8 мин.

Биография Дженсона Баттона

Поклонникам автогонок хорошо известно имя Дженсона Баттона. На протяжении карьеры спортсмен менял классы, машины и команды, но непременно добивался хороших результатов. Британец прошел путь от никому неизвестного победителя национального турнира по картингу до чемпиона мира в престижной серии гонок Формулы-1.

Правила соревнований по ралли-кроссу

Основная информация о спортсмене:

  • Имя – Дженсон Баттон;

  • Карьера – гонщик, спортсмен, комментатор;

  • Дата рождения – 19 января 1980 года;

  • Знак зодиака – козерог;

  • Место рождения – Форум, Великобритания;

  • Рост – 182 см;

  • Семейное положение – женат.

Детство и юность

Полное имя спортсмена Дженсон Александр Лайонс Баттон. Он родился в 1980 в Великобритании в городе Фрум. Он находится на северо-востоке графства Сомерсет. У гонщика многонациональная и многодетная семья. Баттон был четвертым ребенком в семье.

Отец Баттона Джон был известным гонщиком в Великобритании. Джон родился в лондонском Ист-Энде. Пилот был достаточно успешным, пик карьеры старшего Баттона пришелся на конец 1980 – начало 1990 годов. У Джона Баттона было прозвище Колорадский Жук. Мать будущего гонщика Симона Лайонс, имела африканские корни. Она вела домашнее хозяйство и следила за благополучием детей и семьи.

Из-за больших успехов старшего Баттона Дженсон с ранних лет увлекся автогонками. Сперва Дженсон гонял с местными ребятами на велосипедах, а потом пристрастился к трансляциям гонок класса Формула-1.

В 1987 году родители Дженсона развелись. Мальчик остался жить с матерью и сестрами. Первое обучение будущий гонщик получил в обычной общеобразовательной школе, в это же время он начал брать первые уроки картинга. Тренировки мешали обучению в школе, но все же обязательное образование Дженсон получил. Сдам квалификационный экзамен будущий спортсмен только со второй попытки.

За успехами сына в картинге пристально следил отец. Именно он подарил Дженсону гоночный автомобиль без кузова и разрешил тренироваться на трассе Clay Pigeon. За тренировки Дженсона отвечали профессиональные тренеры, что привело к весомому прогрессу. Юный спортсмен освоил ключевые приемы вождения. Баттон имел в своем активе несколько побед на внутренних турнирах. Среди наиболее важных стоит выделить звание чемпиона Великобритании, которое он взял с юношеской командой Wright Karts.

Гонки

Уже в юные годы Дженсон загорелся целью покорить Формулу-1. Опыт и связи отца помогли перескочить несколько промежуточных стадий и сразу пробиться в младшие серии. Баттон не спешил сразу попасть в королевскую серию, так как понимал, что ему недостает опыта. Для получения последнего был сделан выбор в пользу серии Formula Ford.

В конце 1990-х годов спортсмен получил премию Autosport BRDC Award. В это же время он становится вице-чемпионом европейского турнира автогонок. Благодаря успехам на других турнирах Баттона пригласили для тестовых заездом на болиде Формулы-1 от команды McLaren. Попробовав свои силы на болиде McLaren MP4/14 Дженсон понял, что пора переходить в новую серию и выбор пал на Формулу-3.

Полный сезон в Формуле-3 Баттон не провел, так как на молодого гонщика обратил внимание Ален Прост. Юное дарование из Фрума, под давлением отца и президента команды Williams, согласился войти в основной штат пилотов. Для этого в кратчайшие сроки была получена суперлицензия, которая позволяла соревноваться в королевском классе – Формуле-1.

Уже в первые месяца карьеры на новом месте Баттон произвел фурор на мировое спортивное сообщество. На ряде этапов молодой британец показал результаты лучше, чем его более опытный партнер Ральф Шумахер. Хорошие успехи на трассе не позволили закрепиться в команде. Президент Williams Фрэнк Уильямс сделал выбор в пользу более опытного колумбийца Хуана Пабло Монтойи. Сам Дженсон получил компенсацию за преждевременный уход, а затем подписал контракт с командой Benetton.

На новом месте Баттон получил в напарники итальянца Джанкарло Физикеллу. Больших успехов в Benetton британец не сыскал, но в это время получил одно из своих прозвищ. Из-за привлекательной внешности спортсмена стали называть Плейбой. Неудачи не сломили гонщика и он остался в команде, которая сменила название на Renault. Ожидания оказались не напрасными. Уже в 2002 году Баттон несколько раз останавливался в шаге от подиума. Такое положение дел не устроило новых домов команды, поэтому британцу пришлось уйти. Он перевел в интернациональный коллектив BAR.

