Рикельме: Мечта на первом месте

Номер 10 был важной частью жизни Хуана Романа Рикельме. Это был его игровой номер — возможно последний десятый номер, который ассоциируется с томным, классическим стилем, характеризующимся сообразительностью, которая превалирует над физическими данными. Именно в возрасте десяти лет юный Роман узнал, что его отец был членом местной банды. Десятка — это то число, которое определило Рикельме, число, которое воплотило миллионы мечтаний.

Его второе имя Роман было ему дано неслучайно. В те времена другой Джей Ар господствовал среди газетных заголовков во всем мире. Джей Ар Юинг, возможно самый известный персонаж мыльных опер в восьмидесятых был главным героем телевизионных программ по всему миру. Далласская звезда заставила публику полюбить то, к чему нельзя прикоснуться. Двадцать лет спустя тоже самое сделал и Хуан Роман Рикельме.

Загружаю...

Бегство Романа с европейского континента окончательно разрушило хрупкую связь между мечтой о классическом футболе и современным миром. В этой битве современность, ведомая духом времени, несомненно, победила бы. 

Это была аргентинская «Архентинос Хуниорс», команда, сыгравшая главную роль в развитии Хуана Романа Рикельме. Также немаловажным был тот факт, что это команда из Буэнос-Айресского района Ла Патерналь, и это первая причина всех сравнений с Марадоной. Однако на самом деле ничего общего у Рикельме с Марадоной нет. Их стили, несмотря на всю их эффективность, были обособленными. У них были разные характеры и разные мечты. Ярлык «Новый Марадона» очень тяготеет, однако это не смутило Рикельме. Роман знал, что он особенный. 

Академия «Архентинос» в то время была очень знаменита, её часто называли «колыбелью звёзд». Все это помогло ему выковать запредельный уровень игрового интеллекта и технической изобретательности, благодаря которым и становятся легендами. В раннем возрасте Роман пользовался методами Марадоны, Серхио Батисты и Фернандо Редондо. Негабаритный и робкий, в детстве он страдал от хронической усталости. Однако тренеры «Хуниорс» помогли воспитать многообещающего игрока. Однако у игрока, на которого они возлагали надежды, были свои планы. 

После того как юный фанат «Бока Хуниорс» отверг предложение «Ривер Плейта», состоялась сделка между «Архентинос» и «Бокой» и юный Роман с радостью переехал в другую часть Буэнос-Айреса. Его роман с «Бокой Хуниорс» продлился почти двадцать лет, и он вписал своё имя в список величайших игроков этого клуба. 

Загружаю...

Если раньше его с некоторыми оговорками сравнивали с Марадоной, то теперь имя самого Рикельме неустанно скандировали на «Ла Бомбонере». Так родился новый герой.

 

Он сразу добился успеха. Одарённый аргентинец, играющий между атакой и полузащитой, привёл клуб к шести титулам, в том числе и Кубку Либертадорес в 2000 и 2001 годах. Для болельщиков этот успех был ощутим, однако что не могло поддаться восприятию — так это гений Рикельме. Его движение, контроль, изящество и чувство партнёра было сродни чуду. Его способность создать момент из ничего роднила его с Марадоной. Несмотря на разные игровые стили, у них была общая игровая черта — непредсказуемость.

Рикельме был игроком настроения и постоянно нуждался в признании. Ему было необходимо слышать, что он главный придумщик, главный винтик в этой машине. Ему необходимы были партнёры, выполняющие за него черновую работу. Как и в оставшуюся часть своей игровой карьеры, борьба с усталостью превалировала в игре атакующего полузащитника.

На протяжении его карьеры на Ла Бомбонере он был другим игроком. Для Рикельме никогда не было конечной цели забить гол. Он видел себя в роли инструмента, способного вскрыть оборону соперника. В лиге, где игра в атаке — это определяющий фактор успеха, и, следовательно, столь желанная возможность переехать в европейский чемпионат, Роман явно выделялся. Он желал быть главным, игроком которой будет ответственным за игру в атаке. Он хотел управлять ситуацией. Если он выключал тумблер, партнёрам приходилось просить его включиться снова. В этом весь Рикельме. Это влияло на команду. Он был тщеславен.

Загружаю...

Его показатель — 44 гола в 194 матчах за «Боку» в период между 1996 и 2002, однако эти цифры недостаточно отражают его влияние на команду. Чего не учитывает статистика, так это красоту многих его голов: начиная от тех, что вспоминаются благодаря сумасшедшему дриблингу, дальнобойным выстрелам и зрячим парашютам, и заканчивая штрафными ударами. Однако нарезки на Ютубе быстро устранят эту несправедливость.

Итак, со всем багажом титулов, достигнутых в «Боке» и, конечно, игре в сборной, Хуан решил переехать в Европу. Большинство грандов увивалось вокруг решившего сменить обстановку полузащитника, который в это время переживал семейную драму, связанную с похищением его брата.

«Барселона» была настойчива заинтересована в его услугах, не оставляя надежд всё-таки сделать из него нового Марадону. Хуан согласился переехать на Камп Ноу. Сумма трансфера составила всего девять миллионов фунтов стерлингов.

Европа всё-таки соблазнила его.

Ни один из новобранцев «Барселоны» не был столь же ожидаемым как Рикельме. В это время видеозаписи только стали наводнять онлайн пространство: на южноамериканских талантов теперь можно и смотреть, а не только читать о них. Болельщики видели, за что были заплачены деньги, и оценили его талант.

