарея заряжена. Оставляем все щупы в том же положении, заводим мотор и включаем по максимуму разные потребители энергии: свет, музыку, фары, кондиционер и т.д. Если показатели на экране падают, то проблема с генератором, аккумулятор не будет заражаться. Если же зафиксирован значительный рост, например, больше 15,5 вольт, то это тоже плохо. Происходит перезаряд и, значит, узел неисправен. Диапазон, в котором все в норме, должен быть от 14 до 15,5 вольт. Если на дисплее высветилась требуемое число, значит, все в порядке.

В электросистеме любого автомобиля есть и другие приборы, состояние которых можно проверить при помощи мультиметра. Под капотом множество датчиков и катушек. Для проверки нужно завести мотор, подсоединить щуп черного цвета к черной клемме, а красным проверить колодку. Если на экране меняются показания, значит, все в порядке, — есть питание, проводка находится в исправном состоянии. Часто случается, что перегорает лампочка. Нужно включить зажигание, снять колодку, подключить мультиметр. Если на дисплее появились цифры, значит, ток поступает исправно. Меняем лампочку на новую и забываем о проблеме.

Мультиметр позволит проверить и сопротивление проводов высокого напряжения. Тут нужно быть осторожным, но сама процедура проверки довольно простая. Щуп любого цвета прикладываем к одному концу проводки, второй щуп к другому. Рычажок управления устанавливаем на 20k или 20 килоОм. Смотрим на экран, при нормальном рабочем состоянии в проводах высокого напряжения на дисплее должен высветиться показатель от 3,4 до 10 кОм. Даже состояние тормозной жидкости можно проверить нашим прибором. Вновь рычажок управления в положение 20V, щуп красного цвета к плюсовой клемме аккумуляторной батареи, а черный в бачок с тормозной жидкостью. Если на экране горит значение пять вольт, то все в порядке, если в два раза больше, то тормозную жидкость нужно менять, поскольку в ней около пяти процентов воды.

Мультиметр поможет определить утечку тока. Можно сколько угодно игнорировать эту проблему, но она касается каждого автолюбителя и его машины. Происходит это почти всегда. Другой вопрос, насколько она критична? Поэтому проверку время от времени проводить нужно. Если больше 80 мегаампер, то это уже проблема и ее нужно решать. Для проверки ставим крутилку в положение 20mA. Скинем черную клемму с батареи и один щуп подведем к скинутой клемме, другой на «минус» аккумулятора. Так определяется утечка тока в разрыве массы. То же самое делаем и с плюсовой клеммой. Теперь начинаем один за другим вынимать предохранители, тем самым мы просто размыкаем разные сети. Смотрим на экран, как только утечка исчезает, — проблема найдена. важное замечание, во время этой проверки все источники питания в автомобиле должны быть отключены, а щуп красного цвета должен быть в положении 10А.

Краткие выводы

Простой и очень дешевый прибор может заменить поездку на станцию технического обслуживания и позволит сэкономить значительные средства. Мы рассказали только о части основных узлов и агрегатов автомобиля, которые можно проверить самостоятельно, не обращаясь за посторонней помощью. К тому же, как видите, сложностей в проведении диагностики нет никаких. Если же включить поиск в интернете, то можно обнаружить еще больше возможностей мультиметра. Прибор может всегда пригодиться, пусть он составит компанию в багажнике аптечке, инструментам, насосу и другим полезным вещам.

Тросс сцепления – как и когда менять, что такое, как устроен

Промывка двигателя – как она делается и насколько необходима