Сергей Фурсенко: «Много негативной реакции это очень хорошо»
Президент РФС Сергей Фурсенко выступил в Балтийском медиа-клубе и рассказал о будущем лимита на легионеров, переходе на систему «весна-осень», тренерском штабе сборной и необходимости коммерциализации футбола в стране.
О видеоповторах
Платини пока что пошел по пути дополнительных арбитров у ворот. Наверное, это достаточно эффективный способ избежать ошибок в ключевых моментах, при взятии ворот. Таких случаев, как с Анри, наверное, удастся избежать. Хотя, вон, на чемпионате мира судья просто потерял концентрацию и не увидел гол, который англичане забили, а ведь его было видно с любой точки. То есть и судья за воротами тоже может проспать. Кроме того, все это может дойти до абсурда, когда вокруг поля будут стоять сто человек и смотреть. Как бы то ни было, пока это просто эксперимент.
Что касается современных технологий, то все люди, которые долго проработали на одном месте, являются по своей сути консерваторами. Поэтому крайне тяжело подвигнуть людей на новые технологии.
Моя личная позиция я не вижу ничего плохого в том, что будет человек за экраном сидеть с гарнитурой. Ему будет совершенно понятно, что происходит, и в сложных моментах, четко описанных процедурно, он будет давать совет главному судье. Тот может прислушаться, а может не прислушаться. На скорость атаки это не повлияет никак. И предвзятости тут не может быть никакой этого человека ничего не стоит проконтролировать: все видят на экранах то же, что и он. Такой способ мне кажется возможным, хотя ФИФА и УЕФА категорически против этих повторов.
О встрече с агентами и скандале с договорняками в первом дивизионе
По поводу встречи. У меня позиция такая надо со всеми встречаться и со всеми договариваться. Я встречался с агентами, которые контролируют 70% рынка там всего человек десять было. И я с ними разговаривал точно так же, как и с вами, о том, что нам нужно, чтобы достичь нашей цели, как мы будем двигаться вперед. Я их призывал выработать общую позицию разные ведь агенты бывают, не только плохие, мы слишком демонизировали этот институт. Я понимаю, что негативных явлений много, тем не менее с наиболее конструктивными агентами надо договориться. Надо ввести дополнительные регламенты, подписать их «Кодекс чести», а потом следовать им четко, жестко разбираясь с теми, кто подписанное нарушает. Но карать только после подписания агенты должны точно понять, что наступило новое время.
Что касается скандала в первой лиге, то у нас есть специальная комиссия, которая разбирается с этим. Есть несколько юрисдикционных органов, которые этим вопросом тоже занимаются. Поэтому, как только ситуация прояснится, мы сделаем выводы соответствующие, примем решение и правосудие свершится.
«Самое страшное для человека, который в футболе существует, исключение из нашего сообщества»
Как наказывать провинившихся агентов? Есть несколько вариантов. Можно просто исключить этого человека из нашего сообщества. Я считаю, это самое страшное для человека, который в футболе существует. Можно лишить лицензии по формальному признаку...
Но я хочу подчеркнуть, что мы не карающая организация мы не милиция. Мы наведем порядок в нашем сообществе, но мы не можем преследовать людей по уголовному законодательству. Этим должны заниматься специалисты. У нас есть Комитет по этике, который должен выразить свое отношение к подобного рода явлениям, к этому конкретному случаю. И на основании регламентов Российского футбольного союза Контрольно-дисциплинарный комитет, Комиссия по агентам должны вынести свои вердикты.
Короче говоря, разберемся и доложим.
О переходе на систему «осень-весна» и критике в свой адрес
К критике нам не привыкать. Помните, что говорили обо мне, когда мы увольняли Петржелу? Только ленивый не пнул ногой. Мы тогда даже отвечать не стали. Никак. И время показало, что все было правильно сделано. Вот и в данном случае: добьемся результата все забудется.
Кроме того, иногда жесткая ответная реакция очень важна для продвижения вперед. Сказав об «осени-весне», я спровоцировал жесткую дискуссию, и мы сразу получили весь набор тех негативных явлений, которые могут возникнуть в связи с этим переходом долго думать не пришлось. Мы можем ответить на каждый из этих вопросов.
Я считаю, что в переходе положительных моментов очень много. Даже если мы просто переобозначим круги и таким образом выиграем в каких-то аспектах, то уже стоит это делать.
Когда говорят, что сейчас все будут играть на снегу, народ не понимает, что это такое. Они считают, что Новый год прошел, и сразу всех вывели на поле и заставили играть. Такого, естественно, не будет.
Во втором дивизионе играет порядка 86-ти команд. Играют пятью зонами, 5 клубов выходят в высший дивизион. Не для прессы ну сделайте 10 этих групп, тогда они будут играть другой турнир, понимаете? Это я говорю слегонца я не буду сейчас говорить, какой вариант оптимальный. Просто вы поймите, что есть колоссальные люфты.
