«Баскетбол для школьников». Главы 14 и 15

14. Пространство и время

Где и когда?

На баскетбольном английском это звучит как спейсинг и тайминг (spacing and timing). Важнейшие понятия игры команды. Разумное расположение игроков на площадке при игре в нападении и защите позволяет атаковать сбалансировано, разнообразно, гибко, последовательно (потоком) и защищаться, перекрывая все угрозы. Действия, сделанные вовремя (не ранее и не позднее, чем требуется) в соответствии с общим ритмом, темпом и скоростью помогают нападающим атаковать эффективнее. Защита старается разрушить баланс в расстановке соперника (чуть дальше от комфортной бросковой зоны), затруднить игру в привычном темпе (заставить спешить при принятии решений или затягивать время атаки соперника), изменять скорость игры в своих интересах (с быстрыми - замедлить, с медленными - ускорить).

Эти элементы важны для установления контроля над ходом игры. А как известно, кому удаётся в большей степени контролировать игру, тот в итоге и побеждает.

Загружаю...

Поэтому при планировании и выполнении тренировочных упражнений жизненно важно акцентировать внимание на тренировке у ребят хорошей ориентировки в пространстве и во времени выполнения. Например, располагаться в определённом участке, проходить по определённой траектории, при прохождении через какую-то зону менять выполнение задания т.е. делать в привязке к месту. Следить за «ГДЕ?».

При этом выполнение привязывать ко времени, тренируя «КОГДА?». Например, делаю пока партнёр не поднимет руку, пройдёт определённую зону, подаст определённый сигнал. Даю пас не тогда, когда мне удобно. А в момент, когда партнёр займёт определённую позицию на площадке и будет готов принять мяч. Не раньше и не позже. В определённый момент. И пас буду выполнять не в сторону партнёра, а в мишень: дальнюю, от его защитника руку, на определённой, удобной для приёма, высоте и в точке удобной для начала броскового движения, дриблинга или паса. В этом случае после того как партнёр получит мяч у соперника проблем в защите добавится, а у нападающих задача по взятию корзины упростится. Если пас полетит раньше, ниже, ближе – проблемы будут у принимающего, а значит и у всей атакующей команды. Защита запишет себе в актив перехват, нападение будем иметь потерю или плохой бросок с плохой же для добивания позицией игроков на стороне без мяча.

Это к слову о важности постоянной тренировке чувства пространства и времени.

Тренировать нужно постоянно, на всех занятиях, следить и корректировать на всех играх.

Планируем тренировку времени и пространства заранее до тренировки. На тренировках помогаем ребятам почувствовать важность этих элементов и приучаем постоянно контролировать своё местонахождение относительно своих партнёров, относительно развития игры/перемещения мяча и относительно защиты соперника.

Загружаю...

Регулируя процесс простыми правилами. Например, отдал в одну сторону – откройся под корзину и уйди на другую сторону (если не получил мяч). Для партнёра, расположенного у боковой линии на стороне без мяча: если с вершины дуги партнёр сделал рывок под кольцо – займи его место. И т.п. простые правила – быстрые движения, на автомате.

Быстрые перемещения дадут новые варианты для свободных бросков и затруднят сопренику игру в защите.

15. Как учить? Три группы.

По ходу игры одни играют, другие готовятся их заменить. Это  игре. Когда ты находишься на площадке в игре, запасные игроки наблюдают за тобой со скамейки. А на тренировке? Если все одновременно выполняют задания и затем одновременно отдыхают, то что-то в подготовке идёт не так как в будет происходить в реальной игре.

Старайтесь чаще использовать принцип трёх групп при проведении упражнений и тренировочных игр. Две группы дают ритм не характерный для баскетбольной игры. Все участвуют «внутри» упражнения, а затем все отдыхают «снаружи» упражнения. Этот тип организации даёт меньше возможностей для роста.

Три (и более) группы дадут более полезный формат. Например, пять игроков, два мяча. Направляющие лицом друг к другу. Первые двое начинают выполнять упражнение (дриблинг с обводкой фишек) навстречу друг другу, третий, четвёртый готовятся участвовать. Пятого можно ставить в конец какой-то колонны, а можно использовать в качестве защитника против первого… в любом случае появляется группа отдыхающих/наблюдающих игроков. Тех, кто после наблюдения/отдыха будет готов выйти и сделать упражнение быстрее, энергичнее и правильнее.

Вот как это может выглядеть в случае применения разбивки на три группы:

  • Нападение-защита-отдых. Игры (упражнения) 5х5х5, 4х4х4, 3х3х3 для тренировки защиты на 1/2площадки. Отдыхающие за лицевой под одним щитом. Нападающие в краске или 2х очковой площади тыловой зоны. Защитники – между центральной и 3х очковой линиями передовой зоны. Возможные ситуации: нападающие промахнулись/потеряли (хорошая защита). Нападавшие занимают место защиты. Защитившиеся хорошо–идут отдыхать. Отдыхавшие вступают в упражнение в роли нападающих. Нападающие забили/добили (плохая защита). Нападавшие идут отдыхать. Отдыхавшие нападают. Защищавшиеся играют в защите снова. повтор защиты против той же команды нападающих. Все фолы пробиваются по правилу «один бросок за два (или за три)» очка. Выполняется только один штрафной. Промах – борьба за отскок. Попадание – засчитывается два или три очка (зависит от места фола).

