Как правильно подготовить автомобиль к летнему сезону
Россия – огромная страна с разнообразным климатом. Так летний сезон на севере может быть таким же, как зимний на юге, поэтому довольно проблематично определить начало и конец летнего сезона в этой стране. Но каких бы серьезных отличий не было между календарным и реальным летом, сезонные колебания температур есть везде, поэтому автолюбителю важно быть готовым к определенной погоде. В данном материале будет рассмотрен вопрос о том, как правильно подготовить автомобиль к летнему сезону, включая подробную инструкцию и полезные советы на эту тему.
Как правильно выбрать мотошколу
Когда готовить автомобиль к летнему сезону
Если водитель не знает, когда готовить машину к летнему сезону, то лучшим решением будет не следовать определенным числам на календаре, а придерживаться здравого смысла и смотреть на погоду за окном. Хороший вариант – ознакомиться с прогнозом хотя бы на несколько недель вперед, чтобы определить подходящий момент для проведения сезонных работ. Так можно будет выполнить все процедуры с небольшой потерей времени.
Первое, на что важно обратить внимание, – шины. Многим водителям, увидевшим растаявший снег на обочинах, хочется сразу же поехать на шиномонтаж и поменять резину на более тихий и цепкий летний вариант. Но здесь важно понимать, что если машина эксплуатируется ежедневно, то лучше проводить замену зимних шин на летние только тогда, когда шанс выпадения снега и наступления заморозков будет минимальным. Однако покрышки лучше купить заранее, это позволит сэкономить как время, так и деньги. Это связано с тем, что в пик активности продаж цены на резину значительно возрастают, а на многих шиномонтажках наблюдается целая очередь из машин.
Затягивать с переходом на летнюю резину – также не лучший вариант. С повышением температуры воздуха, повышается и температура асфальта, что приводит к более быстрому износу зимних шин, к тому же сцепка с дорогой ухудшается.
Схожая ситуация наблюдается и с моторным маслом, если автолюбитель заливает в ДВС «сезонные» сорта. Езда на более жидком зимнем масле в теплую пору года не причинит мотору и его узлам серьезного вреда, что не скажешь об использовании летней смазки в холода. Но риски все равно есть, т. к. более жидкое зимнее масло может попросту не справиться с чрезмерными нагрузками летом, ведь большинство водителей в этот период передвигаются на более высоких скоростях.
Так что даже всесезонную смазку, используемую подавляющим большинством автолюбителей, лучше заменить перед летним сезоном, а не придерживаться графика ТО. Если же этого не делать, то как минимум нужно следить за его уровнем и доливать при необходимости. Можно смешать летний и зимний вариант смазки, но все же лучше от этого отказаться.
Еще один важный момент, на который важно обратить внимание, – фильтры. В холодное время года они сильнее забиваются, т. к. транспортное средство передвигается по загрязненным дорогам, а мотор нередко подвергается чрезмерным нагрузкам, не прогревшись до нужного уровня. К тому же расходники стоят не так дорого, чтобы ездить на них до последнего. Идеальным вариантом будет также заменить топливный и воздушный фильтры – это снизит расход и улучшит работоспособность ТС. Если сменить салонный фильтр, то можно избавиться от пыли, пыльцы и иных нежелательных частиц, проникающих в салон.
Проверка кузова авто перед летним сезоном
После воздействия зимних реагентов и весенней слякоти на кузов и салон автомобиля, он как никогда нуждается в полноценной мойке и сушке. В этом случае стандартный «комплекс» не подойдет, т. к. необходимо капитальное обслуживание всех частей транспортного средства, включая:
колесные арки и днище;
моторный отсек;
внешние части ДВС и картер;
узлы трансмиссии.
На некоторых частях грязь может быть не видна невооруженным глазом, но при этом она будет ухудшать работоспособность систем охлаждения, смазки и т. д.
Не лишним будет почистить багажник и сам салон, особенно под коврами, т. к. там может скапливаться влага и грязь, занесенная пассажирами и самим водителем. В некоторых случаях разумно заказать чистку салона паром или иными специальными средствами, т. к. это позволит избавиться от остатков въевшейся грязи и реагентов.
После того как автомобиль будет помыт, необходимо осмотреть кузов и оценить его состояние. При обнаружении на ЛКП небольших рисок и точечных сколов, дошедших максимум до грунта, можно воспользоваться восстанавливающей и защитной полировкой. Если же заметны серьезные царапины и сколы, проникшие вглубь кузова, то лучше не затягивать с проблемой, а в срочном порядке решить ее с помощью покраски. Если не сделать этого вовремя, то вскоре на царапинах и сколах появится ржавчина, которая медленно, но верно будет распространяться по всему кузову.