Получив в свое распоряжение более мощный болид, Баттон в 2004 году впервые в карьере выигрывает поул-позишен на трассе в Сан-Марино и в итоге поднимается на подиум. По итогам чемпионата спортсмен занял третье место в общем зачете, выше оказались оба пилота из команды Scuderia Ferrati. После успешного сезона Дженсон планировал вернуться в Williams, но переход заблокировала руководство FIA, посчитавшего, что пилот не выполнил все обязательства перед командой British American Racing.

Решение FIA, оказалось удачным для гонщика. Команду BAR выкупил Росс Браун. К концу 2000-х годов, принадлежащий Брауну болид Brawn GP, довели до оптимального состояния. В напряженной борьбе с Фернандо Алонсо, Себастьяном Феттелем, Кими Райкконеном и Льюисом Хэмилтоном, Дженсон выиграл шесть Гран-при и по итогам сезона стал чемпионом Формулы-1.

В 2010 команду выкупил Mercedes и Баттон перевел в McLaren, где на протяжении нескольких лет показывал хорошие результаты и был в группе лидеров чемпионата. К середине десятилетия болид McLaren перестал быть конкурентоспособным и в итоге результаты гонщика заметно ухудшились.

В 2015 году, имея в активе один чемпионский титул и несколько успешных сезонов в Формуле-1, Баттон завершил карьеру гонщика и переключился на комментирование соревнований. Дженсон не только комментировал этапы Гран-при, но и посещал турниры, брал интервью у гонщиков перед и после стартов.

Личная жизнь

В молодости у гонщика было несколько отношений, про которые знали журналисты. Среди возлюбленных Плейбоя были певица Луиза Гриффитс, звезда телесериалов Роуз Макгоуэн и фотомодель Флоренс Браднелл-Брюс.

В 2015 году чемпион мира Формулы-1 женился на японке Джессике Митибата. Пара прожила около года, после чего подала на развод.

В одиночестве Баттон был недолго. Он начал активный поиск новой возлюбленной, ей стала красавица Бриттани Уорд. Пара некоторое время встречалась, после чего влюбленные стали жить вместе. У пары родилось двое детей. Мальчика зовут Хендрикс Джонсон, а девочку – Ленни Морроу.

Долгое время пара жила в неофициальном браке. Дата свадьбы несколько раз переносилась и в итоге влюбленные поженились 12 марта 2022 года. Церемония бракосочетания прошла во Флориде. Среди гостей была актриса Рене Зеллвегер со своим спутником Антом Анстедом. Он давний друг и бизнес-партнер Баттона.

Дженсон Баттон сейчас

После завершения гоночной карьеры Баттон не сумел полностью расстаться с королевскими гонками. Он не только комментировал турниры, но и был в тренерском штабе Williams. Благодаря усилиям Дженсона случился переход Джорджа Рассела в Mercedes в 2022 году.

Бывший гонщик продолжает сотрудничество со спортивными телеканалами и СМИ. Он выступает в качестве интервьюера и комментатора. Баттон часто посещает Гран-при Формулы-1, чем приводит в восторг своих фанатов.

Достижения

Достижения гонщика по годам активной карьеры:

  • 1998 – победитель Британской Формулы-Форд и фестиваля Формула-Форд;

  • 1999 – бронзовый призер британской Формулы-3, серебряный призер Гран-при Макао, серебряный призер Супер-при Кореи;

  • 2004 – бронзовый призер Формулы-3;

  • 2009 – победитель Формулы-1;

  • 2011 – серебряный призер чемпионата Формула-1.

Интересные факты

Есть несколько версий, почему Дженсона назвали именно так. По одной из версий Баттон получил имя в честь одного из главных соперников отца гонщика Эрлинга Дженсена. Родители изменили одну букву в имени, чтобы не было сравнения с маркой спортивных автомобилей Jensen Motors.

В юные годы Дженсон восхищался карьерой четырехкратного чемпиона Формулы-1 Алена Проста. Об этом гонщик рассказал в своей автобиографии.

Дженсон был профессиональным картингистов и в дальнейшем чемпионом мира в королевских гонках, но вот экзамен по вождению Баттон сдал не с первой попытки.

Дженсон участвовал не только в королевских гонках. Параллельно с этим он участвовал в гонках на выносливость, соревнованиях серии Super GT.

Главные хобби экс-гонщика – маунтинбайк, триатлон и бодибилдинг. Баттон был участником программы Топ Гир, а также снимался в кино.

История Mercedes

История BMW