Лимитед эдишн. Андрей Вдовин – о PR-атаке на лимит
Весь анализ провала сборной России свелся только к одной фразе: «Виноват лимит». Соблазнительно просто найти одну кажущуюся причину того, что российский футбол не конкурентоспособен, и уложить ее в двух словах. Ах, как славно – отмените лимит на легионеров, и наш футбол снова будет прекрасен. Не будет. Не надейтесь.
Впервые главный тренер сборной России после ухода в отставку публично отчитался о своей работе. Леонид Слуцкий дал интервью порталу sports.ru, в котором признался в нескольких допущенных на Евро-2016 ошибках. Рассказ Слуцкого уже успели назвать исповедью и покаянием. Там действительно есть многое: и косвенные обвинения игроков, и куча намеков на всякие неприятные истории. Но вот покаяния там точно нет.
Тур де Франс. Города EURO-2016
Два момента, которые в интервью Леонида Слуцкого покоробили больше всего. Первый связан с обсуждением лимита на легионеров:
– …Обвинять в чем-то футболистов я не хочу. Я говорю не про них, а про систему. Вот если вы можете каждый день работать на 30 процентов, но получать при этом 100 процентов зарплаты – вы будете работать хотя бы на 50 процентов?
– Не буду.
– Ну вот. Хотя, естественно, есть исключения.
Это значит, что в представлении даже лучшего из российских тренеров нет другой мотивации, кроме денег. Что в его мире почему-то не бывает удовольствия от работы. Что желание не чувствовать себя полным ничтожеством после разгрома от Уэльса почему-то тоже не заставляет выкладываться на 100 процентов, а не на 30. И с этим все так легко соглашаются, вроде как так и надо.
Значит, тут не в лимите дело. В чем-то другом.
Всем начинает казаться, что стоит отменить лимит, российские футболисты тут же унесутся в заграничные чемпионаты и там будут сражаться в составах «манчестеров», «реалов» и «баварий». Возможно, это кого-то разочарует, но не будут. Это можно понять по судьбам тех легионеров, кто уезжал из чемпионата России. Думбия – лучший бомбардир последних лет одного из лучших клубов страны – не прижился ни в Италии, ни в Англии и теперь отдан в аренду в Швейцарию. Уезжавший на полгода в «Баварию» Сердар Таски провел там всего три матча. Байе Умар Ниассе не забил в «Эвертоне» ни одного гола. И таких примеров более чем достаточно.
Выбор по списку. 7 вопросов будущему главному тренеру сборной России
После отмены лимита большинство из российских игроков смирятся с уменьшением контрактов и останутся в России. Те, кто уедет, скорее всего, вынуждены будут сидеть на скамейках запасных. Пробьются в лучшем случае всего двое-трое игроков в клубах уровня «Вильярреала», как воспитанник «Мадрида» Денис Черышев. И то далеко не сразу: вряд ли успеют за два года к домашнему чемпионату мира.
***
Тот же Черышев в российских клубах получал бы больше, и предложения у него были. Но он выбрал середняка испанской Примеры, где будет выкладываться на 100 процентов, а не на 30. Это значит, что далеко не все игроки на первое место ставят деньги. Это значит, что морально развращены только футболисты в России. В других странах при выборе «слава – деньги» много кто предпочтет играть при полных трибунах, с уважением к самому себе.
Вопрос в том, чтобы именно таких собирать в своей команде. Чтобы при определении состава учитывались не только теоретические возможности игроков и их талант, как у Кокорина и Мамаева, а реальные способности показать что-то под давлением. Именно таких футболистов у Слуцкого в команде не оказалось. И виноват в этом в том числе тот, кто набирал эту команду, а не только лимит.
***
Сейчас на лимит идет pr-атака. Но полтора десятка лет назад точно так же атаковал лимит. Олег Иванович Романцев, лучший на тот момент тренер страны, клеймил российских легионеров, которые, выступая за клубы Испании, Германии и прочей Европы, недостаточно рьяно боролись за честь сборной России. А девиз «Сильный чемпионат - сильная сборная» поднимали на свои знамена как раз те, кто считал, что лучшие российские игроки должны играть дома.