Не стоит забывать и об окнах. Если на них заметны сильные потертости и налет, от которого невозможно избавиться с помощью стандартной мойки (водный камень), то лучше воспользоваться спецполировкой для стекол. В целом, лучшим решением будет провести подобную процедуру совместно с обработкой «антидождем» перед зимним, а не летним сезоном.
В случае с днищем, осмотреть нужно все элементы. Лучше всего, чтобы они были защищены при помощи антикоррозийного состава. При обнаружении повреждений, их необходимо устранить, а появившуюся ржавчину обработать спецсредствами.
Проверка системы охлаждения перед летом
Основной риск эксплуатации транспортного средств в летний период – перегревы, возникающие из-за жары. По этой причине, готовясь к сезону, необходимо обслужить систему охлаждения, особенно это касается моторного отсека. Важно не только обратить внимание на уровень ОЖ, но и на другие элементы, в том числе:
патрубки;
шланги;
хомуты.
Каждая из деталей могла растянуться, покрыться трещинами и прийти в негодность. В летний период давление в системе может достигнуть критической отметки, что чревато разрывом старых патрубков. Чтобы не допустить возникновения подобной ситуации, стоит проверить работоспособность клапана, расположенного в крышке расширительного бачка. Также после зимы может понадобиться чистка радиатора. Механики рекомендуют проводить подобную операцию минимум 1 раз в 2 года.
Отдельные теплообменники можно найти и в других узлах, например, в АКПП. Если они имеются, важно также убедиться в том, что они не забиты грязью и отложениями.
Проверка кондиционера
В один из теплых дней необходимо проверить работоспособность кондиционера, переведя воздуховоды в положение, при котором они будут дуть в ноги. Выполнив минимальную настройку температуры и установив подачу воздуха на максимум, стоит ожидать понижения температуры в салоне минимум на 10°C относительно температуры окружающей среды. Если снижения не наблюдается, значит система нуждается в диагностике или требуется дозаправка кондиционера хладагентом. Также можно воспользоваться процедурой дезинфекции кондиционера, которая позволит устранить бактерии и неприятные запахи.
Проверка остальных узлов и агрегатов
При эксплуатации транспортного средства зимой тормозная система нагружается незначительно, что чревато потерей подвижности некоторых элементов из-за грязи и коррозии. Также зимой «страдают» амортизаторы и иные компоненты ходовой, поэтому машина в этот период может вести себя заметно хуже, чем летом. По этой причине хорошим решением будет посетить СТО и провести диагностику подвески и тормозной системы. Если есть необходимость, то нужно выполнить следующее:
заменить колодки и диски;
прокачать гидравлические магистрали;
привести в порядок развал-схождение.
Мотор, гидроприводы и узлы трансмиссии также нуждаются в проверке, в этом случае важно, чтобы не было никаких подтеков. Если они есть, то лучше проверить качество смазки и уровень всех жидкостей. Если не выполнить процедуру своевременно, то под действием жары масло станет более жидким и скорость утечки возрастет.
Учитывая, что повышенная температура способствует ускорению протекания химических реакций в АКБ, лучше убедиться в том, что электрическая система верно регулирует ток и не допускает перезаряда батареи. Также важно, чтобы сам аккумулятор был чистым и не терял электролит. Не лишним будет проверить состояние проводов и изоляции, т. к. данные элементы могут быть повреждены. Ручейковый ремень должен быть хорошо натянут, а навесные компоненты исправно работать.
Не менее важной задачей является проверка состояния светотехники и настройка головного света – за время эксплуатации в данных узлах могли произойти сбои. Также не стоит забывать о датчиках, управляемых ЭБУ. Важно провести компьютерную диагностику всех систем автомобиля и убедиться в том, что все работает исправно.
Проверка стекол и дворников
Все действия, описанные выше, лучше доверить опытным автомеханикам. Но кое-что можно сделать и своими силами. Проводя подготовку автомобиля к летнему сезону, стоит проверить щетки стеклоочистителя и, если это необходимо, заменить их. В зимний период им приходится работать в сложных условиях, что приводит к возникновению некоторых неисправностей, включая следующие:
растрескивание резинки;
повреждение каркаса;
ослабление крепления;
лишение подвижности.
Не стоит дожидаться осени, чтобы заменить дворники, т. к. при использовании старых, можно испортить лобовое стекло, нанеся царапины и иные повреждения. Можно воспользоваться специальной летней омывающей жидкостью, которая уберет следы органики.
