Гоночные серии мира. Чемпионат мира по гонкам на выносливость – World Endurance Championship
Одновременно с 75-м чемпионатом мира «Формулы-1» стартует еще одна серия, которая по составу участников вполне может составить конкуренцию «Королевским автогонкам». 2 марта в Катаре тринадцатый сезон начинает чемпионат мира по гонкам на выносливость – World Endurance Championship (WEC). Давайте перенесемся к истокам марафонских гонок и проследим их историю до наших дней.
Зарождение автоспорта
Изобретение паровых и бензиновых автомобилей в конце XIX века сделало революционные агрегаты не только мерилом достатка и предметом гордости. Появился повод определить, кто и на какой технике окажется быстрее и выносливее. Не прошло десяти лет с момента, когда Карл Бенц запатентовал Benz Patent-Motorwagen, как издателю парижской газеты «Le Petit Journal» Пьеру Жиффару пришла идея организовать первую автогонку. Экипажи должны были преодолеть 126 километров от Парижа до Руана, а победителем объявлялся тот, кто покажет «лучшую комбинацию экономии, безопасности и удобства в управлении». На старт гонки допустили всего 21 автомобиль, их которых всю дистанцию прошли 15 участников. Быстрее всех до Руана (примерно за 11 часов) добрался паровой «Де Дион-Бутон», но судьи посчитали пыхтящую технику слишком грузной и некомфортной и отдали победу машинам «Пежо» и «Панар-Левассор».
Официальное начало история автоспорта получила в 1895 году, когда состоялся 1200-километровый пробег Париж-Бордо-Париж. Ожидалось, что время заезда составит до 100 часов, но на деле победивший Эмиль Левассор вернулся в Париж через 48 часов 48 секунд, показав среднюю скорость в 24.5 километра в час. После финиша Левассор воскликнул «Это было безумие! Я делал до тридцати километров в час». Эта фраза помещена на памятном знаке у финишной точки в Булонском лесу Парижа вместе с портретом пилота.
До конца XIX века подобные заезды прошли в Италии, Германии, США и Великобритании. Развитие техники в начале XX века пробудило интерес к автоспорту у многих обеспеченных любителей, зрителей и организаторов соревнований. Появлялись пробеги, получившие статус ежегодных. Самыми известными стартами стали трофей Британского Королевского клуба, проводившийся на острове Мэн, и итальянская гонка Targa Florio, основанная любителем Винченцо Флорио.
После Первой мировой войны рождались первые классические автодромы, которые стали аренами главных гоночных стартов той поры. Главным событием той поры стало создание кольца «Circuit de la Sarthe» в Ле-Мане. В 1923 году состоялась премьера 24-часовой гонки на выносливость, которая является самым престижным суточным марафоном в мире. Гонка во Франции предъявляла исключительные требования не только к скорости, но и к надежности, терпению и умению распределить ресурсы машины и человеческие силы. Одной из особенностей заезда было разделение машин на классы по их характеристикам.
Создание чемпионата мира по спортивным автомобилям
После Второй Мировой войны Международная федерация автоспорта разработала проект чемпионата, который бы объединял самые престижные мировые пробеги. В календарь были включены как кольцевые заезды – 24 часа Ле-Мана, 12 часов Себринга, 1000 километров Нюрбургринга, «Турист Трофи» на трассе «Дандрод» в Северной Ирландии, так и автопробеги по территории Италии и Мексики – «Mille Miglia», «Targa Florio» и «Carrera Panamericana».
Чемпионат привлек внимание ведущих мировых автопроизводителей. Ferrari, Maserati, Mercedes-Benz, Porsche, Aston Martin – для компаний автомарафоны стали лучшей рекламой продукции. Гонки демонстрировали скорость и качество серийных машин, так что чемпионат мира по спортивным автомобилям был едва ли не важнее стартовавшей «Формулы-1».