Страна, где умирает футбол. Андрей Вдовин - о том, почему России никогда не стать Исландией
Этот текст не в защиту лимита. Этот текст в защиту здравого смысла. Этот текст – призыв услышать аргументы и за и против. Аргументами против сейчас забито все информационное пространство. Но и у лимита есть свои сильные стороны. Главные – те же Березуцкие, Игнашевич, Шатов, Кокорин и прочие, то есть лучшее, что у нас есть, могут играть в Лиге чемпионов. Да, это дорого. Да, места для них в составах куплены лимитом и оплачены преимущественно госкорпорациями. Но этот дорогой путь выбран государством, и даже плохой план лучше, чем отсутствие всякого плана.
Худо-бедно он работает. Если бы не лимит, у нас бы не было ни Березуцких, ни Игнашевича (тех, кого Слуцкий называет лучшими в своей команде) – они бы просто уже закончили и вели скромный бизнес. А Кокорин и Мамаев играли бы в условном швейцарском «Базеле» и так же мотались бы бухать в местные клубы, только там бы их никто не узнавал. То есть проводили бы свое время так, как многие российские легионеры 90-х, когда не было в России никакого лимита.
***
Противники лимита говорят: «Отдайте эти деньги детским школам». Но лимит мог стать отличным инструментом для развития футбола, причем рыночным инструментом. Спрос формирует предложение. При дефиците игроков с российским паспортом было бы логично открыть кучу академий, чтобы выращивать футболистов на продажу. Но те деньги, которые могли бы пойти на такие проекты, пошли на зарплаты игрокам. Так оказалось легче. И не нашлось никого, кто мог бы установить барьеры.
Так что дело не в лимите. Дело в контроле над тем, как работают законы, и в понимании, что надо подправить, если что-то идет не так. Дело не в игроках, которые не прогрессируют из-за огромных денег. Они и со средними деньгами не будут прогрессировать, и с относительно небольшими тоже. Дело в тех, кто над ними.
И здесь стоит вспомнить второй момент из интервью Слуцкого. Там, где идет речь про выбор состава на Уэльс:
– Как вы принимали решение о смене состава на матч против Уэльса?
– Очень тяжело. Я все понимал: те варианты, которые мы выбрали на матчи против Словакии и Англии, были, наверное, оптимальными. Мы играли достаточно строго, у нас не было особых провалов, если не считать индивидуальную ошибку, когда Словакия забивала первый гол. Но… Давайте вопрос вам. Вы видите, что на матч с Уэльсом выходит такой же состав, как и на первые две игры. Матч с Уэльсом заканчивается со счетом 0:0. Мы набираем два очка и занимаем четвертое место в группе. Что вы думаете обо всем происходящем?
– Думаю, что вы струсили.
– И так считаете не только вы. Так считают и футболисты, находящиеся внутри команды. Это сборная – здесь все с высоким уровнем амбиций. Перед игрой с Уэльсом я не мог не учитывать их мнение.
Проблема ожиданий. 5 футболистов Евро2016, не оправдавших надежд
Это значит, что футболисты просто-напросто сожрали главного тренера. Получается, Леонид Викторович их просто боится и признается в этом. Он, зная, что делает ошибку, и жертвуя результатом, меняет кажущийся ему правильным состав на другой, чтобы не показаться трусом. Трусом в глазах тех самых игроков, которые, по его собственным словам, развращены лимитом. И после этого вы опять будете говорить, что виноват лимит, а не те, кто должен следить, как он работает?
Текст: Андрей Вдовин
Фото: Global Look Press
Скачайте приложение еженедельника «Футбол»!
App Store: https://itunes.apple.com/ru/app/ezenedel-nik-futbol-zurnal/id957851524?mt=8
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=net.magtoapp.viewer.weeklyfootball&hl=ru