Важно провести настройку климат-контроля, чтобы обеспечить правильное распределение воздушных потоков. Направлять их на лобовое стекло не нужно, за исключением моментов его запотевания. Иногда случается и другая ситуация: нижняя часть стекла, после охлаждения кондиционером, может покрыться влагой с наружной стороны. Это происходит из-за того, что теплый воздух из улицы конденсируется при стоянке машины или медленной езде. Также иногда возникают ситуации, когда водитель, после длительной стоянки ТС, включает холодный обдув и на поверхности стекла возникают микротрещины. Это происходит из-за резкого перепада температуры.
Не будет лишним снять клеммы с АКБ и хорошо их почистить. Также необходимо осмотреть панель предохранителей. В том случае, если будет обнаружено, что контакты окислились, их необходимо почистить. Подобные действия уберегут автомобиль от появления «глюков» в бортовой системе.
Предотвращение перегрева
Существует несколько проблем, которые могут доставить больше всего хлопот во время эксплуатации автомобиля летом. Речь идет о перегреве мотора из-за работы в сложных условиях, а также о чрезмерном нагреве салона при стоянке. В первом случае закипит охлаждающая жидкость, что может привести к повреждению мотора и необходимости дорогостоящего ремонта. Во втором – будут повреждены декоративные элементы салона, к тому же водитель может получить ожоги.
Постоянный контроль температуры ДВС – полезная привычка, которая позволит предотвратить серьезные поломки. В том случае, если показания датчика превышают «норму», лучше сразу же прекратить дальнейшее движение. Если это невозможно, то нужно включить отопитель салона и открыть окно. Таким образом можно будет понизить температуру системы, сбрасывая чрезмерное тепло мотора. Это может показаться чем-то не очень комфортным, но способ эффективный.
В зимнее время мотор можно не глушить, но вот летом лучше отказаться от подобной привычки, т. к. запущенный двигатель вынуждает работать не только вентилятор радиатора, но и всю систему охлаждения. Но сразу же глушить мотор после длительной езды также не стоит, т. к. в этом случае циркуляция ОЖ по системе прекращается, что может стать причиной перегрева некоторых узлов и агрегатов. Особенно сильно страдают «горячие» турбодвигатели.
В случае, если поблизости нет тени и припарковать машину можно только на солнце, то лучше хотя бы немного опустить стекла. Даже небольшие щели (3-5 мм.) позволят «выгнать» нагретый воздух из салона и обеспечат приток свежего. Таким образом температура в салоне не достигнет чрезмерно высоких значений.
Можно также купить светоотражающие шторки и положить их на переднюю панель. В регионах с повышенной активностью солнца они позволят избежать слишком сильного нагрева салона и уменьшают проникновение УФ-лучей, которые оказывают негативное воздействие на пластиковые и текстильные элементы.
Проживая в южных районах или отправляясь туда на отдых, лучше сразу приобрести специальную накидку или тент, т. к. транспортное средство, скорее всего, длительное время будет находиться под палящим солнцем. Таким образом можно избежать перегрева салона, а также предотвратить выгорание ЛКП.
Важная информация
Подготовка машины к летнему сезону – процесс, который начинается с приходом тепла. В этом случае большее значение имеет не дата, указанная на календаре, а фактическая погода. Важно дождаться наступления тепла, сухости и чистоты на дорогах, но не затягивать до жары. Стоит выделить полноценный день для подготовки, т. к. простой замены масла, фильтров и резины будет недостаточно.
Перед полным осмотром транспортного средства необходимо его тщательно вымыть.
Важно проверить состояние лакокрасочного покрытия по всему кузову.
Загнав машину на подъемник, необходимо провести осмотр антикоррозийного покрытия и проверить состояние защит. Также не должно быть обнаружено никаких подтеков.
Помимо этого, стоит проверить теплообменники, они должны быть чистыми.
На хомутах и патрубках системы охлаждения должны отсутствовать повреждения.
Проверив изоляцию проводки, необходимо убедиться в отсутствие дефектов. Также стоит осмотреть разъемы, клеммы и контактные пары на наличие следов окислов.
Кондиционер должен работать исправно. Если он плохо охлаждает воздух, то стоит посетить СТО для диагностики и заправить его хладагентом.
Важно поменять щетки стеклоочистителя, т. к. даже если они хорошо чистят, то все равно могут повредить лобовое стекло.
В случае обнаружения каких-либо подтеков и дефектов, а также нестабильной работы машины, лучше не затягивать с проблемой и сразу отправиться в автосервис.
После зимы стоит провести ревизию тормозной системы, ходовой части и электрики. Также нужно подтянуть приводные ремни, если это необходимо. В диагностике мотора и трансмиссии нет большой необходимости, но если есть сомнения, то лучше ее провести.