Сначала зачет чемпионата велся только среди производителей. В течение первых десяти лет жаркая борьба велась между Ferrari и Maserati. Несмотря на множество побед машин с символом трезубца, звание лидеров среди итальянских марок всегда оставалось за Ferrari. Лишь дважды команда из Маранелло уступила титул. В 1955 году на коне был «Мерседес», но после знаменитой аварии в Ле-Мане, в которой погибло 83 человека, «трехлучевые» покинули чемпионат. В 1959 году настало время Aston Martin. Британская марка год за годом подбиралась к Ferrari, и в конце 50-х годов достигла успеха с помощью Стирлинга Мосса и Кэролла Шелби.
Развитие чемпионата мира
В 1962 году серия претерпела первые серьезные изменения. Приоритет чемпионата был отдан прототипам Gran Turismo, а не серийным моделям, а звание чемпиона мира присуждалось в каждом классе отдельно. В календаре осталась лишь одна гонка по общим дорогам – «Targa Florio». На смену «Mille Miglia» и «Carrera Panamericana» пришли гонки на автодромах в Спа, Монце и Реймсе, а общее количество зачетных этапов возросло до 10.
В новом формате чемпионат просуществовал всего 4 года. В 1966 году регламент упростили для общего понимания, оставив 2 главных класса – чемпионат прототипов с объемом двигателя до 3 литров и чемпионат GT с объемом двигателя до 5 литров и количеством серийных машин не менее 50. Те годы считаются лучшим временем серии – на трассах мира шла непримиримая гонка вооружений. Особо рьяно сражались Ferrari и Ford – Генри Форд II после конфликта с Энцо Феррари рьяно ввязался в марафонские гонки и трижды подряд, с 1966 по 1968 годы, отбирал у итальянской команды чемпионский титул, после чего ушел непобежденным.
Неудачи Ferrari заставили руководителя команды продать половину акций FIAT и начать разработку новой машины. Проблемами «Феррари» воспользовались Porsche, 3 года подряд доминировавшие в чемпионате. Прототипы 908 и 917 громили соперников, а в 1971 году установили сразу 4 рекорда «Ле-Мана» – быстрейший круг в квалификации, гонке, высшая максимальная скорость и самая длинная пройденная дистанция.
Спад популярности, возрождение интереса и окончательный исход
В конце 1971 года чемпионат настигли очередные изменения. Группа 5-литровых прототипов была упразднена, оставив зачетным лишь 3-литровый класс. Из-за этого серия стала терять интерес производителей. Ferrari свернула программу спортивных автомобилей в 1973 году, сосредоточившись на «Формуле-1». Упадку серии способствовала и нестабильность правил – перемены заставляли участников постоянно корректировать производство спорткаров. Вместе к этому календарь «Королевских гонок» расширился до 15 стартов в год, из-за чего происходили накладки чемпионата по гонкам на выносливость на этапы «Формулы-1». Гонщики, которые раньше совмещали выступления в обеих сериях, отказывались от стартов спортивных автомобилей. В их контрактах появлялись запреты на участие в других соревнованиях.
С началом 80-х годов чемпионат мира спортивных автомобилей пережил вторую молодость. В 1981 году впервые звание чемпиона мира стало присваиваться пилоту, а в 1982 году в серии появилась группа C, где двигатели не ограничивались по объему и мощности, а сравнивались по расходу топлива. Это создавало простор в выборе схемы мотора, что вновь привлекло мировых производителей. В чемпионат вернулись Mercedes, Aston Martin, состоялся дебют японских марок – Nissan, Toyota и Mazda. Расширение списка участников добавило и зрительского интереса. 1000-километровые и 12-часовые гонки собирали до 100 тысяч болельщиков, а марафон в Ле-Мане посещало вдвое больше желающих.