Однако, они не догадывались (но конечно не все), как Ван Гал собирался использовать талант этого игрока. Такой игрок как Рикельме просто не вписывался в его схему. В свой второй приход голландец быстро маргинализовал Романа, назвав его «политическим подписанием». Политическое подписание или нет, всё равно он был в команде. 

Загружаю...

В Рикельме, постоянно требующем внимания к своей персоне, Ван Гал быстро разочаровался. Результаты не оправдывали ожиданий, и клуб не мог ждать, пока суперзвезда адаптируется. Рикельме двигала мечта заработать денег на дорогостоящее лечение матери, возможность получать награду за свой талант — однако в «Барсе» этому не суждено было сбыться. Не имея шанса показать себя, барселонский путь Рикельме закончился, толком не начавшись.

Критики как стервятники кружили над аргентинцем. В Буэнос-Айресе его хейтеры называли его «pecho frío» (нерешительным — прим.), что дословно переводится как бессердечный, за то, что он недостаточно выкладывался на поле. Утверждали, что он просто потеряется на поле. «И что он будет делать в таком клубе как «Барса»?» — недоумевали они. В некотором смысле они были правы, гений Рикельме базировался на шарме в ущерб функциональности. Он никогда не был тем игроком, которым можно закрыть позицию. В современном футболе ему пришлось бы тяжко под руководством топ-тренеров, исповедующих принципы закрытого пространства. Несомненно, он гениален, однако это не должно освобождать его от черновой работы.

Эра Рикельме в «Барселоне» эффектно закончилась подписанием Роналдиньо — «сине-гранатовые» не вписывались в лимит легионеров (лимит на игроков без паспорта страны Евросоюза — прим.) и Рикельме был вынужден искать новую команду. Бенито Флоро, опытный испанский тренер, в то время возглавлявший «Вильярреал», не упустил момента подписать Хуана. Ему нужна была вариативность в атаке и он готов был дать Роману свободу, чтобы потом наслаждаться как «Барселона» будет кусать локти.

Загружаю...

Постепенно сравнения с Марадоной улетучились. Присоединившись к Роману в солнечной провинции Кастельон, Диего Форлан уже после вояжа в Манчестер стал партнёром Рикельме по команде. Ему уже приходилось наблюдать за его игрой, будучи игроком «Индепендьенте», и он с трепетом вспоминает: 

«Мы стали партнёрами в 2005. Он был одной из главных причин, почему я выбрал «Вильярреал». Мы играли в нападении и он, как настоящая десятка, снабжал меня голевыми передачами. Мы еще не были знакомы, однако он пожал мне руку на тренировке и настоял на том, чтобы я пришел к нему на домашний ужин. Роман спросил меня, какая еда мне нравится.

Я ответил ему, что не отказался бы от миланезы (филе в панировке). Тем же вечером я пришел к нему, он приготовил миланезу и картофельное пюре. В плане готовки с ним мог бы соперничать только мой брат. Рикельме настоящий специалист по картошке. 

На поле мы сразу взялись за дело. Мы оба пережили непростые времена в наших предыдущих клубах. Но в «Вильярреале», под руководством Мануэля Пеллегрини, который знал нас еще с тех времён, когда тренировал аргентинские «Сан-Лоренсо» и «Ривер Плейт», мы вновь вышли на свой уровень игры. Рикельме всегда ждал от меня рывок, чтобы выдать мне передачу. О таких передачах мог бы мечтать каждый форвард. Почти каждая такая передача заканчивалась голом. 

Мы играли в футбол не для того, чтобы завести друзей или обменяться рукопожатиями с соперником. Мы всегда играли на победу. Хуан это закрытый, но преданный человек, который вырос в многодетной семье. Он обожает своих братьев и сестёр. Очень непросто войти в его круг доверия, однако когда ты входишь в него, Роман становится твоим близким и преданным другом».

Загружаю...

Немногим игрокам достаётся столько похвалы от партнёров. Где бы ни был Рикельме, его всегда любили партнёры и обожали трибуны. Обвинения в том, что он недостаточно работает без мяча просто абсурдна, ведь для этого играли его партнёры. Тем немногим, которые возмущались, зачастую приходилось благодарить Романа за то, что он спасает игру, создаёт голевые моменты и стягивает на себя соперников, создавая большее пространство для партнёров.

Легко ругать лошадь за то, что она не тянет карету. Некоторые лошади просто не созданы для этого, они слишком прекрасны. Им присуща более изысканная атмосфера. В его голове должно быть нарисовано тысячи картин. Когда простые смертные отдают ему мяч, он доставляет его именно туда, куда нужно. В ситуации, когда любой другой игрок ударил бы, Рикельме заговорил бы мяч, и улучшил бы позицию. Гений — это слишком часто используемое слово. Но не в этом случае.

При Мануэле Пеллегрини, который сделал себе имя в Европе, Рикельме на некоторое время превратился в лучшего плеймейкера в мире. Он постоянно выступал за «альбиселесте», а его игра в «Вильярреале» была плодотворной.

Несмотря на нереализованный пенальти в матче против «Арсенала» в полуфинале Лиги Чемпионов 2006 года, он был удостоен звания «самого артистичного игрока в Испании» газетой «Марка». Он оседлал волну, которая, как многим казалось, приведёт его к победе на Чемпионате Мира со сборной Аргентины.

Продолжение следует...

Автор перевода: Voxer

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
БарсаМания
Популярные комментарии
neiznashikh1
Игрок от Бога! Читал игру на уровне Зизу и Скоулза
sundance
Интересный материал, но текст надо редактировать лучше.
2 комментария Написать комментарий