«Мы не идиоты. Мы люди, которые работают на серьезном предприятии»
Чуть-чуть уменьшить первую лигу, чтобы им проще было играть, на две команды, например, сократить, сделать 18: уже две недели мы сэкономили. То есть люфты поубирали везде. Сделали не 5 зон, а, скажем, 10 еще сократили время, когда они играют. И дальше начинаем методично понимать, что нужно сделать, чтобы реально перейти на новый календарь: здесь нужны такие-то поля с подогревом, здесь нужно то-то, здесь нужно се-то. И если все это окажется целесообразным, тогда мы примем окончательно решение о переходе. Но изменить что-то, ничего не меняя, невозможно. Нам ведь здесь не нужно волшебство, нам нужно чудо. А чудо это результат сложного тяжелого труда.
Хватит ли времени на переход? Знаете, как говорят, «он хозяин своего слова: слово дал и слово забрал». Мы не идиоты. Мы люди, которые работают на серьезном предприятии. Не успеем на этом исполкоме, решим на следующем времени у нас достаточно много. Это раз. Второе. Ну давайте предложим перейти на новый календарь в 2018 году. Но это ведь будет бессмысленно. 2012 это то минимальное время, которое нам нужно, чтобы перейти на новую систему. Думаю, что к 2012 мы успеем это сделать. Сейчас специалисты считают, смотрят, постоянные консультации по 5 раз в день проходят с премьер-лигой, с Профессиональной футбольной лигой.
А очень много негативной реакции это очень хорошо, будем точнее работать.
О минусах и сложностях перехода на новую схему
В переходе нет минусов, есть сложности, которые надо преодолевать. Одна из сложностей это то, что финансирование клуба будет проводиться отдельно в двух половинах чемпионата. Потому что, в частности, городской бюджет принимается на календарный год, то есть на конец одного сезона и начало следующего. Сложность здесь связана с тем, что если повышается статус команды, она переходит из одной лиги в другую, то финансирование должно измениться. Но на любом промышленном предприятии идет корректировка планов по половину года. Поэтому мне не кажется, что это глобальная проблема.
Вторая сложность это то, что есть совсем небольшой отпуск, и за это время, за месяц или полтора месяца, довольно сложно подготовиться к следующему сезону. Но ведь и сейчас перерыв между кругами довольно маленький, и все всё успевают.
Наверное, есть еще какие-то сложности. Но из всех проблем, которые я вижу, нет ни одной фатальной.
О плюсах перехода на систему «осень-весна»
Самый главный плюс это развитие футбола. Его так просто не разовьешь. Это самый главный плюс, о котором никто не говорит. Потому что если мы поставим в такое положение чемпионат, то мы методически начнем выполнять те работы, которые необходимы, чтобы чемпионат стал полноценным.
Сейчас произвольным образом стелются какие-то поля, что-то развивается, но нет в этом никакой логики. Если мы зададим этот тренд что мы переходим, все специалисты будут думать, как все построить таким образом, чтобы увеличить сезон в регионах. И все инвестиции пойдут на развитие футбола чтобы мы могли как можно дольше играть: и ангары, и подогреваемые газоны, и так далее.
Если же мы будем ждать, когда придет то замечательное время, когда мы вдруг сможем перейти, ничего не получится, никто этим заниматься не будет. Это самый главный плюс в этой идее толкнуть футбол в направлении упорядоченного развития. Это первое.
«С точки зрения выхода на европейскую арену, это очень большой плюс»
Второе. Конечно, очень важно, чтобы мы были синхронизированы с Европой. УЕФА очень активно настаивает на этом, но и нам, главное, удобнее.Трансферные окна. Мы бились, чтобы зимой было небольшое окно, а летом большое. Не получается. Чуть ли не до драки доходило в Йоханнесбурге, не хочет ФИФА идти нам навстречу. Они нам говорят большой перерыв только между чемпионатами, есть регламент, мы не отойдем от этого ни на шаг. Этот вопрос мы таким образом решаем.
С точки зрения выхода на европейскую арену, это тоже очень большой плюс. Мы должны быть синхронизированы со всеми чемпионатами, с которыми мы конкурируем.
Наверное, еще что-то есть.
Об избиении милицей болельщиков «Спартака» в Липецке
Мы разговаривали уже и с Комитетом по этике, и с Комитетом по безопасности, и с председателями этих комитетов. Конечно, наша позиция достаточно жесткая. Мы считаем, что на каждом футбольном матче должны быть праздники. И мы очень просили бы руководителей МВД, чтобы, с одной стороны, они проявляли сдержанность в своих действиях, а с другой чтобы они становились потихоньку участниками этого праздника. Чтобы они не рассматривали болельщиков как нечто, что мешает жить, а относились бы к ним как к партнерам на этом празднике.
Мы уже, конечно, созванивались и собираемся на следующей неделе встретиться с руководителями МВД, чтобы обсудить эту ситуацию. Ее нужно решать мирным путем. Ведь вся молодежная политика направлена на то, чтобы привлечь как можно больше молодых к такого радом соревнованиям, чтобы все это было мало того что неконфликтно, а чтобы это было празднично и позитивно.