Варианты: для команды защиты - до одной хорошей защиты, до 2х хороших защит, до 2х хороших защит подряд, с обязательным касанием для защиты центральной линии после одной защиты для перехода в новую защиту, с обязательным выходом в 3х очковую, с обязательным выходом из «краски».Для команды нападения – атаковать тем же мячом, что и предшествующая команда нападавших, атаковать своим мячом, начинать стартовать после того как нападавшая до них команда забила мяч с игры.

Загружаю...

Если будем тренировать переход в защиту после забитого, то группу отдыхающих А расположим за лицевой линией передовой зоны. Группа нападения Б атакует от лицевой тыловой зоны, группа защиты В, защищается от центральной линии. Если нападающие Б забивают с игры/добивают после промаха или реализуют штрафной бросок, вводом мяча в игру из-за лицевой контратаковать будут отдыхавшие, группа А. Защищавшиеся, группа Б, отойдут за лицевую. Нападавшая группа Б, набрав очки вынуждена защищаться против новой, свежей группы А, которая атакует на полной скорости максимально энергично. Без относительно удачно или нет завершается контратака группы А, игра пройдёт без остановки. До набора очков группой Б. В этом случае атаковать против группы Б будет группа В. Группа А отойдёт за лицевую.

Варианты: один мяч на все группы, группа А играет своим мячом (два мяча на всех). Играть до набора определённого количества очков какой-то командой. В нашем примере командой Б и командами А и В.

  • Лидер-зеркало-наблюдатель.  При обучении технике, на этапах закрепления/совершенствования двигательных навыков важно отключать зрительный контроль за выполнением движения, включая его для наблюдения за происходящим вокруг. Лучшим способом организации является распределение выполняющих по ролям. Тот который выполняет двигательное действие (например, дриблинг) стоит лицом к центральной линии в паре метрав от неё. Это «лидер». Он задаёт темп, ритм, степень усилия, направление дриблинга, выбор руки. Стоящий лицом к нему, напротив в паре метрах от центральной линии – «зеркало». Его задача – выполнять всё, что он видит в исполнении лидера зеркально. Глаза фиксируют картинку, мозг после обработки даёт команды своим рукам/ногам/телу. Тело реагирует на команды и в автономном от зрительного контроля режиме исполняет комбинации движений лидера. Позади «зеркала» в паре-трёх метрах располагается «наблюдатель». В какой-то определённый момент, через какое ориентировочное время (15,30,45 секунд) «наблюдатель» даёт сигнал. Например, поднимает одну руку вверх. Этого момента ждёт «лидер». Увидев сигнал «наблюдателя» он с дриблингом перемещается к «наблюдателю», чтобы передать тому свой мяч и, самому стать «наблюдателем». Увидев движение «лидера», на его место перемещается «зеркало» занимая с его местом и его роль. «Наблюдатель» делает пару шагов навстречу «лидеру», чтобы принять у того мяч. Занимая место «зеркала», принимает его роль. «Лидер», передав мяч «наблюдателю», принимает его роль и занимает оставленную им позицию.

Смена ролей может происходить после ошибки «лидера» или «зеркала».

  • Соревнование двух участников(групп) навылет. Свободный участник (группа) ждёт пока не определится проигравший. Вступает в единоборство с победившим. Проигравший – отдыхает. Применяется при тренировке двигательных качеств. Перетягивания, выталкивания, отжимания о пола и т.п. Применительно к развитию навыков этот принцип хорош в бросковых упражнениях. Например, на ½ соревнуются 2 группы по 3 игрока до определённого количества попаданий с определённых точек. Те, которые делают эти попадания раньше могут оставаться в упражнении для следующей игры, а могут получать отдых (в зависимости от периода сезона и задач тренировки). Если нужно стимулировать соревновательную составляющую, остаются победители. Мотивация проигравших и выбывающих из упражнения при этом растёт. Если это происходит в конце тренировки и впереди игровой день, то нагрузку лучше не форсировать, а просто поддержать навыки в условиях ближе к игровым, на пульсовом режиме выше 120 уд\мин, то напрашивается отдых победителей. Отдыхающие (группа из 3х игроков) наблюдавшая за бросками включаются в новое соревнование. Ведётся новый счёт очков

Принцип трёх групп особенно выручает при совершенствовании тактики. Всегда есть группа, наблюдающая за процессом. Она включается с новой энергией, хорошей мотивацией и сделав определённые выводы из предыдущего выполнения. В то время пока игроки находятся в роли отдыхающей группы у них появляется возможность обсудить какие-то моменты. Лучшее, что можно наблюдать в построении побеждающей команды, это элементы сотрудничества, саморегуляция и самоорганизация. Причём в упражнение включается группа, которая имеет самый высокий уровень энергии. Оказывая тем самым на группу, играющую в защите дополнительное давление. А, что может быть лучше для развития игроков, чем тренировочный режим приближённый (а в идеале в каких-то компонентах превосходящий) к тому с которым игрокам предстоит встретиться в игре?

Загружаю...

Если при этом включить правило «смена ролей только при хорошей защите» и при этом пробивать все штрафные по правилу «1 за 2»? При этом под хорошей защитой понимать тот момент, когда соперник не забил мяч в корзину и защитники овладели мячом без нарушения правил. А если дать возможность нападающим добивать мяч после своего промаха? А если меняться ролями после «Двух хороших защит»? «Трёх?» «Двух хороших защит подряд»?

Представляете возможности для развития игроков этих тренирующих установок?

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
О баскетболе