10-летний рассвет серии сначала подтвердил успехи Porsche, затем отдал лидерство Jaguar, а к концу 80-х на первое место взобралась команда Sauber, использовавшая разработки Mercedes. Чемпионами в классе прототипов за это время стали такие известные гонщики как Жаки Икс, Штефан Беллоф, Мартин Брандл, Жан-Луи Шлессер.
В 1991 году чемпионат угодил в яму, из которой уже не смог выбраться. Производство машин категории C1 с каждым разом требовало все больше средств, а с наступлением 90-х регламент заставлял использовать двигатели «Формулы-1». Для частных команд затраты стали неподъемными, а большие производители стали уходить из чемпионата в «Королевские гонки», для которых у них уже было все необходимое. Например, Mercedes и Peugeot заключили договоры с командами «Формулы» о предоставлении двигателей. Другие производители, увидев отсутствие конкуренции, не стали заявляться в чемпионат. Сезон 1992 года стал последним в истории первенства по спортивным автомобилям – желающие разрабатывать такую технику просто закончились.
На перепутье
Возобновить мировые гонки на выносливость в 1994 году решили Юрген Барт, Патрик Питер и Стефан Ратель, которые организовали серию BPR Global GT Series. По замыслу партнеров к участию допускались серийные машины, доработанные до спорткаров. Формат гонок сделали единым для всех трасс – протяженность заездов составляла 4 часа. Инициатива прошла удачно – за год серия расширилась с 8 до 12 этапов и привлекла внимание концернов. Пик успеха наступил с выпуском Porsche 911 GT1, которая стала самой популярной моделью чемпионата. К 1997 году среди участников были McLaren F1 GTR, Ferrari F40, Jaguar XJ220 и другие известные спортивные машины. Международная Федерация автоспорта взяла на себя контроль серией, превратив Global GT Series в FIA GT Championship. Коммерческую деятельность чемпионата оставили в руках Стефана Рателя, которому удалось заручиться поддержкой телеканала Eurosport и продвинуть серию на экраны.
Главными категориями чемпионата сначала были прототипы GT1 и GT2, отличавшиеся степенью изменений серийных машин. В 2006 году был введен формат GT3, в котором участвовали практически конвейерные спорткары, из которых было изъято все ненужное. Такой подход привлек Aston Martin, Chevrolet, Dodge, Lamborghini, Ascari и Maserati, что сделало GT3 самым популярным классом серии.
Параллельно с ростом GT Championship продолжался ежегодный марафон в Ле-Мане. Он проводился под эгидой Западного автоспортивного клуба Франции (ACO) и оставался самой престижной 24-часовой гонкой в мире. В 1999 году после неоднократных просьб автопроизводителей имя «Ле-Ман» вошло в название американских гоночных серий. Американская серия Ле-Ман (далее – ALMS) стартовала в том же году и была основана на правилах, которые применяются в «24 часах Ле-Мана».
Первый сезон ALMS прошел на 8 трассах. Основными этапами стали 12-часовой заезд в Себринге и 1000-мильная гонка на трассе «Роуд Атланта». Остальные гонки были ограничены 2 часами 45 минутами. В 2000 и 2001 году серия решилась на выезды в Европу и Австралию, но с 2002 года этапы ALMS проходили только в США и Канаде.
Вместе с ALMS по трассам США колесила серия Grand Am. «Американский Ле-Ман» представляли в основном спортивные прототипы, скопированные с европейских. «Гранд Ам» давал больший простор для участия, допуская и серийные спортивные машины. Так или иначе, гонщики совмещали участие в двух достаточно схожих сериях, которые отличались между собой только владельцами и календарем чемпионата. В 2013 году американские шоссейные первенства перестали меряться престижностью и объединились в один большой чемпионат IMSA SportsCar.