Я, к сожалению, пока лично не видел материалов из Липецка, но те видео, которые оттуда поступили, уже находятся на рассмотрении наших специалистов. После того, как мы все рассмотрим, после того, как мы примем решение по нашему отношению к такого рода вещам, мы отмалчиваться точно не будем.
О лимите на легионеров
Лимит должен соответствовать вектору развития российского футбола. Нужно выстроить сложную систему, чтобы можно было использовать более широкое пространство в виде бывшего Советского Союза. Страны СНГ совершенно подходят для того, чтобы использовать тамошних молодых футболистов, а потом их натурализовывать, чтобы они играли в России. Это наши люди, мы их всех, собственно, рожали на этом пространстве. Молодые игроки из СНГ точно не должны попадать под лимит, потому что потенциально это игроки нашей сборной. Те игроки из СНГ, которые играют больше 70% матчей за свои сборные, тоже люди, которые усиливают наш чемпионат. То есть тут очень много есть параметров. Нам нужно, чтобы у нас, с одной стороны, был сильный чемпионат, а с другой чтобы на подходе было большое количество молодежи, которая потенциально может выступать за нашу сборную.
Это лишь один из элементов схемы, которую мы сейчас дорабатываем. Доработаем и анонсируем.
То, что мы сейчас засветили Студенческую футбольную лигу это тоже надо учитывать. Мы пытаемся запустить интеграционные процессы, чтобы весь бывший Советский Союз играл на нашем пространстве. А если так, то нужно создавать определенные условия для молодых людей из республик бывшего Советского Союза.
Об отечественном тренере во главе сборной
Я думаю, что должны быть тренеры-россияне. Другое дело, что нужно понимать, кто конкретно может справиться с этой задачей. Я думаю, что надо вырастить своих таких, которые действительно могли бы работать на очень высоком уровне.
В настоящий момент Дик Адвокат является оптимальной фигурой, с одной стороны, с точки зрения продолжения курса Хиддинка, а с другой с точки зрения глубокого знания российского чемпионата. Это человек, который может дать футболистам очень многое, потому что он суперпрофессионал, как вы сами знаете. Я бы не хотел его сравнивать с отечественными тренерами, но вы всех их знаете. И, честно сказать, на сегодняшний момент, когда начинается достаточно мощное движение вперед, рисковать не стал бы, не стал бы ставить в тяжелое положение отечественных тренеров.
«Адвокат должен работать и должен вытащить за собой целую плеяду тренеров»
У меня позиция такая. С одной стороны, Адвокат должен работать и должен вытащить за собой целую плеяду тренеров. По крайней мере, уже три человека потенциально те, кто должен котироваться как тренеры это два помощника, Бородюк и Писарев, и тренер молодежки. Это те люди, которые должны быть на самом-самом верху. То есть их надо тянуть.
Мы построили достаточно серьезный штаб сборной и сейчас занимаемся всей вертикалью как женской сборной, так и мужской, начиная с ранних возрастов и заканчивая национальной сборной. Их необходимо построить так, чтобы они воспитывали нужное поколение футболистов. Как вы знаете, из юношеской команды Колыванова, которая в свое время выиграла Европу, ни одного игрока на настоящий момент не играет на серьезном уровне. А из сборной Германии, которая противостояла команде Колыванова, чуть ли не половина играет во взрослой сборной. Поэтому, конечно, нужно выстроить систему. Нам помогут и Берт ван Линген, и Вера Пау специально выбрана пара специалистов по мужскому и женскому футболу. И даже если сборные разных возрастов сейчас не будут придерживаться одной тактической схемы, то уж точно наигрывание игроков на конкретные позиции будет уже сейчас.
Об играх сборной за пределами Москвы
Моя задача максимально коммерциализовать футбольную отрасль. Вот мы перенесли финал кубка России в Ростов и получили колоссальный эффект от этого. Как это произошло? Ко мне пришел бухгалтер и сказал, что будет порядка 12 миллионов убытка, если мы этот мачт будем проводить в Лужниках. Мы придумали моментально схему, при которой мы уезжаем в регион. Я позвонил Чубу, Чуб согласился, начали работать в этом направлении. Прошло два с половиной месяца или три максимум. Когда мы приехали в Ростов, мы сразу изменили вообще все ракурсы: отремонтировали стадион, подъездные пути, повесили новое табло, был колоссальный праздник. Сейчас я смотрел, как «Спартак» играл в Ростове та же самая атмосфера. Так что надо не бояться идти в регионы. Другое дело, что инфраструктура должна соответствовать сборной.
Нам нужно зарабатывать деньги для юношеского футбола. Нам их дают недостаточно. Все думают, что корпорации будут всегда платить. Это иллюзия. Нам надо создавать совершенно другой футбол. Не то что все время надо говорить только о деньгах нет, но надо перестроить менталитет людей, которые работают сейчас в футболе. И научить их это самое главное. Чем, собственно, я и занимаюсь.