Дорога к чемпионату WEC и старт первенства
Такое многообразие разрозненных туринговых серий подталкивало к воскрешению чемпионата мира по гонкам на выносливость. В 2010 году первый шаг был сделан при участии FIA и ACO. Был проведен первый Межконтинентальный кубок Ле-Мана, включавший всего 3 гонки – «1000 километров Сильверстоуна», 1000-мильный «Petit Le Mans» в США и 1000-километровый марафон в китайском Чжухае. Старт серии посчитали успешным и в 2011 году расширили календарь до 7 гонок, включив в него «12 часов Себринга», этапы в Спа и Имоле и присоединив жемчужину – «24 часа Ле-Мана». Несмотря на доминирование заводской команды Peugeot, чьи прототипы громили соперников на треках, интерес к чемпионату со стороны производителей был достаточно велик.
В 2012 году Межконтинентальный кубок был повышен в статусе до чемпионата мира и сменил название на «Чемпионат мира по гонкам на выносливость FIA». Изначально чемпионат включал в себя 4 категории машин – прототипы LMP1 и LMP2, отличавшиеся уровнем доработки, и туринговые машины GTE, разделенные на категории для профессионалов и любителей. Важное событие произошло в 2017 году, когда серия анонсировала новый класс гиперкаров. Популярность зачета LMP1 падала – из чемпионата уходили непобедимые на протяжении нескольких лет Audi и Porsche, оставляя в классе лишь одну заводскую команду – Toyota. Новшество должно было привлечь крупных производителей и расширить список участников чемпионата мира.
Затея сработала – чемпионат продолжил успешно жить, наблюдая одну за одной победу «Тойоты», но ожидая роста конкуренции через 4 года. Основная борьба велась в младших классах – в LMP2 соревновалось 8 экипажей на прототипах Oreca, Alpine и Dallara, оснащенных британскими двигателями Gibson, в зачете GTE воевали Ferrari, Porsche и Aston Martin.
В 2021 году стартовал класс гиперкаров, где за главный трофей боролись Toyota, Alpine c купленным двигателем и американский Glickenhaus. «Тойота» продолжала выигрывать, но все громче шли разговоры о возвращении в чемпионат команд других концернов. Свежая волна настигла чемпионат в 2023 году, когда на старт главного зачета вышли заводские Cadillac, Porsche, Peugeot и Ferrari. Гонки на выносливость стали соревноваться в престижности с «Формулой-1», обращая на себя все внимание не только «24 часами Ле-Мана», но и остальными этапами. Кульминацией чемпионата стал триумф Ferrari в Ле-Мане – после 50-летнего отсутствия в высшем классе итальянская команда с первой попытки выиграла знаменитый марафон. Несмотря на то, что титул оставила за собой Toyota, поражение в главной гонке года оставило японскому концерну неприятную рану.
Чего ждать в 2024 году?
В этом году представительству чемпионата WEC позавидует любая гоночная серия. Среди гиперкаров будут уже опытные Toyota, Ferrari, Porsche, Cadillac, Peugeot, а компанию им составят прототипы Lamborghini, BMW, Alpine с родным французским движком и дебютант серии Isotta Fraschini. Не менее тесно будет во втором классе, LMGT3, где за победу поборются Aston Martin, BMW, McLaren, Ford, Lexus, Ferrari и Chevrolet.
Список производителей производит впечатление. Но главное, что известные марки магнитом притягивают именитых гонщиков. В этом сезоне на старт чемпионата WEC выйдут 13 экс-пилотов «Формулы-1», не считая спортсменов, бывших тест-пилотами. Конкурировать они будут с мастерами гонок на выносливость, побеждавших как в Ле-Мане, так и на других трассах мира.
Календарь чемпионата заставит серию поездить практически по всем частям света. Сезон стартует в тот же день, что и «Формула-1», да и совсем рядом – первый этап запланирован в Катаре. «1812 километров Катара» откроют сезон, а затем со средней периодичностью в месяц чемпионат посетит Имолу, Спа, Ле-Ман, Интерлагос, Техас, Фудзи и Бахрейн. Финальный акт состоится 2 ноября на автодроме «Сахир».